Команда Rusbase

Какие проекты любят инвесторы Prostor Capital


Сергей Меркулов, соинвестор и сооснователь Prostor Capital, рассказал о том, к каким мировым и российским венчурным трендам «не ровно дышит» он и его фонд.

Сергей Меркулов - один из ведущих топ-менеджеров на ИТ-рынке с более чем 20-летним управленческим опытом.  Входит в команду создателей крупнейшей российской ИТ-компании – IBS. В числе его основных компетенций – стратегическое развитие бизнеса, определение приоритетных рынков, разработка и продвижение новых продуктовых линеек.

Принимал участие в стратегических государственных проектах по разработке отраслевых реформ: стратегии развития индустрии ИКТ и здравоохранения, создании MVNO, реформировании телекоммуникационной отрасли и ее ключевых игроков и др.

Окончил Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», получал образование в бизнес-школе IMD (executive education). Прошел курс Private equity в London Business School.

Основное ощущение прошедшего года от нашего рынка — это скорость увеличения скорости. Все меняется молниеносно: на рынок выводятся инновационные продукты, новые идеи воплощаются в конкретных технологиях, абсолютно фантастические проекты находят свой отклик у потребителей и т.д.. В общем, происходят абсолютно нереальные вещи. При всем желании, спрогнозировать основные тренды на перспективу в 5-10 лет невозможно – слишком быстро все меняется. Даже самые опытные и бывалые инвесторы, аналитики и визионеры не берутся этого делать и предпочитают отвечать на вопрос уклончиво… А вот на горизонте двух лет уже можно.

Мы в Prostor Capital подошли к вопросу основательно: проанализировали наиболее заметные сделки, реализованные крупнейшими западными фондами, изучили мнение ведущих международных аналитиков венчурного рынка и составили список наиболее перспективных сегментов, интерес к которым в последнее время активно проявился и явно будет нарастать. И главное – которые совпадают с нашим собственным «мироощущением» и пристрастиями. Это мобильные и финансовые технологии, медицина и модели, совмещающие online и offline.


Мобильные технологии и сервисы


Сегодня парадигма потребительского поведения стремительно смещается к “хочу прямо здесь и сейчас”: хочу есть – включил мобильный интернет – заказал пиццу. Забыл купить подарок любимой тете – зашел на сайт магазина косметики, выбрал парфюм и оплатил его с мобильного счета с помощью виртуальной карты и т.д. Современные технологии дают для этого все больше возможностей. Сегмент смартфонов растет в геометрической прогрессии, созданы и используются сотни тысяч приложений. Но главное даже не в этом. Главное – что в недалеком будущем именно экран смартфона станет для нас основным (и, возможно единственным) окном в мир сервисов и социальной жизни. Он будет проводником и посредником к контенту и сервису в самых разных областях вашей деловой, личной и общественной жизни. Потому что он всегда рядом.

Сегодня среднестатистический пользователь проводит «в экране» своего мобильного телефона порядка двух часов в день. Зная о вас не так уж много и имея набор простых технических возможностей, ваш смартфон может запросить и получить из разных ресурсов все, что вам необходимо. Персональные носимые устройства только расширят его “органы” чувств”, а облачные сервисы, с которыми он будет работать, смогут сделать для вас на порядок большее — заботиться о вашем здоровье, охранять, напоминать и т.д.  Сюда же, в мобильный онлайн, в силу растущих возможностей персонализации будут постепенно перетекать и рекламные бюджеты.


Финансовые технологии и сервисы


Мы в Prostor Capital, можно сказать, фанаты этого направления. В этом сегменте происходят колоссальные изменения: способы возникновения и доставки финансовых продуктов стремительно меняются, создается абсолютно новая экосистема.

Взгляните хотя бы сектор потребительского микрокредитования, например, на Wonga.com или российскую Platiza. Кто бы мог еще пару лет назад представить, что можно получить кредит (на карту) полностью онлайн и без документов?! На одной из недавних конференций CEO PayPal Давид Маркус дал очень точное определение того, что может радикально изменить этот сегмент — исчезающие платежи (disappearing payments). Идея столь же проста, сколь и грандиозна: мы не должны тратить время на осуществление платежей, как делаем это сейчас, использую наличные, кредитные карты и т.д. В будущем мы будем просто нажатием одной кнопки соглашаться с получением какой-либо услуги (товара) по определенной цене и получать ее. И при этом рассчитываться не только с банком, а, например, со своими друзьями из Facebook.


Медицина


Это зона больших надежд, сюда уже несколько лет активно направляются мировые инвестиции. Недавно мы анализировали данные Mercom Capital Group — согласно их цифрам, венчурное финансирование стартапов в сфере health IT в первой половине этого года достигло $1,12 млрд, что на 65% больше, чем за тот же период 2012 года. По различным оценкам, инвестиции в health IT составляют до 10% от общего объема венчурных сделок.

Что происходит в этом сегменте на уровне предпринимательской активности? Пока большинство стартапов пытаются повторить успех ZocDoc (сервис поиска и записи на прием к врачу), создают социальные сети врачей и пациентов (Доктор на работе, Patietns like me), предлагают услуги медицинских телеконсультаций и диагностики (Teladoc, 23andMe). Количество мобильных медицинских и фитнес-приложений для различных платформ приближается к 2 миллионам. Практически ежедневно появляются новые гаджеты для мониторинга показателей здоровья. И это только «артподготовка». Этот рынок набирает силу благодаря интенсивным государственным инвестициям (как за рубежом, так и в России) и интересу со стороны крупных частных компаний (Apple, Google, IBM). К примеру, IBM недавно запустила в промышленную эксплуатацию сервис Watson, который превзошел среднестатистического доктора по качеству диагностики определенных заболеваний.


Совмещение оnline с offline


Менять привычное — вот, наверное, самая главная характеристика проектов в этой области. Один из самых ярких примеров этого тренда – Uber. Многие думают, что это сервис такси, агрессивно и очень динамично развивающийся в разных странах. С фантастически удобным доступом, невероятно коротким “подлетным временем”, отличными машинами и т.д. Но сами они себя при этом считают “логистической фабрикой”: их экспертиза в области логистики и ИТ настолько сильна, что по большому счету им все равно, что доставлять до клиента — такси или что-то другое, например, цветы.

Или возьмите, например, российский проект SmartCheckout — они научились делать невозможное: монетизировать оффлайн-трафик покупателей супермакетов, проходящих через кассы. С первого взгляда это не реально. Но оказывается, вполне достижимо, если вы сможете в процессе расчетов за покупку составить профиль покупателя и выдать ему таргетированное маркетинговое предложение (скидку, купон и т.п.). За это готовы платить производители, так как конверсия такого предложения в разы превосходит “площадной” маркетинг. Это в радость и покупателям – так как они получают предложение, которое им действительно интересно. И выгодно магазину, поскольку он у него образуется дополнительный доход буквально из ничего – из потока покупателей. То есть, по сути SmartCheckout - это не только технологический проект, это маркетинг будущего – принципиально новый способ стимулирования сбыта.

Безусловно, это далеко не полный список, который не может рассматриваться как «истина в последней инстанции». Здесь я перечислил те сегменты, к которым лично я особенно неравнодушен, которые близки нам по духу уже сейчас и, безусловно, войдут в зону интересов Prostor Capital №2.

Images by Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно