Элина Кириллова

MyGenetics: как строить бизнес в партнерстве с лабораториями


MyGenetics — ДНК-паспорт с рекомендациями по образу жизни


В рамках проекта Science³ (совместно с «Экспир») мы рассказываем о научных проектах, обладающих потенциалом вырасти в успешный бизнес. Как развивается и позиционирует себя новосибирский проект MyGenetics — читайте в материале.


Что делают:

MyGenetics — это персональный генетический отчет. Создатели позиционируют его как «ДНК-паспорт».

Клиент получает комплект, куда входят пробирки для сбора образцов ДНК, инструкция и конверт для транспортировки. Пробирки доставляются в лабораторию на базе института Сибирского Отделения РАН, где проводится исследование.

По результатам ДНК-тестирования клиент получает индивидуальный отчет в формате журнала с объяснениями результатов исследования и рекомендациями экспертов по гармонизации рациона питания, уровню физической нагрузки, пищевым потребностям организма, метаболизму и т.д. Все эти рекомендации касаются улучшения качества жизни (проекты, помогающие пользователям вести более здоровый и продуктивный образ жизни, относятся к направлению Welness), а в частности — борьбы с лишним весом.

Кто занимается разработкой:

Компания MyGenetics — резидент бизнес-инкубатора Технопарка Новосибирского Академгородка и полуфиналист акселерационной программы BioTechMed конкурса-акселератора GenerationS.

Компания сотрудничает с научно-исследовательскими институтами СО РАН, исследовательскими группами в области генетики и биоинформатики.

Стратегическим партнером является Институт химической биологии и фундаментальной медицины Сибирского Отделения РАН.

В этом году MyGenetics вошел в тройку лучших проектов на инвестиционной сессии BioTechMed, организованной в рамках нашей совместной с РВК программы Talk2VС

Эксперты, прокомментировавшие проект:

Иван Афанасов

Основатель и генеральный директор ООО «ЭФТЭК».
В 2011 г. основал компанию «ЭФТЭК», которая разрабатывает, производит и реализует материалы из нано- и ультратонких полимерных волокон для фильтрации, адсорбции и медицины. Кандидат химических наук, автор 40 научных публикаций, 18 патентов. Эксперт Научного Парка МГУ.

Игорь Рождественский

Директор Бизнес-инкубатора «Ингрия»
Кандидат физико-математических наук. 
Занимал должности начальника отдела маркетинга и рекламы компании «Ниеншанц» (Санкт-Петербург), ассистента кафедры физиологии растений университета Умео (Швеция), старшего научного сотрудника Института Проблем Машиноведения РАН (Санкт-Петербург), ведущего специалиста отдела проектного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург) и др.

Екатерина
Рыжова

Инвестиционный менеджер Биофонда РВК. Руководитель проектов по слияниям и поглощениям в «УК Аптечная сеть 36.6».
Имеет маркетинговое и медицинское образование.



Для кого

Все больше людей ходят в спортзалы, сидят на диетах и стараются питаться правильно, а также обращаются к врачам — чтобы лучше выглядеть и чувствовать себя. Создатели проекта уверены, что не существует универсальных способов поддержания и улучшения физического состояния, которые подходили бы одновременно всем людям. Все это можно делать гораздо эффективнее, владея информацией об особенностях своего организма, заложенных в генах.


Рынок

Всемирная Организация Здравоохранения в докладе «Мировая статистика здравоохранения — 2012» признала лишний вес одной из главных угроз здоровью людей в XXI веке. Лишний вес и ожирение стали причиной 3,4 миллиона смертей в 2013 году. Избыточный вес является основным фактором риска главных недугов современного человека — сердечно-сосудистых заболеваний, рака, диабета. За последние 30 лет численность больных ожирением удвоилась и сейчас составляет около 1,5 миллиарда человек. Россия находится в русле этих трендов: 54% мужчин и 59% женщин в России имеют лишний вес или страдают ожирением.

В связи с этим в последние годы в России и во всем мире набирают популярность услуги Wellness Industry. Эта индустрия сейчас оценивается в $700 млрд, а по прогнозам вырастет до $1 трлн к 2017. В России этот рынок оценивается в $10 млрд.

В то же время исследования Stanford University (USA) доказали, что эффективность ДНК-диеты в 2-3 раза выше, чем классических диет и способов борьбы с лишним весом.


Владимир Волобуев, руководитель проекта

Заинтересованность в продуктах MyGenetics проявляют как физические лица — сторонники здорового образа жизни, так и юридические лица, работающие на рынке Wellness. Это фитнес-клубы, косметологические центры, студии коррекции фигуры, практикующие диетологи и эндокринологи. Ведем переговоры с сетью аптек для реализации наших ДНК-тестов через них.



Бизнес-модель

Стоимость ДНК-тестирования MyGenetics варьируется в зависимости от набора исследуемых генов: от 4900 до 14900 рублей.

Сейчас компания развивает сеть партнеров — желающие могут реализовавыть комплекты MyGenetics и получать часть доходов.



Иван Афанасов, Основатель и генеральный директор ООО «ЭФТЭК»

Сильная сторона проекта — уже есть наработанные каналы, продажи, это уже бизнес.



Деньги

MyGenetics стал принимать образцы ДНК и выдавать результаты с июля 2014 года. С момента зарождения идеи до запуска функционирующего сервиса прошло 2 года. За это время в проект вложено более 10 млн рублей. Вся сумма была проинвестирована из собственных средств основателей MyGenetics, каких-либо сторонних вливаний в проект не было.

В настоящее время ведутся переговоры с заинтересованными инвесторами.


Продвижение

Команда использует такие каналы коммуникации с потенциальными потребителями, как социальные сети и участие в тематических выставках и семинарах.

Владимир Волобуев, руководитель проекта

Так как продукт новый, инновационный, то человек не сразу готов принимать решение о покупке. Поэтому требуется несколько контактов с клиентом, чтобы объяснить ему суть нашего продукта, основное назначение.




Конкуренты и слабости

В России среди конкурентов проекта нужно упомянуть Genotek и «МойГен», которые работают на потребительском рынке России и проводят анализ ДНК.

В отличие от MyGenetics, фокусирующейся на здоровом образе жизни, эти проекты также уделяют внимание предрасположенностям к различным заболеваниям, а также генеалогии, истории происхождения рода. Еще есть Gentis, который анализирует только историю вашего рода, а также множество клиник, которые проводят ДНК-тесты на отцовство, степень родства и т.д.

Пока что стоимость анализов в Genotek и «МойГен» выше цен в MyGenetics. В «Генотеке» исследование метаолизма и предрасположенности к лишнему весу будет стоить 37000 рублей, зато вместе с этим вы узнаете о своей переносимости отдельных лекарственных препаратов, склонностях и способностях, а также о психотипе и особенностях поведения. В «МоемГене» пакет «Здоровье» стоит 30000 рублей.

Иван Афанасов, Основатель и генеральный директор ООО «ЭФТЭК»

Бизнес MyGenetics — незащищенный. Вся научная часть и исследования— на аутсорсе, так что повторить такой проект сможет каждый.

Планы и возможности

Владимир Волобуев, руководитель проекта

Мы активно развиваем партнерскую сеть на территории России и стран СНГ. Ближайшая перспектива — охватить всю территорию нашей страны, чтобы максимально приблизить наш продукт к потребителям. Сам продукт MyGenetics претерпевает постоянные изменения, улучшения, дополняется и уточняется информация, содержащаяся в отчете. В обозримом будущем мы будем предлагать нашим клиентам персонифицированное питание, функциональные добавки. Тогда человек с помощью MyGenetics сможет не только узнать оптимальный тип диеты, но и начать следовать ей, используя специально разработанные продукты. Планируем начать выпуск спортивной и фитнес-атрибутики под нашим брендом.

Выводы экспертов

Игорь Рождественский, директор бизнес-инкубатора «Ингрия»

С научной точки зрения проект относительно простой, и можно сходу назвать аналогичный 23andme. Сама по себе эта тема очень интересна, но ключевым моментом в развитии проекта является маркетинг: вопрос не в том, насколько хорошо они будут делать эти анализы, поскольку технология уже достаточно отработана, а в том, насколько хорошо они будут их продавать.
Мы подробно разбирали этот проект на сессии в Томске и тогда пришли к выводу о необходимости подключения серьезных маркетинговых инструментов. Например, работать через фитнес-центры, клиники по снижению веса. Включение этого сервиса в список услуг тех же фитнес-центров поможет последним мотивировать посетителей продолжать занятия.
На данном этапе предлагаемая проектом услуга носит скорее рекомендательный характер, что востребовано в сфере популярной медицины. Если же MyGenetics намерен предлагать свой продукт более серьезным клиентам —— например, страховым компаниям, то им следует подумать над новым уровнем верификации анализов, чтобы полученные результаты воспринимались как полноценный медицинский документ.

Екатерина Рыжова, инвестиционный менеджер в Биофонде РВК

В настоящее время появляется очень много проектов вокруг расшифровки генома — это модная тенденция. Поэтому сказать, что компания является инноватором на рынке, нельзя. Но, тем не менее, тема очень интересная, потому что множество людей интересуются своим генетическим портретом.
Успех может прийти, если MyGenetics войдут в союз с кем-то из сильных игроков, у которых есть своя научная база и лабораторные центры для исследований. Результат они сейчас просто интерпретируют — это, в основном, посредническая функция. Они могли бы присоединиться как одно из направлений к более сильной компании. Это позволило бы существенно сэкономить на маркетинге.

Следить за новостями проекта «Экспир» можно на странице в Facebook или «ВКонтакте».

 

comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно