Кристина Манжула

Promobot: железный промоутер или Google Analytics для оффлайна




Promobot: железный промоутер или Google Analytics для оффлайна


В рамках проекта Science3 совместно с «Экспир» мы рассказываем о научных проектах, обладающих потенциалом вырасти в успешный бизнес. В этом материале мы рассматриваем проект Promobot, ставший победителем индустриального трека конкурса Generation S. Сможет ли робот заменить промоутера и консультанта и как собирать данные о покупателях в оффлайне в режиме реального времени?

Что делают:

Promobot — это универсальный вспомогательный живой робот, который может общаться на любые темы, передвигаться автономно, избегая столкновений, знакомиться и запоминать всех людей, с которыми он общался, транслировать промо-материалы на своём дисплее и помогать людям ориентироваться в местах повышенного скопления людей.

Кто занимается разработкой:

Пермская команда из 12 человек:  5 человек работают над кодом, 3 человека заняты сборкой, 2 человека разрабатывают и оптимизируют дизайн и конструкцию, 2 человека занимаются продвижением и продажами. Сооснователь проекта, Олег Кивокурцев, добавляет: «Также у нас трудится уборщица, курьер и генеральный директор, который выполняет одновременно функции завхоза, кладовщика, снабженца и заведующего производством».

Эксперты, прокомментировавшие проект:

Гульнара Биккулова

Директор департамента инновационных рынков ОАО «РВК». Руководит программами повышения спроса на российскую инновационную продукцию и российские инновационные компании. В 2006–2010 гг. Гульнара работала директором по PR и маркетингу в инвестиционной группе «Евразия», а также развивала стартап в области «зелёного» строительства. Начала свою профессиональную карьеру в пресс-службе губернатора Калифорнии (США) и продолжила её в международном PR-агентстве Edelman.

Василь Закиев

Сооснователь менторского сервиса OhMyMentor, руководитель и основатель строящегося предпринимательского кампуса «Навигатор», основатель ангельского фонда «Гравицапа», в прошлом — руководитель проектов бизнес-инкубатора казанского технопарка IT-Park.  Входит в состав экспертов Russian Startup Rating.

Идея

«Промобот» передвигается с помощью передвижной платформы, которая оснащена системой инфракрасных датчиков, позволяющих избежать столкновений с различными препятствиями. Помимо датчиков в предыдущих моделях, использовались бампера, которые разворачивали робота при столкновении. Сейчас система позволяет исключить бампера и механические системы предотвращения столкновений, поскольку расположение датчиков охватывает 100% локации, в которой работает робот.

В качестве сервиса по преобразованию звуковых файлов в текст используются готовые сервисы распознавания речи от Google и Яндексspeechkit. Разработку своего сервиса команда не ведет, поскольку для этого не хватает человеческих ресурсов.

Однако компания проводит исследования по совершенствованию направленного микрофонного массива, который будет позволять обеспечивать слышимость робота даже в самых шумных помещениях. Роботы слышат людей на различных выставках и мероприятиях с обилием разнообразных посторонних звуков. В помещении без посторонних шумов, промобот распознает речь на расстоянии 6 метров.

Распознанный текст отправляется на сервис, который содержит огромную лингвистическую базу, позволяющую в соответствии с полученным текстом выдавать развернутый ответ.

Лингвистическая база разрабатывается и дополняется результатами мониторинга запросов от людей. Естественно, ответы на вопросы стараются делать оригинальные, чтобы прохожему было интересно и весело общаться с роботом.

Соответственно, у робота еще одна полезная для бизнеса функция — сервис аналитики. Он позволяет фиксировать данные о людях, которых видел  «промобот»: робот распознает пол, возраст и даже настроение посетителей.

Олег Кивокурцев

сооснователь Promobot

В этом направлении нашими специалистами проделан огромный труд, благодаря чему получать информацию о посетителях можно в режиме реального времени, находясь в любой точке, в виде диаграмм. Данный сервис по факту, является аналогом Яндекс.Метрики и Google analitycs, но только для оффлайн бизнесов. Исследований по распознаванию половозрастных характеристик людей очень много, мы объединили их в один сервис, который позволяет эффективно пользоваться этими данными.

Василь Закиев

CEO Oh my mentor, Navigator Campus

Основная привлекательность данной разработки заключается в самой новизне. Для людей пока непривычно видеть роботов в обыденной жизни, поэтому они подходят, смотрят на экран, а собственники роботов пользуются этим и транслируют необходимые промо-материалы. Плюс внешний вид робота располагает людей к общению и за счет этого получается рост продаж промоутируемого продукта. Но эффективность использования робота для клиента зависит от наличия ответов на ряд вопросов. Насколько его легко интегрировать? Сложно ли его обслуживать? Насколько он износостойкий к воздействиям внешней среды? Перед разработчиками лежит непростая задача и если они не справятся с данными вопросами, то для клиентов данная разработка будет не привлекательна.

Рынок

Гульнара Биккулова

директор департамента инновационных рынков ОАО «РВК»

Робототехника на сегодняшний день — одно из наиболее активно развивающихся технологических направлений в мире. Традиционные лидеры – страны Юго-Восточной Азии и США. Конкуренция достаточно жесткая, но при этом нужно сказать, что команда Promobot активно исследует достижения конкурентов и работает над повышением конкурентоспособности своего продукта. Сегодня в фокусе внимания команды – вопросы энергопотребления робота, лингвистический и когнитивный аппарат, и конечно, оптимизация стоимости. Уже сейчас Promobot вполне конкурентоспособен в своей нише — роботов, используемых в информационных и маркетинговых целях в объектах с большой проходимостью (торговые центры, аэропорты и т.д.). Разработчики декларируют, что он автономен и может работать в условиях 24/7 и вполне доступен по цене.

Современные роботы проникают во многие сферы рынка, совершенствуя возможности взаимодействия с человеком. Они могут проводить экскурсии в музеях, развлекать публику, рекламировать новые товары и консультировать по различным вопросам. Одна из этих сфер — маркетинг и продажи.

Основные клиенты Promobot — это торговые центры, бизнес центры, ретейл предприятия, кинотеатры, экспцоцентры. Объем этого рынка  не нуждается в подробной иллюстрации.

Компания  Promobot запустила продажи в марте 2014 года и за это время обзавелись 20 клиентами: во всех ТЦ, кинотеатрах, бизнес-центрах Перми стоят «промоботы» и помогают людям. Кроме того, есть партнеры в Москве, Екатеринбурге, Краснодаре. Самая отдаленная точка, где работает промобот — город Якутск.

Основным конкурентом в компании называют R.bot, робота телеприсутствия. Однако это устройство управляется человеком, соответственно, использование ведет к проблемам человеческого фактора — ошибкам/перекурам самого оператора. R.bot ниже по стоимости, но становится лишь дополнительной статьей расходов для привлечения внимания, поскольку человеку, который им управляет, необходимо платить заработную плату.

Наиболее близким решением к Promobot создатели называют робота FuroD корейского производства. Он обладает возможностью автономного перемещения, интерактивного общения посредством тач-скрин дисплея, а так же возможностью голосового общения. Стоимость робота составляет около 100 000$, «промобот» стоит 10 000$ в базовой версии.

Василь Закиев

CEO Oh my mentor, Navigator Campus

Как я вижу, была проделана большая работа по разработке программно-аппаратного продукта. Что касается коммерциализации, я вижу здесь большой задел в возможностях кастомизации работа и поиска какой-то ниши кроме промо-маркетинга. Наличие продажи дает доступ к клиентам и их реальным потребностям, что крайне ценно в сегодняшней робототехнике.

Основным плюсом данного проекта является его автономность. Зная рынок промо-роботов могу с уверенностью сказать, что на сегодняшний день это самый доступный по цене продукт. Ни один из знакомых мне роботов-помощников в местах повышенного скопления людей, не обладает подобной степень автоматизации за такую цену. Более того скажу, что большинство из известных мне роботов, являются всего лишь роботами телеприсутствия, в то время как, Промобот может автономно передвигаться, общаться с людьми на некоторые темы без участия человека.

С точки зрения минусов я бы отметил его дизайн, первая партия на мой взгляд не совсем удалась с этой точки зрения. Видел эскизы следующего варианта — вот там другое дело.

Гульнара Биккулова

директор департамента инновационных рынков ОАО «РВК»

У команды разработчиков Promobot хорошие шансы завоевать значимую долю на российском рынке. Уже текущая статистика продаж показывает, что Promobot имеет хорошо продаваемые преимущества и может войти в перечень наиболее популярных инструментов, используемых российскими маркетологами в точках контакта с потребителями.  Вопрос в том, насколько команда сможет легко масштабироваться от текущего уровня продаж в несколько десятков роботов до серьезного российского бизнеса с широкой географией и клиентской базой. Вопрос масштабирования предполагает не только агрессивный подход к развитию бизнеса и продаж, но и расширение команды и организацию производства таким образом, чтобы максимально эффективно обеспечивать заказы. Мы наблюдаем за командой Promobot  уже второй год и верим, что у нее все сложится наилучшим образом. Они амбициозны, открыты, очень энергичны и находятся в постоянном развитии, двигаясь маленькими шагами к своей цели. Мы уверены, что участие в конкурсе GenerationS позволит им выйти в федеральные коммуникационные каналы и попасть на радары российских инвесторов и потенциальных потребителей.

Сложности

Олег Кивокурцев

сооснователь Promobot

Основной сложностью при выходе на рынок, является проблема сложности восприятия новых технологий нашими целевыми клиентами. Их бизнесы успешно работают на протяжении долгого времени и в силу особенностей рынка, бывает сложно убедить их в эффективности нашего решения, находясь в одном ряду с обилием интерактивных досок, живых полов, голограмм и прочих маркетинговых решений.


 
 
 

comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно