Элина Кириллова

$10 млн на онлайн-трекер или ставка на облачные сервисы



Недавно фонд Bain Capital Ventures (BCV) вложил $10 млн в американский стартап Wrike - онлайн-сервис для управления проектами. Основатель Wrike – Андрей Филев - выходец из России.

Wrike является портфельной компанией фонда TMT Investments, который инвестировал в стартап $1 млн в 2012 году. Фонд не стал выходить из проекта и сохранил свои 4,5 %. В ноябре 2012 года Wrike вышел на российский рынок, но список клиентов пока не пополнился нашими компаниями-гигантами. Судя по всему, российский рынок не входит в основные цели стартапа. Среди американских компаний в клиентами Wrike являются такие гиганты, как Google, PayPal, HTC, Nissan, Adobe и др. Головной офис Wrike, Inc. находится в Кремниевой Долине.

Мы решили спросить у экспертов их мнение о российском рынке облачных сервисов. Есть ли смысл вкладываться в SaaS/Cloud?


Артем Инютин, директор по инвестициям TMT Investments


Рассматривали ли вы возможность выхода? Сможет ли Wrike захватить российский рынок?

TMT Investments свой пакет не продавал, остается в проекте и твердо верит в его дальнейший рост.
Wrike, будучи американской компанией, не имеет никаких намерений соревноваться с российскими крупными трекерами, Wrike - проект глобальный, с клиентами более чем в 50 странах. Приоритетным для него остается американский рынок.

А почему вы в свое время решили вложиться в проект?

TMT Investments участвовал в сделке, так как Wrike обладает всеми необходимыми для нашего фокуса инвестирования качествами. Это облачный проект worlwide с сильным лидером и большим потенциалом вирального развития. Правильный тренд, отличный менеджмент и хороший маркетинг. Наш фонд, например, - клиент Wrike.

В чем вы видите основной потенциал облачных сервисов?

Идея облачных сервисов настолько же революционна, как и идея самого интернета. Потенциал ее огромен, так как она меняет стиль жизни человека - иметь доступ с телефона в любой момент времени и в любой точке мира к любым профессиональным и личным данным. Практически каждый активный человек готов платить за это деньги. В зависимости от платежеспособности населения, в США эта сумма может быть чуть больше, в развивающихся странах эта сумма может составлять несколько долларов в месяц. Но, уже попробовав эти сервисы, человеку трудно потом отказаться от них, он будет менять их, переходить на более удобные, но продолжит пользоваться. TMT Investments видит огромный потенциал в этом рынке, растущем семимильными шагами. Это такой колоссальный B2C.

Потенциал рынка в России - очень велик. С ростом интернет-проникновения и доходов населения, переходом населения на смартфоны, улучшения ситуации с Wi-Fi в общественных местах, облачные сервисы будут быстро расти. Естественно, рост будет преимущественно среди людей молодого и среднего возраста. Например, 10 -15 млн из самого активного населения россиян вполне могут платить около 0,5 -1,5 млрд долларов в год. В будущем, естественно, эти цифры будут расти.


Иннокентий Белоцкий, председатель наблюдательного совета Cloud4Auto Ventures 


В чем вы видите главный потенциал рынка облачных сервисов? Насколько такие сервисы безопасны?

Главный потенциал рынка облачных сервисов –это огромный сегмент малых и средних компаний в России, которые нуждаются в современном программном обеспечении, но не готовые платить большие единовременные платежи за лицензии и внедрение. Если говорить о конкретных цифрах, то можно привести в пример рынок автосервисов, который условно можно разделить на 4 категории:

  1. 40 крупных дилерских группы от 10 центров
  2. 80 средних дилерских групп от 5 до 10 центров
  3. 1 300 маленьких дилерских групп от 1 до 5 центров
  4. 40 тыс неофициальных автосервисов

Если крупные и средние дилерские группы могут позволить себе купить современные дорогие программы для управления своим бизнесом или разработать их самостоятельно, то маленькие дилеры и неофициальные сервисы не способны тратить от $ 100 тыс за такие проекты. Именно такие компании являются самым перспективным сегментом для разработчиков облачных сервисов, при условии, что они будут стоить от 10 до 50 тыс рублей в месяц и не требовать каких-либо значительных инвестиций на установку. Наибольшим потенциалом будут обладать игроки, которые предоставляют SaaS-решения с отраслевой спецификой, так как бизнес-процессы в разных индустриях могут значительно отличаться.


Как развивается российский рынок облачных сервисов относительно мира?

Россия, как обычно, отстает в развитии IT-приложений на несколько лет от США. Но именно сейчас наблюдается начало бума облачных сервисов. Рост составляет более 100% в год, тогда как в остальном мире этот рынок растет около 20-25%.

Насколько регионы готовы пользоваться данными сервисами?

Регионы, на мой взгляд, сейчас гораздо активнее готовы покупать такие сервисы. С одной стороны, они в свое время потратили значительно меньше средств на внедрение классических программных продуктов для управления бизнесом, а с другой – региональные компании тщательнее относятся к вопросу снижения инвестиционных расходов и, как следствие, программные продукты по подписке для них более привлекательны, чем классическое ПО.


Михаил Смолянов, основатель "Мегаплан" - одного из крупнейших в России онлайн-трекеров:


Каков средний APRU у SaaS-сервисов?

В среднем 100-200 руб в месяц за человека. В средней компании-клиенте трекером пользуются 10-15 человек - это 1-3 тыс рублей в месяц. У многих сервисов есть бесплатные тарифные планы для 3-5 сотрудников.

Насколько такие сервисы безопасны?

Основные клиенты SaaS-сервисов - это малый и средний бизнес, для таких компаниях SaaS-провайдер точно обеспечивает и лучшую безопасность, и лучшую отказоустойчивость, чем обычный сисадмин в компании, который часто может вообще быть приходящим студентом.

Понятно, что крупная компания, типа банка или сотового оператора, имеет свой датацентр, большой штат IT-специалистов и может обеспечить очень высокий уровень безопасности, но для малого бизнеса SaaS -замечательный выбор.

Динамика роста российского рынка облачных сервисов относительно мира?

Cейчас SaaS/Cloud - модные слова, аналитики приписывают к таким сервисам много чего лишнего. При темпах роста в США и Европе около 30% в год, в России рынок растет более, чем на 50%.

Насколько регионы готовы пользоваться облачными сервисами?

У нас уже давно больше половины клиентов не из Москвы и Санкт-Петербурга, так что регионы давно готовы и используют.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно