Мария Илюшина

Это, черт побери, стартап!


В прошлом году онлайн-компания дизайнерских вещей и аксессуаров Fab cовершила реструктуризацию, урезав свои расходы и сократив 450 человек. Теперь это уже не большая компания, а стартап, которому приходится начинать почти все заново. Основатель и CEO Fab Джейсон Голдберг написал доходчивый пост о том, как выживать в стартапе, справляться с трудностями и с каким настроем подходить к работе, чтобы добиться успеха.

fab
 

Уже 150 дней прошло с того момента как Fab закончил реструктуризацию, после которой мы на две трети уменьшили наши расходы и сократили штат персонала с 750 человек до 300.

С тех пор, вооруженные десятками миллионов долларов, отличным брендом, лояльными клиентами, страстью к дизайну, отличной сетью дизайнеров, неунывающей командой и запасом времени, чтобы сделать что-то значимое, мы трудились не покладая рук над полным изменением нашей компании.

Сто пятьсот раз было написано и сказано, что стартапы — это тяжело. И это правда.

Стартап, которой пытается тотально изменить свою структуру? Еще, черт побери, сложнее.

Вам когда-нибудь приходилось быть пристегнутыми к ракете, у которой вырубили моторы на полной скорости, чтобы заставить вас потом снова полететь? Вот примерно этим мы и занимались в Fab в последние месяцы.

Я могу поспорить, что в истории стартапов вы можете по пальцам одной руки пересчитать те, которые за два года выросли с нуля до оборота в миллиард долларов, затем сократили расходы на 2/3, а после этого снова стали крутыми. Удастся ли это Fab? Посмотрим. В какие-то дни я уверен, что сможем. В какие-то дни я сомневаюсь. Венчурные капиталисты один за одним говорили мне, что уверены в неминуемой смерти Fab: как вообще компания может пережить три приостановки деятельности и такое сокращение бюджета?

Но мы никогда не уйдем.

Это, черт побери, стартап.

Это должно быть тяжело. Мы — предприниматели. Это то, что мы делаем.

На самом деле, если быть честным с вами, мне никогда не было веселее, чем сейчас. Почему? Потому что именно сейчас мы на самом деле работаем и строим компанию. Мы пытаемся понять что к чему. Мы выискиваем все трещины и чиним их. Мы боремся за свою жизнь.

Если вам реально нравятся стартапы, это, правда, самый классный момент. Это то время, когда вы учитесь и понимаете, чего на самом деле стоите. Хотите знать, что такое взять компанию, полностью сменить концепцию и перестроить заново? Fab — одно из немногих мест, где можно получить такой опыт. Если вы — человек стартапа, сейчас самое время быть в Fab.

В 2012 и 2013 годах, когда Fab был ракетой, мы не останавливались, чтобы оглянуться вокруг и понять, что происходит. Мы были сфокусированы на росте. Расти сейчас, думай потом. Есть пара компаний, которым удалось провернуть этот трюк, но в общем это работает до поры до времени. В конечном счете, если ваша цель — построить великую компанию (а это должно быть вашей целью), тогда вам нужно понять, что будет вашим жизнеспособным ценностным предложением и вашей бизнес-моделью. Рост без уникального торгового предложения и уравновешенного бизнеса тоже недалеко вас уведет.

За последние 150 дней мы прошли через несколько фаз:

  • посттравматический стресс от приостановки работы
  • надежда на то, что все до конца не развалится
  • инвестирование в серию продуктов
  • привлечение новых менеджеров и исполнителей
  • работа над созданием жизнеспособной бизнес-модели

Миновали ли мы опасность? Нет.

Знаем ли мы, как ее миновать? Типа того. Еще думаем.

Я могу сказать, что Fab выживет либо умрет только из-за нашей возможности собирать и управлять правильными людьми в правильный момент времени.

Люди все время повторяют, что самое важное — иметь правильных людей.

Это слишком легко.

Самое важное иметь правильных людей в правильное время.
Что такое Fab сейчас? Сейчас это, черт побери, стартап.

Это очень тяжело. Это напряжение. Это борьба. Это неопределенность. Это все меняет. Это отнимает все. Это работа по выходным, чтобы догонять результаты и дедлайны. Это выход из зоны комфорта. Это — настаивать на том, чтобы делать вещи еще лучше, даже если они так достаточно хороши. Это — быть абсолютно честным по поводу своих слабостей и недостатков. Это когда один день ты движешься в одном направлении, а на следующий — в другом, потому что первое было не самым лучшим. Это значит мириться с тем, что что-то не работает, потому что это открывает возможности для осознания решения проблемы.

Это, черт побери, стартап.

С самого первого дня мы задавали потенциальным работникам Fab простой вопрос во время собеседования: «Почему вы хотите работать в Fab?»

Раньше было так, что люди присоединялись к нам, потому что хотели запрыгнуть на ракетный корабль, мчащийся на невероятной скорости. Мы были той компанией, где каждый хотел работать.
Теперь, это, черт побери, стартап.

Нам нужны люди, которые будут делать почти невозможные вещи. Нам нужны люди, которые живут, чтобы бороться.

В Fab трудились замечательные работники. Но разные люди нужны в разное время. Теперь нам нужны те, кто будет с воодушевлением смотреть на грядущие вызовы, а не расстраиваться из-за этого. Нам нужны строители.

Почему ты здесь?

Я попросил каждого члена команды написать мне их собственный ответ на этот вопрос.

Почему? Потому что сейчас в Fab война и каждый член команды здесь должен быть из правильных побуждений. Недостаточно просто торчать здесь, чтобы посмотреть, что случится. Недостаточно просто хотеть хорошо работать и надеяться на лучшее. Недостаточно просто любить дизайн. Недостаточно просто приходить каждый вечер с работы домой и надеяться на лучшее. Хуже этого только возвращаться домой и грезить прошлым. Надо верить в нашу способность построить новый Fab, поднимать руку, становиться волонтером и вести за собой. Каждый день нужно ложиться спать все еще одержимым борьбой и просыпаться с убийственным желанием копать глубже и делать все еще лучше.

Это, черт побери, стартап. Зачем ты здесь?

Вот несколько ответов, которые мне прислали мои работники:

Я здесь, потому что я строитель.

Я хочу построить компанию, которая затронет миллионы и миллионы людей в позитивном ключе и будет известна как одна из величайших компаний нашего времени.

Я хочу построить компанию, инновациями которой будут восхищаться все в мире. Мы будем известны за революцию в индустрии дизайна, а не просто ее как участники. Это большая задача и мы должны действовать, не питая особых надежд, и понять тот факт, что это нелегко и не произойдет в одночасье. Но мы должны продолжать думать шире, даже если и делаем что-то незначительное.

Я хочу строить. Я хочу построить что-то большое. Построить бизнес, предлагающий продукты, о которых люди хотят писать или рассказывать своим друзьям. Создать команду, которые наши конкуренты захотят украсть. Создать денежный поток, который освободит нас от бытовых проблем и обогатит других в личном и профессиональном плане.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно