Софья Терехова

GO+: мы знакомим устройства между собой


Продолжаем серию интервью с командами-участниками Russian Startup Rating.

GO+ — стартовавший в мае 2013 года облачный сервис, позволяющий объединять различные устройства, работающие в формате «интернета вещей». Платформа дает пользователям возможность быстро разворачивать собственные сервисы и создавать новые на базе предоставляемых API. Рейтинг Russian Startup Rating — АА. Штаб-квартира — Санкт-Петербург.



Команда


Александр Гранкин (управление, маркетинг и стратегия), Алексей Сидоренко (разработка продукта), Андрей Прокопьев (технологии и производство)


Как случилось так, что вы занялись тематикой интернета вещей? Как мне кажется, это не так просто технологически. У вас есть какой-то особенный бэкграунд?

Александр: Изначально мы интернетом вещей, как таковым, не занимались. Концепция относительно новая, и нас в нее очень удачно занесло. У нас с коллегами был интересный проект, связанный с развитием сервисов в области GPS- и геолокации. И максимум, как это назвали в тот момент — межмашинное взаимодействие (поскольку в основе лежит передача данных между датчиками от машины к машине). Потом, знакомый всем рынок M2M (межмашинного взаимодействия) разбавила достаточно интересная концепция «интернета вещей», зародившаяся в Массачусетском университете. На тот момент мы полностью и определились с вектором направления.


Что предшествовало тому моменту, когда вы вплотную занялись проектом GO+? Как вы прощупывали потребность рынка в чем-то подобном?

Александр: Мы с Алексеем Сидоренко более шести лет вместе проработали в digital-агентстве, занимались разработкой веб сервисов и мобильных приложений.  На тот момент, у нас было много возможностей и времени на общение с руководителями компаний-производителями и сервис-провайдерами, что позволило хорошо понять проблемы и потребности клиентов. Параллельно занимались популярной тогда тематикой «Smart City», создавая концепцию «умных остановок» общественного транспорта.

Алексей: По сути, уже тогда мы начали создавать GO+, только мы еще сами не знали, что это будет именно этот проект. Умных устройств становилось все больше, а бизнесу было сложно и дорого разрабатывать под каждое устройство отдельный сервис. Возможность получить инструмент, который мог бы позволить быстро разрабатывать сильно кастомизированные новые сервисы, не задумываясь о сложности подключения устройств. Однажды мы предоставили им такую возможность, подключив устройства различных производителей при разработке нового сервиса.

Какие это были устройства?

Александр: В том случае это были стандартные устройства: GPS-трекер и парочка устройств из концепции «умный дом» (датчики движения и освещения). После этого мы прошлись по одним из наших потенциальных клиентов — провайдерам услуги  «умный дом»  — узнали, что они закупают устройства у разных производителей, каждый из которых предлагает девайсы, работающие по различным протоколам связи. В итоге, чтобы наладить работу с устройствами и создать кейс для пользователей, сервис-провайдер тратит огромное количество времени и денег.  Тогда мы и решили разработать инструмент, который сможет легко «знакомить» различные устройства между собой.

Алексей: Не стоит забывать, что интернет-сервисы, типа Твиттера или каких-нибудь фитнес-приложений типа Moves, также вписываются в концепцию «интернета вещей». Например, соединение Твиттера и GPS-навигатора может стать интересным решением по автоматической трансляции данных о вашей поездке прямо в твит-ленту.

Это и было реализовано?

Александр: Даже более того. Сейчас мы не только подключаем устройства для управления ими, но и добавили среду разработчика, где можно настраивать собственные сценарии управления между устройствами. Например, сегодня вы хотите, чтобы при подъезде к офису, кофеварка варила вам горячий кофе (при этом она будет определять ваше местоположение по gps-трекеру). Потом у вас появится наручный фитнес-браслет, такой как jawbone, и кофеварка, например, сможет варить кофе по взмаху вашей руки. Каждый день появляются новые устройства, а вместе с ними — новые потребности и желания.

Алексей: Мы долго думали, как должен выглядеть такой сервис, как сделать его удобным и доступным. Наше решение — использование архитектурной концепции социальной сети.  Вы добавляете устройства в свою ленту, можете предоставить доступ к их данным другим пользователям. Вы можете вообще не иметь ни одного реального устройства, но быть подписаны на сотни других — метеостанции, транспортные трекеры, кондиционеры и видеокамеры. В рамках данной концепции вы можете, например, прийти в кафе, подписаться на кондиционер в своем профайле «GO+» и управлять им.

Как вы оцениваете текущую ситуацию: много ли людей учитывают наличие возможности удаленного управления при покупке какого-то нового устройства? В целом, насколько массовый потребитель готов войти в интернет вещей?

Александр: Конечно, этот рынок еще только зарождается и пока немногие учитывают наличие такой возможности. Я думаю, что массовый потребитель достаточно быстро войдет на рынок при выполнении нескольких условий. Первое — это стоимость устройств (они должны стать доступными для потребителей), ну а второе — это решение о стандартизации протоколов.

А у вас дома есть интернет-вещи?

Александр: Вообще, у всех членов нашей команды теперь много этих штук. Есть ряд интересных мини-кейсов. Классный кейс придумал один из членов нашей команды для своей жены, после того как она приобрела себе напольные весы, помогающие учитывать количество сожженных калорий. Теперь, если она не сожгла их достаточное количество на фитнесе, что покажут весы при взвешивании, после шести вечера холодильник она открыть не сможет. Тут ребятам пришлось потрудиться с железками на холодильнике. Но это, конечно, просто фан в рамках работы над проектом.

Как будете развиваться?

Александр: Как мне кажется, в России пока в первую очередь людям нужно просто донести и объяснить, что такое вообще «интернет вещей». В рамках работы над «GO+», мы планируем freemium-модель: мы будем давать людям бесплатный доступ, в рамках которого они смогут подключить до трех различных девайсов.

Если им будет нужно больше — за абонентскую плату, из расчета $1 за одно дополнительное устройство в месяц. Если говорить о целевых рынках, сейчас начинаем в России, но ориентируемся на глобальный рынок. За рубежом уровень проникновения интернета вещей в повседневную жизнь людей выше. В сторону азиатского рынка мы пока смотреть не хотим: там огромное количество устройств, не всегда понятных для нашего рынка, и огромное количество протоколов, которые не всегда используются и работают в Европе и США.     

Есть ли что-то, что стало для вас открытием при работе над проектом, удивило?

Александр: Я удивлен, что даже на западном рынке сейчас не хватает горизонтальных решений. Все большие бренды — такие, как Google или Apple — покупают вертикальные решения. Например, не так давно Google купил Nest Labs, производителя датчиков для «умного» дома. Возможно, таким образом они готовятся к захвату рынка, чтобы потом объединить все скупленные вертикальные решения в одно горизонтальное (смеется). Большие корпорации готовятся к прыжку, чтобы успеть занять лидирующие позиции, потому что на глобальном рынке интернета вещей лидера еще нет. Так что мы пока, как серферы, сидим и ждем волны, которая уже очень близко.

За новостями Russian Startup Rating можно следить на странице проекта в Facebook.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно