Роверы в законе: в России впервые вводят правила для роботов-доставщиков
Они получат номера и страховку — а за ДТП c их участием будет отвечать человек
Роботы-доставщики наконец получат законную «прописку». Минэкономразвития разработало проекта, который вводит экспериментальный правовой режим для коммерческой эксплуатации роверов. В документе — лимиты скорости, правила ДТП и план по масштабированию на 37 регионов.
Права и обязанности курьеров на колёсах
Сейчас роверы от Яндекса уже курсируют в Москве, Иннополисе и Мурино. Их около 160 штук. Новый документ впервые называет робота участником движения и прописывает для него конкретные нормы:
- Лимит скорости — до 25 км/ч,
- По тротуарам — не более 10 км/ч,
-
При пересечении дороги — 6 км/ч.
Если робот мешает пешеходу — он должен остановиться.
Каждому устройству присвоят номер и нанесут на него QR-код. Обязательной станет страховка на 500 тысяч рублей. В случае аварии без ущерба здоровью можно будет обойтись без вызова полиции. Если есть пострадавшие — отвечать будет представитель компании и сотрудник, ответственный за техническое состояние устройства.
Масштабирование в регионы
Новый экспериментальный правовой режим станет своеобразной заявкой на масштабирование. Яндекс подал инициативу ещё в мае, надеясь выйти в 20 новых регионов. Сейчас в проекте уже 37 субъектов — от Удмуртии до Иркутской области. В каждом регионе предполагается протестировать сценарии, включая суровые климатические и логистические условия.
По расчётам Минэкономики, к концу первого полугодия 2025 года 368 роботов перевезут 310 тыс. заказов, а к концу второго статистика увеличится до 465 роботов и 467 тыс. доставок. К концу третьего года экспериментального режима в России будет 2680 роверов.
Мнение государства и бизнеса
В Минэкономике объясняют: масштабирование необходимо, чтобы создать единые правила и отработать алгоритмы.
«Ряд логистических задач последней мили можно поручить роверам, но, чтобы выработать единые правила их использования, нужен больший масштаб», — прокомментировал директор департамента цифрового развития Владимир Волошин.
В Яндексе уверяют, что в проекте учтены все особенности эксплуатации, от климата до городской инфраструктуры.
Контекст
Механизм ЭПР используется в России с 2021 года — в него попадают роботакси, дроны, беспилотные грузовики и трамваи. До сих пор роверы работали «на птичьих правах»: их не было ни в ПДД, ни в законе. Это создавало пробелы в регулировании, в том числе при авариях или ущербе.
Теперь же уличные роботы-доставщики превращаются в управляемый рынок — государство впервые называет их полноценными участниками движения. Следующий шаг — интеграция в экосистему городской логистики. И если всё пройдёт по плану, у курьеров появится конкуренция на колёсах.
Фото: Егор Алеев/ТАСС
- 1 Apple готовит первый бюджетный Mac для студентов — ноутбук будет стоить меньше $1000 и выйдет уже в 2026 году Apple готовит первый бюджетный Mac уже в 2026 году 05 ноября 2025, 10:57
- 2 «ИИ не волшебная пилюля. Это долго, дорого и больно» Алиса Анкушева — о том, почему внедрение ИИ ради халявы оборачивается миллионными убытками 02 ноября 2025, 09:00
- 3 Илон Маск намекнул на создание летающего автомобиля Tesla: прототип могут показать уже в конце 2025 года Илон Маск пообещал создать летающий электромобиль Tesla 01 ноября 2025, 18:00
- 4 Кибербезопасность для бизнеса в 2025 году: кто и сколько зарабатывает, а кто теряет миллиарды Корпорации и МСП под ударом, ИБ-рынок растёт, компании не готовы 31 октября 2025, 18:45