Новости

HUDWAY: как превратить случайность в перспективный бизнес

Новости
Софья Терехова
Софья Терехова

PR-директор Russian Startup Rating www.rsr.vc

Софья Терехова
HUDWAY: как превратить случайность в перспективный бизнес
Присоединиться

Продолжаем серию интервью с командами-участниками Russian Startup Rating.

HUDWAY — это мобильное приложение для проекции дороги в перспективе на лобовое стекло, позволяющее повысить безопасность водителя в условиях ограниченной видимости. Приложение работает на платформах iOS и Android, и для его функционирования не требуется установка дополнительного оборудования. На территории России проект стартовал в августе 2013 года, а в октябре 2013 года была запущена его международная версия. В апреле 2014 года Russian Startup Rating присвоил HUDWAY рейтинг «ААА».


Команда


Иван Клабуков (CEO, продвижение и развитие проекта), Алексей Останин (финансовая часть, технологическая экспертиза и тестирование продукта).

Расскажи, как ты пришел к реализации идеи проекта?

Иван: Для меня это партнерский бизнес, который мы делаем с моим двоюродным братом. Года три назад он очень увлекся профессиональным ралли и достиг отличных успехов — в прошлом году стал обладателем Кубка России. И каждый раз, возвращаясь с очередной ночной гонки, он делился впечатлениями. Чтобы понимать, что такое ночной этап ралли, обрисую: это ночь, лес и вертлявая узенькая дорожка, по которой надо вваливать на скорости 100-150 км/ч. Поэтому стоимость ошибки там очень велика: ты сразу улетаешь, машина в хлам, и восстанавливать ее крайне дорого. А брат тогда взял себе нового штурмана, которому не очень доверял ввиду того, что у того было мало опыта. И вот он все время говорил мне: "Представляешь, как было бы здорово, если бы у меня была еще какая-то подсказка, хотя бы iPad с обычной навигацией. Тогда я хотя бы боковым зрением смогу визуально контролировать штурмана". Но мы подумали, что такое решение только отвлекало бы его от дороги.

Потом мы нашли одно лазерное решение: одна американская компания лазером проецирует на лобовое стекло «веревочку», которая, извиваясь, показывает, куда идет дорога. Брат сказал: "Всё, покупаем, — это то, что надо". Потом выяснилось, что эта штука стоит около 8 тысяч долларов, и мы резко передумали. И на какое-то время оставили эти мысли. А потом получилось так, что мы ехали из Ижевска в Пермь ночью по неосвещенной дороге без разметки, и поболтав с кем-то по телефону, бросили его на панель. И увидели, что его экран идеально отражается на лобовом стекле. И у нас сразу, что называется, «щелкнуло» в голове, и мы, при первой возможности, сразу начали делать наш HUDWAY.

Получается, все вышло как-то случайно?

Да, есть такое дело. Так вот, сначала мы просто хотели сделать обычную навигационную программу, адаптированную под такой формат использования, где бы показывались просто стрелки с указанием числа оставшихся до поворота метров, и уже сделали всё для этого, но тут Леша (брат) сказал, что "Всё это не пойдет — надо делать полностью рисованную дорогу, которая реально повторяет контуры той, по которой ты едешь, как бы дорисовывая края, которые ты не видишь". В итоге от этой идеи отказались, но все равно сделали указания поворотов в виде дороги в формате 3D, потому что так она выглядит живой и более информативной. Ты видишь все изгибы и перепады высот и, что важно, не только один ближайший поворот, но и следующий за ним, что делает тебя более подготовленным и уверенным. То есть, по большому счету, это виртуальный штурман. И если реальный штурман создает у тебя в голове аудио-картинку трассы, которая находится впереди, то здесь эта картинка визуальная. Кстати, и аудио-сопровождение в следующей версии, которая готовится к выходу, тоже будет сделано по аналогии с репликами реальных гоночных штурманов.

А почему HUDWAY? Это вроде бы от названия технологии?

Да, HUD — это Head-up Display. То есть это просто обозначение этого класса устройств. Это пришло в жизнь из военной авиации, где пилот смотрит на информационный экран, не отвлекаясь на всякие панели, то есть, в буквальном смысле, «не опуская голову».

А как насчет WayRay — они разве не ваши конкуренты?

С одной стороны — да, они конкуренты, но с другой — мы с ними вроде как дополняем друг друга: делаем одно и то же, но идем разными путями. Мы создаем доступное и дешевое мобильное решение, а они делают фундаментальную вещь, с проекторами, встраиваемыми в машину, и прочими сопутствующими системами. Эта история намного сложнее, и развивается, в общем-то, уже достаточно давно. Поэтому мы, как мне кажется, выигрываем именно с точки зрения легкости применения технологий. А точнее, ориентируемся на разные ниши — они больше завязаны на автопроизводителей, а мы — на самих автовладельцев, на Mass Market.

Как, удается совмещать работу над проектом с основной деятельностью?

Тяжело, если честно. У Алексея проект отнимает чуть меньше времени, а у меня им занято практически сто процентов моих временных ресурсов. Потому что я верю, что проект точно «выстрелит» и выйдет на хороший и качественный уровень через год-два, а значит, надо им заниматься вплотную. Поэтому там, на второй работе, я уже практически все делегировал своим ключевым сотрудникам.

А писали приложение, получается, своими силами?

Да, вся разработка велась и ведется внутри компании. Мы пробовали отдавать небольшие выделенные задачи на аутсорс, и в общем-то результат был хороший, но времени на постановку, разъяснения и передачу компетенций уходит в этом случае чуть ли не столько же, сколько занимает сама разработка. Сейчас мы пока полностью приватные, вкладываем только свои силы и капитал. На данный момент, это уже около 100 тысяч долларов. Из них много ушло на продвижение, но большая часть — непосредственно на разработку.

Сколько людей в команде?

Сейчас у нас, помимо двоих основателей, три программиста, один дизайнер, один тестировщик и еще одна девушка, которая занимается вопросами продвижения.

Сколько вам уже — получается, где-то год?

Soft Launch проекта на Россию у нас состоялся 7 августа 2013 года. Так что да, уже скоро будет год. А на мир запустили 27 октября 2013 года. Приложение уже есть на английском, немецком, польском и китайском языках.

Даже на китайском?

Да, мы нашли себе через AIESEC китайского студента, который все нам перевел. Но в Китае нас ждала неожиданность. Он был для нас одним из ключевых рынков, наряду с США, Россией, Японией, Германией и Англией. Но там получилось так: после запуска китайской версии скачивания сразу начали резко расти, а потом наш Support обвалился — китайцы писали, что приложение не работает. Местоположение автомобиля, которое показывалось, не совпадало с реальным, а было левее, правее, выше или ниже. Оказывается, у них на уровне государства заложено искажение и смещение GPS-позиций. Сейчас мы уже нашли способы борьбы с этим: подсказали ребята-программисты. Поэтому мы приостановили продвижение на китайском рынке, и возобновим его сразу же, как только внесем корректировки в программу.

Какие есть  планы по дальнейшему развитию?

У нас есть в мыслях совершенно другой проект, который будет логическим продолжением текущего. Называется HUDWAY Device. Мы хотим сделать мини-проектор — маленькую коробочку, которая будет крепиться, как антирадар, и показывать изображение, которое будет четко видно не только ночью, но и днем. Это будет внешний дисплей телефона.

Думаешь, через пять лет сами автопроизводители не будут оснащать свои машины подобными устройствами?

Да, думаю так и будет — это сейчас основной тренд.

Как же будете бороться?

А не надо бороться. Через пять лет этим будут оснащены еще далеко не все машины, такие системы будут только в марках премиум-сегмента. И это хорошо. Владельцы остальных марок, не имея такой опции, тоже захотят попробовать, что это за штука. И мы будем предоставлять им такую возможность. То есть это только подогревает рынок.

А сколько пользователей уже скачало ваше приложение?

Где-то полмиллиона. Из них большая часть — на iOS и процентов 10 — на Android (потому что мы запустили для него бета-версию только в феврале). Количество активных пользователей не так велико, но радует, что десятки тысяч пользователей (по статистике Flurry) запускают наше приложение, как минимум, один раз в месяц. Пока мы не проводим активности по возврату пользователя в приложение — доведем приложение до ума и начнём уделять этому больше и больше внимания...

Каких пользователей вы для себя определили как активных?

Тех, кто запускает приложение хотя бы один раз в месяц. Потому что пока мы не полноценная навигационная система, а вспомогательный инструмент для улучшения видимости в критических условиях. У нас нет привязки маршрута к конкретным картам, есть только направления движения. Возможно, мы сделаем версию с картами, где эта проблема будет решена, но это дело будущего. Поэтому наш целевой пользователь — это человек, который ездит между городами по трассе в ночное время, что среднестатистически происходит не чаще одного раза в месяц. В городе наша система не нужна, тут это скорее определенный Fun.

Из этих двадцати тысяч активных пользователей сколько уже что-то платит? И хватает ли этого для того, чтобы получать прибыль?

Нет, операционную прибыль мы пока не получаем. Сейчас в приложении есть две встроенных покупки, но в будущих версиях мы собираемся экспериментировать с монетазацией, искать золотую середину. Например уже в следующей версии, которая выйдет с голосовым ассистентом, останется только подписка на режим PRO, и цена будет выше — в силу большей зрелости продукта. Стоимость подписки будет составлять около $3 в месяц. И, конечно, по-прежнему останется всегда доступный бесплатный вариант Basic.

А сколько нужно получать с пользователя, чтобы проект окупался?

По нашим расчетам, нам надо увеличить собираемость хотя бы до 12 центов с каждой бесплатной загрузки.  Мы поставили себе такой план на этот год — будем к этому стремиться, экспериментировать, применять другие каналы монетизации. Плюс, в этом году у нас в планах увеличить количество установок до 2 миллионов. Рукава мы уже закатали — посмотрим...

До этого вы, как ты сказал, не привлекали дополнительных средств в проект. Планируете ли делать это в дальнейшем?

Да, такие планы есть. На развитие приложения HUDWAY мы хотим привлечь около $300 000 инвестиций. Средства пойдут на разработку возможностей программного интегрирования с существующими встраиваемыми автомобильными системами и на продвижение, покупку трафика.  

Дало ли проекту что-то весомое участие в Russian Startup Rating?

В прошлом году мы, с помощью RSR, поучаствовали в «Открытых инновациях». И вообще, могу сказать, что RSR — это та площадка, которая реально что-то делает, а не просто, скажем, форум, где тусуются стартапы, где еще «плюс один» никто не заметит. Через нее ты получаешь «выжимку» мнений большого числа экспертов. Это очень круто, во-первых, как фидбэк, как таковой. И, во-вторых, отражаясь в присваиваемом индексе, это коллективное экспертное мнение становится весомой ценностью — даже в глазах западных менторов, с которыми мы общаемся. Кроме того, через RSR на проект выходят, например, многие журналисты: для них это тоже авторитетный ресурс, которому можно доверять.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter