Софья Терехова

YouRoute: «Хотим стать законодателями мод в планировании путешествий»


Продолжаем серию интервью с командами проектов, участвующих в Russian Startup Rating.

YouRoute — интернет-сервис для планирования самостоятельных путешествий. Включает в себя подробные путеводители по городам и странам, планировщик маршрутов и метапоисковик по авиабилетам, отелям и прокату автомобилей. Ресурс обладает развитой социальной составляющей: активная социальная сеть путешественников позволяет получать рекомендации опытных путешественников и ответы экспертов на тематические вопросы, а также общаться с членами сообщества в рамках публикации фото- и видеоотчетов о своих поездках. Проект стартовал в 2011 году, а в декабре 2013 года получил рейтинг A по методологии Russian Startup Rating.

Основатель — Александр Артюхин

Поехали! Расскажи, как все начиналось?

Лет девять назад я съездил в большое самостоятельное путешествие по нескольким странам Европы, и у меня уже тогда появились проблески идеи по созданию сервиса, который поможет людям организовывать такие поездки. Работал я тогда еще в другом месте, поэтому к моменту своей реализации идея подошла только в 2011 году.

А где ты раньше работал?

Десять лет я проработал в банках. Я, можно сказать, потомственный банкир: моя старшая сестра тоже работает в этой сфере. Потом перешел на финансовую биржу, но там мне как-то не очень понравилось, и я стал приходить к мысли, что пора заняться чем-то своим. Чем-то интересным, что мне самому было бы по душе. И тут снова вспомнил о путешествиях. Я сам очень люблю это дело, и знаю, насколько сложно бывает спланировать большое путешествие. Не просто три дня потусить в каком-то городе, а именно поездить по разным городам, странам недели две-три. Поискал по интернету, и подобного сервиса (по комплексному построению маршрута таких поездок) не нашел. И решил, отчего бы и не сделать? Написали бизнес-план, наскребли немножко денег и начали этим заниматься. Нацелились сразу на Россию, потому что у нас этот рынок быстро развивается. Число самостоятельных путешественников с каждым годом растет на 40%, но их доля от всех путешествующих людей на данный момент не превышает 10%. Для сравнения, в Америке доля самостоятельных путешественников составляет 60%, а в Европе — 50%.

Половину успеха любого дела определяют люди. Расскажи про команду. Кто был рядом с тобой в те непростые времена?

Сейчас у нас в команде 15 человек: 8 штатных и остальные на фрилансе. А с самого начала нас было только двое — я и мой партнер. Он тогда, как в общем-то и теперь, больше вкладывался в дело финансово, а я занимался непосредственно развитием проекта. И практически сразу к команде присоединился еще один человек — программист, которому понравилась наша идея и, к тому же, он хотел получить опыт программирования на Ruby, который мы для себя выбрали в качестве языка. Он кодил из дома, и мы по несколько раз в неделю встречались в самых разных кафе, обсуждали наработки, двигали процесс. К слову, этот человек до сих пор работает у нас в команде: сейчас он тим-лидер.

Это позитивно. Итак, что же у вас получилось? Что нужно сделать сегодня, чтобы спланировать путешествие на YouRoute?

Первая версия маршрутизатора была сильно автоматизирована: нужно было выбрать страну, продолжительность поездки и близкие тебе интересы (музеи, ночная жизнь, пляжи и т.п.), и программа по своему алгоритму подбирала маршрут. Эта идея хорошо пошла и вызвала интерес, но мы стали замечать, что люди почти не ездят по спланированным таким образом маршрутам, они просто нажимают на кнопки, что называется, поэкспериментировать. И мы получали от людей фидбэк, что они хотят быть больше вовлечены в процесс планирования поездки. Мы реализовали эту возможность, убрав автоматический алгоритм (возможно, мы как-то доработаем его и вернем в качестве опции). Сейчас все делается вручную: можно прочитать, какие города и достопримечательности тебе интересны, посмотреть картинки, фотоотчеты и комментарии пользователей, а потом добавить эти места «в корзину». Если программа видит, что расстояние от одного города до другого больше 500 км, или же они находятся в таких местах, куда можно только долететь, она предлагает тебе билет на самолет. У нас есть свой метапоисковик по авиабилетам, куда подключены основные авиакассы. Но на сайте также реализована возможность найти и забронировать машину, если это необходимо. И, наконец, программа, в соответствии с заранее заданными критериями, подбирает тебе отели в выбранных городах — по этому направлению мы сотрудничаем с Booking.com. После того, как ты «накидал» себе путешествие, ты можешь сохранить маршрут в личном кабинете или опубликовать на сайте на всемирное обозрение. Вообще, как правило, люди не публикуют свои будущие поездки, а выкладывают отчет по ним только по возвращении. Можно предоставить доступ к маршруту своим друзьям.

Думается, что контент — ваше все. Как его набираете?

Конечно, для того, чтобы сделать планировщик маршрутов, он был нам жизненно необходим. Мы нацелились на русскоязычную аудиторию, и готового контента по этой теме для нее в то время практически не было. Мы постучались в несколько существовавших в этом сегменте компаний и не нашли никого, кто специализировался бы на всем мире, как нам бы хотелось для создания нашего глобального сервиса. Да и с локальными компаниями тоже сотрудничество как-то не сложилось. И мы решили создавать свой уникальный контент. Сначала я занимался этим сам, а потом нанял человека, взявшего на себя функцию по его генерации. Мы искали людей, которые живут в разных странах и могут написать что-то адекватное о находящихся в них достопримечательностях (в основном, это были русскоязычные гиды), и платили им деньги за контент. Там, где мы не находили гидов, мы брали информацию из открытых источников и рерайтили ее. Мы начали с Европы, и за полтора года охватили уже весь мир: сейчас у нас описаны основные города и регионы в 192 странах.

Получается, что система сильно нагружена — контентом, организационными сервисами. Уделялось ли внимание юзабилити при проектировании интерфейсов?

Сейчас у нас действительно есть некоторые проблемы с юзабилити. Не все пользователи понимают и видят все, что мы предлагаем в рамках нашего сервиса. Но мы развиваемся, и у нас есть специалисты, которые хорошо разбираются в этом вопросе и работают над ним.

Ты готов раскрыть какие-то цифры, метрики по проекту?

Пока что открывать такую информацию не очень готов, но могу похвастаться, например, посещаемостью. На данный момент у нас около 10 тысяч уникальных посетителей в день. В основном, они приходят из социальных сетей и поисковиков, которые любят нас за уникальный контент.

А есть ли статистика по тому, как часто пользователи ресурса путешествуют?

Два-три раза в год. Это не так часто, с точки зрения потенциала по посещаемости ресурса в том случае, если бы у нас была реализована только услуга маршрутизатора. Именно поэтому, чтобы мотивировать пользователей возвращаться на ресурс чаще, мы и начали активно развивать социальную составляющую, связанную с выкладкой фотоотчетов, обменом комментариями и т.п.

И все-таки, возвращаясь к теме бизнеса, как обстоят дела с прибылью? Привлекались ли уже какие-то инвестиции в проект?

Проект уже зарабатывает деньги, но на операционную прибыль мы еще не вышли и отбиваем около 70% от затрат. Так что пока вкладываем свои средства: и у меня, и у моего партнера есть надежные сторонние заработки. А основной источник заработка самого проекта — продажа авиабилетов и предоставление услуг по бронированию отелей в рамках партнерских программ. Инвестиции пока не привлекали, но сейчас подумываем об этом и ведем переговоры с несколькими фондами. Если честно, очень страшно ходить по всем этим фондам, особенно российским, которые в обмен на вложения сразу отбирают у тебя контрольный пакет. А мы пока не хотим этого и поэтому осторожно подходим к выбору стратегического партнера. Но деньги нам будут нужны, особенно сейчас в свете крупной рекламной кампании, которую мы запланировали.

О, интересно. И каков рекламный бюджет?

Есть несколько вариантов, окончательный выбор мы пока не сделали. От миллиона до трех. Все зависит от того, насколько хорошо у нас будут продвигаться переговоры с фондами или с банками по кредитам.

Какие цели стоят перед проектом в ближайшие два-три года?

Стать законодателями моды в планировании самостоятельных путешествий, конечно. А если приземленнее, то будем реализовывать такие первоочередные функции, как, например, предоставление возможностей по сотрудничеству с нами для персональных агентств по организации путешествий (в первую очередь, это премиальный сегмент).

Похоже, что ты знаешь, что делаешь и как. Скажи, чем тебе было полезно участие в RSR?

Я поднял уровень проекта в своих глазах в том плане, что все эксперты очень положительно о нем отзывались и говорили, что нам удалось сделать что-то действительно классное. И я еще больше загорелся желанием активно развивать проект дальше.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно