Top.Mail.Ru
Новости

Aquifer: как заработать на воде

Новости
Софья Терехова
Софья Терехова

PR-директор Russian Startup Rating www.rsr.vc

Софья Терехова
Aquifer: как заработать на воде

Продолжаем серию интервью с командами-участниками Russian Startup Rating.

Aquifer — стартовавший в декабре 2012 года проект по производству и продаже установок для водоочистки и водоподготовки. Комплексная очистка воды обеспечивается комбинированием электрохимической обработки воды с аэрацией и ударным диспергированием водо-воздушной смеси. В июле 2014 проекту присвоен рейтинг A. Штаб-квартира — г. Электросталь (Московская область).


Команда


Андрей Кобзев (CEO и основатель), Игорь Жуков (CTO и основатель) и Петр Михеев (CMO и основатель)

Как все начиналось?

Петр Михеев: Я достаточно давно занимался различными бизнесами, потом решил отдохнуть и пошел в МГТУ им Н.Э. Баумана, чтобы вести различные технологические проекты университета. В какой-то момент на меня вышли люди с интересной идеей, которая оказалась мне близка по духу, потому что была связана с вполне практической и перспективной  задачей по очистке воды и при этом имела научную составляющую. Так я, собственно, и познакомился с Андреем Кобзевым и Игорем Жуковым — нашими генеральным и техническим директорами. Мы решили двигаться дальше вместе. Было это около двух лет назад.

Таким образом нами заново и в доработанном формате был запущен бизнес, которым мои партнеры по команде начинали было заниматься в самом начале 2000-х. Тогда они занимались поставками оборудования водоочистки для нужд вахтовых поселков «Газпрома». Их оборудование использовало электролиз воды для ее обеззараживания и насыщение кислородом воздуха для окисления  железа. Потом эта компания, в силу разных причин, сошла на нет, а идея и документация остались. И мы подумали, отчего бы не перезапустить такой бизнес? Связались со старыми заказчиками, они очень за нас порадовались, но денег не дали.

И как же вы стали продвигаться?

Стали стучаться во все фонды и двери, какие только можно. Но закончилось все в итоге тем, что собрали личные деньги в объеме примерно $100 000, доработали старую документацию, подали заявку на полезную модель и запустили сборку установок. К сентябрю 2013 года мы собрали и испытали первую работающую установку, разработали на нее технические условия и получили сертификат соответствия Таможенного союза, что позволяло нам свободно ее продавать и, главное, гарантировать поставки заказчикам. Участие в «Открытых инновациях» в прошлом году подтвердило правильность выбранного пути и дало нам несколько полезных региональных контактов.

Расскажите подробнее про принцип работы ваших установок.

Задача установок — сделать воду пригодной для питья или иного применения. Для этого существует несколько классических способов: хлорирование, озонирование, обработка ультрафиолетом, ультрафильтрация  и электролиз. В процессе  электролиза вырабатывается небольшое количество хлорноватистой кислоты (гипохлориты), из солей, присутствующих в воде. А гипохлориты уничтожают  бактерии.

Этот способ обеззараживания хорош по нескольким причинам. Люди опасаются использовать хлор, который опасно хранить, перевозить и дозировать: это все-таки отравляющее вещество. Поэтому где-то с конца XX века люди начли переходить к применению ультрафиолета и озона. Но тут тоже есть проблема: озон сам по себе яд, а ультрафиолет не обладает последействием. Он дезинфицирует воду только поблизости от источника ультрафиолета, но уже через полметра движения водяного потока от этого эффекта ничего не остается. Поэтому при использовании этого метода в цикл очистки все равно добавляются установки по дохлорированию. Кроме того, ультрафилетовые лампы дольно сложны, а их поверхность требует постоянной очистки. Поэтому электролиз пока остается самым эффективным и безопасным способом дезинфекции.

Разве такая технология уже не используется на очистных сооружениях?

Да, эпизодические случаи есть. Например, в Санкт-Петербурге и Владивостоке. Но там речь идет о крупномасштабных системах водоочистки. Уникальность же нашего предложения не столько в технологии, сколько в ее упаковке и оптимизации под заказчика. Они рассчитаны на среднего клиента, потребляющего 20-50 кубометров воды в день, и более компактны, чем существующие аналоги.

Есть ли еще какие-то отличительные нюансы?

Есть масса технических тонкостей: например, при электролизе разрушаются электроды, и мы решаем эту проблему путем их покрытия оксидом рутения. Это, в общем, не секретный способ, но его нужно знать. Мы знаем и используем.

Есть и еще один научный нюанс, который мы применяем в работе установки. Мы объединили электролиз с диспергированием (перемешиванием воды) и, тем самым, резко повысили эффективность окисления примесей. Это важно, потому что обычно вода из подземных источников почти не содержит бактерий, но содержит большое количество железа и других примесей. Их нужно окислить. Обычно это делается с помощью насыщения воды кислородом (на больших водоочистных станциях) или пропусканием воды через слой катализатора, окисляющего железо.

Но в этих способах есть свои минусы: каталитическая засыпка дорогая и требует постоянного пополнения или восстановления, а насыщение воды кислородом требует постоянной работы электрокомпрессора, что чревато постоянными дополнительными расходами на электроэнергию. Поэтому при активном пользовании водой это становится нерентабельным. Мы же применяем решение, придуманное Новосибирским институтом горного дела: эжектор-диспергатор, который интенсивно  перемешивает воду, насыщая ее кислородом воздуха. При этом он не имеет механических движущихся деталей. Он позволяет и экономить электроэнергию, и снижать количество гипохлорита, который бы в ином случае тратился и на окисление железа, и на окисление всех остальных примесей. А так мы все легкие примеси окисляем воздухом, а бактерии убиваем при электролизе.  

Уже есть клиенты?

Да, две установки уже работают в Сургуте и Якутске, а еще одна стоит в Электростали в рамках системы подготовки производственной воды. К слову, у многих производств есть такая проблема: вода есть, но в ней слишком много примесей для того, чтобы можно было применять ее в технологических процессах. И тут мы можем пригодиться.

То есть, ваша установка — это не какой-то фиксированный вариант? Он может подстраиваться под цели заказчика?

Установки собираются как бы из модулей-«кубиков» — в зависимости от состава воды и требований к очистке. Нужно, например, обессоливание — добавляем соответствующую ступень. Убираем модуль обеззараживания, если вода подземная, или модуль обезжелезивания — если поверхностная. Кроме того, наша технология может применяться не только в системах подачи питьевой воды, но и при очистке бытовых и  промышленных стоков, при обеззараживании бассейнов и т.п. В зависимости от этого будут свои сборки и модификации. В самом простом варианте установка обойдется потребителю в 190 тысяч рублей, в полном — 500 тысяч, а установка для очистки промышленных стоков (например, гальванических) обойдется в полтора-два миллиона.

А если нет электроснабжения? Какова потребляемая мощность установки?

Это вопрос решаемый: любой генератор справится с такой задачей. Мощность установки от 1,5 до 3 кВт. Я, например, видел классические контейнерные варианты: ставится дизель-генератор, солнечная батарея, ветряк и т.п.

Какую воду вы сами пьете?

Я не особо придирчив в этом смысле. Пока все еще пью воду из кувшина, хотя его эффект меня сильно удивил: несмотря на то, что я регулярно меняю картриджи, в чайнике все равно остается накипь. Но я как-то не очень переживаю по этому поводу и продолжаю пить такую воду.

Вы сейчас ищете инвестиции?

Да — либо инвестиции, либо стратегического заказчика. Оценочно, нам нужно примерно 150 тысяч долларов на продвижение нашей продукции и ее совершенствование.

Дало ли вам что-нибудь участие в RSR?


Как минимум, в моральном плане, с точки зрения полученного фидбэка и рекомендаций — да. Поиски же инвестора пока продолжаются, так что тут мы еще своей цели не достигли.

За новостями Russian Startup Rating можно следить на странице проекта в Facebook.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Сколько сегодня можно заработать на контенте: интервью с основателем креативной редакции «Рыба»
  2. 2 «Монополизация ИИ и дипфейки куда опаснее восстания машин»: что делать, чтобы прогресс не обернулся против человека
  3. 3 «На франшизе KFC я смог бы заработать даже больше»: почему основатель «БлинБери» выбрал блины
  4. 4 Дмитрий Фомин: «Мы строим ИТ-компанию, но она очень человекозависимая»
  5. 5 «Мы возвращаем авторам ценность их работ». CEO сервиса защиты авторского права — о развитии LegalTech в России