Элина Кириллова

Говорит венчур: типология стартапов


Рубрика «Говорит венчур» — для тех, кто не следит за новостями в Facebook. Здесь мы публикуем посты заметных игроков венчурной индустрии.

Данияр Тенелов, бизнес-ангел, со-владелец компании «Охота на работу» и со-основатель проекта «Ангел» (система детской безопасности), опубликовал на своей странице в фейсбуке пост «Типология стартапов. Взгляд со стороны циничного инвестора».

За последние 2 года приходилось сидеть в жюри кучи конкурсов, встречаться с разными стартапами на предмет менторства и инвестиций, самому участвовать в различных конкурсах. В итоге рискну выделить несколько типичных видов стартапов:

Отметим, что Данияр является ментором в программе istartup.kz и программе Earlydays в Алматах. В прошлом году выиграл $50 тысяч на проект «Ангел» в конкурсе «Построй свой бизнес».

«Классная хрень»

Пожалуй, самый распространенный вид стартапов. Обычно придумывается студентами МУИТ, СДУ или КБТУ в качестве отработки домашнего задания. Затем выбирается в качестве дипломной работы. Идея классная, яркая, поддерживается кучей друзей и сокурсников... только совершенно непонятно, кто будет пользоваться ею за деньги.

При этом стандартный расчет такого стартапа — выход на самоокупаемость за пару месяцев, миллион долларов через полгода, а через год — выход на IPO.

В ответ на вопросы о реальности и обоснованности таких прогнозов обычно следует возмущение типа "Вы ничего не понимаете в бизнесе/в ИТ-стартапах/недооцениваете потенциал/а вдруг полетит" и т.п.

Обычно не летит.

У этого вида есть еще несколько подвидов.

Первый подвид: «Социальная сеть для кошек»

Смысл в том, что в интернете покупается много кошачьего корма. Кто его покупает? Естественно, котики! Значит, их там много. Соответственно, они хотят общаться! Значит, нужно сделать для них социальную сеть!

Вы думаете, это бред и такого просто не может быть? Хотите убедиться в обратном — посетите ближайший конкурс стартапов. Гарантирую, что, как минимум, один такой стартап там точно увидите.

Второй подвид: «Инновационный продукт»

С гордостью сообщается, что ничего подобного нет ни в стране, ни в мире, ни даже в целой Вселенной. В 99% случаев этому есть весьма разумное объяснение — это просто никому не нужно.

«Убийца Фейсбука»

Ребята собираются делать новый Facebook/Google/Dropbox. На вопрос, нафига это нужно, если уже есть, обычно отвечают: "Наш будет быстрее/мощнее/круче".

«Некоммерческий проект»

Идея хорошая, команда отличная, есть даже прототип (что редкость). Есть только одна маленькая проблема — нет бизнес-подхода. Ребята почему-то думают, что достаточно просто сделать крутой продукт — и люди начнут покупать его со страшной силой. Типично для команды, состоящей из технарей. Они убеждены, что если покупка их продукта логична — это значит, у них не будет проблем с реализацией. Соответственно, им не нужны траты на маркетинг, продажи и прочие глупости. Когда пытаешься им объяснить, что люди редко пользуются логикой при покупках чего бы то ни было, то обычно смотрят на тебя, как на редкостного дебила. Потом сильно удивляются, почему люди не торопятся купить их продукт.

К сожалению, несколько таких проектов умерло именно по этой причине, хотя потенциально они были вполне успешны.

«Ларек»

Понятная идея, готовый прототип, четкий план продаж и развития. Одна проблема — денег там крайне мало. Очень часто приходится задавать вопрос: зачем делать стартап, который в итоге приносит денег меньше, чем заработная плата ИТ-специалиста? Обычный ответ — это тренировка перед большими проектами. Но, пардон, с какого бодуна инвестор должен оплачивать вашу тренировку?!!! Тренируйтесь за свой счет.

«Клон»

Самый любимый инвесторами вид — клон успешного западного или российского стартапа. Большинство успешных казахстанских стартапов относятся именно к этому виду.

Здесь дьявол в деталях. Мало кто знает, что ни Чоколайф, ни Бисмарт не были первыми купонаторами, так же как и Тикетон не был первым в сфере онлайн-продаж билетов в кино. Но победили именно они. За счет команды, правильного развития, веры в свою победу и постоянного совершенствования своего продукта.

Уффф, все. Теперь можете кидать помидоры.

А вот зачем кидать помидоры — непонятно. Данияр просто обрисовал состояние стартап-команд Казахстана. В принципе, проблемы такие же, как и в российских нестоличных регионах — отсутствие бизнес-мышления, фокус на доведении продукта до совершенства, без проверки рынка.

По теме: Образование для предпринимателей — миф или реальность?

Мы часто спрашиваем инвесторов, что они думают о проблеме отсутствия бизнес-образования в регионах России.

Сергей Азатян

Управляющий партнер InVenture Partners

Регионам может помочь онлайн-образование. Интернет сегодня есть практически у всех в России. Люди могут спокойно и за разумные деньги пройти обучение дистанционно. Я надеюсь, что новые технологии в онлайн-образовании будут помогать государству более эффективно тратить средства, заложенные в статье Образование в федеральном и местных бюджетах.

Александр Бородич

CEO FutureLabs, Chief Dreams Officer в myWishBoard

В Кремниевой долине живут тысячи выпускников Стэнфорда, Бэркли, MIT. В России нет такой инфраструктуры, у нас мало выпускников технологических вузов. Нам недостаточно навыков, как с точки зрения ведения бизнеса, так и с точки зрения реализации проектов.

Я считаю, что инфраструктура — это задача государства. Это задача таких структур, как РВК. Конечно, это задача и корпораций тоже, но нужно понимать, что объем ресурсов, который мы можем на это выделить — это разные порядки цифр.

Difference-images via Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно