Элина Кириллова

Рынок электронных билетов на развлечения: в ожидании бума?



В то время как большая часть авиабилетов продается через цифровые каналы, ситуация с билетами на развлекательные и бизнес-мероприятия разительно отличается - лишь 5% рынка приходится на электронные билеты. Однако отрасль переживает серьезные изменения, не последнюю роль в которых играют молодые игроки, пытающиеся во что бы то ни стало обогнать мастодонтов рынка - Eventim (Parter.ru и "Контрамарка.ру"), Concert.ru, Kassir.ru и других. Что же представляет из себя эта отрасль в России и в каком направлении она будет двигаться? Это мы и постараемся проанализировать в данной статье.

Долгое время рынок находился в безусловной власти крупных игроков, о которых упоминалось выше. Такая олигополия расслабляет операторов, которые не всегда оперативно реагируют на изменяющиеся условия. Доля электронных билетов стремительно растет, по оценкам «Нанобилета» и RusBase, среднегодовой темп роста в ближайшие пять лет установится на отметке в 70-80%.

Уже сейчас понятно, что скоро большинство билетов на мероприятия будут электронными, однако есть и стоп-факторы, мешающие развитию индустрии:

  1. Высокий порог входа на рынок. Разработка системы продаж билетов, аналитика маркетинговых кампаний, выстраивание отдела продаж, расходы на маркетинг и т.д. требуют значительных инвестиций.
  2. Законодательство РФ. Законодательство нашей страны не поспевает за меняющимся ландшафтом ИТ-рынка. Сейчас электронный билет на мероприятия формально никак не определен в законе - складывается странная ситуация, когда электронный билет вроде бы есть, но вроде его и нет. Поэтому с ними сложно работать, например, театрам - пользователям приходится на входе обменивать распечатку e-ticket на обычный билет, так как госучреждениям важно сохранить БСО (бланки строгой отчетности, “корешки”) для получения льгот по выплате НДС. (Однако Сергей Сучков из Радарио считает, что и у электронных билетов есть своя серия и инивидуальный номер, так что все данные можно считать официальными и годными для отчетов).

В последнее время также наблюдается тенденция перехода классических билетных операторов к реализации электронных билетов, что частично замедляет рост новых билетных сервисов. Однако тут есть свои нюансы - новые команды предоставляют организаторам сервисы, которых просто нет у гигантов рынка: аналитика, продвижение и много другое.

Что говорят участники рынка?

По словам СЕО компании "Нанобилет" Егора Егерева, рынок уже сейчас находится на пороге больших изменений - в первую очередь потому что участникам индустрии просто надоели несовершенства билетного пространства. С ним согласна Дарья Пасик, бывший сотрудник концертного агентства TCI, однако, по ее словам, пока не изменится законодательство, будет сложно говорить о большом скачке рынка электронных билетов. Сергей Сучков из Радарио считает, что разум у людей в России достаточно архаичный и они тяжело принимают новшества, а электронным билетам на авиаперелеты удалось заполнить рынок, потому что одновременно все игроки перешли на электронные сервисы.

А вот противоположного мнения придерживается основатель TicketForEvent Геннадий Нетяга: "Рынок не то, что стоит на пороге больших изменений, он уже активно развивается и все больше заполняет интернет. Рост составил более 400% за два года. И в этом росте главную роль играет удобство интернета и его высокое проникновение. Игроки, которые сегодня думают, что доступ на рынок открыт всем – сильно заблуждаются, основные клиенты уже распределены, дальнейший рост будет происходить за счет увеличения оборотов".

Основные игроки рынка

В анализе акцентируется внимание на компаниях, целью которых является продажа именно электронных билетов на мероприятия, поэтому "старожилы" рынка в этой таблице не рассматриваются.

Компания

Инвестиции

Специализация

Как давно запущен бизнес

Количество проданных билетов

Цели

Радарио

200К+1.2М

Концерты, вечеринки, театры

1 год

59 тыс.

Развитие платформы и партнерской сети

Нанобилет

200К

Концерты, вечеринки, театры, бизнес-ивенты

1 год

5 тыс.

Развитие партнерской сети

Bigbilet

N/A

Театры, экскурсии, музыка

2 года

7 тыс.*

О компании практически ничего неизвестно

Voxxter

N/A

Музеи

Меньще года

2 тыс. билетов*

Создание комплексного билета для музеев

TimePad

400K

Бизнес-ивенты, семинары, лекции

5 лет

Проведено более 53 тыс. мероприятий

Русский Eventbrite

Eventmag

более 1М

Концерты, бизнес-ивенты, семинары и т.д.

1.5 года

28 тыс.

Русский Eventbrite

TicketForEvent

3M

Деловые, развлекательные, спортивные мероприятия

2 года

298 тыс.

Создание лучшей платформы для организаторов

* - оценка экспертов рынка

Что ждет рынок электронных билетов на меропрития через несколько лет? Сейчас процесс выделения билетных квот происходит крайне неструктурированно: нет единой системы бронирований билетов, как например, в тревел-индустрии. Разве что, к этому уже пришла "Рамблер.Касса", создав единую базу данных кинотеатров. Но тут стоит оговориться, так как сервис подключил к софту сети кинотеатров, что намного проще, чем объединить тысячи разрозненных площадок.

Пока молодые компании-сервисы мечтают о создании "единого билетного пространства" - именно это может стать решающим конкурентным преимуществом на рынке.





comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно