Мария Илюшина

Смартфоны — убийцы веба


О том, как изменится рынок планшетов и мобильных телефонов, что станет с обычным интернетом и как будут пользоваться всемирной паутиной наши дети и внуки — в аналитике TheNextWeb.


';lj

Персональные компьютеры погибают! ПК приказали долго жить! Такими заголовками СМИ пестрят уже несколько лет, а продажи лэптопов и десктопов в это время все падали и падали.

На планшеты уже давно повесили ярлык убийцы обычных компьютеров и, похоже, что они реально бы ими стали (может быть, через пару лет), так как фокус компаний вроде Apple и Microsoft смещался в сторону планшетного мира.

Неуклонно снижающиеся поставки десктопных компьютеров и все меньшее количество компаний, выходящих на рынок ПК, делают очевидным тот факт, что дела у ПК идут не так хорошо.

Так все и было, пока Apple в своем последнем отчете о доходах не сообщила, что компания продала меньше iPad, чем за предыдущий квартал — впервые в истории яблочного планшета.  СМИ сразу впали чуть ли не в ярость, ломая голову над вопросом, захватят ли планшеты мир или нет. От историй про то, что iPad-бизнес Apple загибается, до историй, указывающих на заходящий в тупик спрос на таблеты — кажется, что мир внезапно понял: планшеты — не то, чем казались. Быть может, они и не уничтожат ПК.

Но этот спад продаж произошел не потому, что планшетный рынок умирает. Сейчас в индсутрии идет глобальный сдвиг, который коренным образом изменит использование интернета в будущем.


Пределы планшетов


Планшеты развивались по безумной траектории в течение последних лет, но темпы принятия технологии пользователями были немного странными, по сравнению с традиционной схемой. Pew Research сделали два независимых исследования о пользователях планшетов, и пришли к такой возрастной статистике:

16% — люди 15-20 лет  

18% — люди 20-29 лет

25% — люди 30-55 лет

В посте Дастина Кертиса говорится, что это прямо противоположно тому, как технология обычно принимается аудиторией — в случае с планшетами более взрослые люди адаптируются к разработке быстрее, чем молодое поколение. Как так получилось? Возможно, это происходит потому, что старшее поколение «понимает» планшеты (вернее, их функции) и так «органически расширяют» возможности десктопных компьютеров, к которым они привыкли.

Бенедикт Эванс тоже написал замечательную аналитическую статью о трендах продаж iPad, которая проливает свет на то, что происходит на самом деле — это можно увидеть на графике ниже. Вот, например, iPhone продолжает расти в геометрической прогрессии, а iPad уперся в стену.
н


Меняющийся интернет


bujnkml,

Рост рынка планшетов, вызванный спросом со стороны старшего поколения, указывает на еще один интересный сдвиг. В интернете существуют два разных мира, которые могут быть не совсем очевидны на первый взгляд. Старшее поколение взаимодействовало с интернетом путем веб-браузера или почтового клиента; люди этих возрастных групп привыкли посещать вебсайты и использовать поисковые машины для контента и взаимодействия с другими пользователями. 

Те, кому сейчас за 30, выросли на настольных почтовых программах, интернет-форумах, чатах, ICQ и мессадж-бордах, причем доступ ко всему этому обеспечивало одно-единственное приложение — веб-браузер, который был окном в мир. Планшеты были органичным продолжением именно такого «способа применения» интернета.

У планшетов есть хороший, большой экран, и на них удобно выполнять все те же задачи, так как большинство полных версий сайтов работают достаточно хорошо и в планшетных браузерах. Для таблетов есть хорошие почтовые клиенты. И если это — «старый» интернет, то как же тогда выглядит новый?

Для молодого поколения интернет — это сотни небольших, монофункциональных приложений, которые легко взаимодействуют друг с другом. Как пишет Кертис:

Молодые люди выросли на мобильных телефонах в качестве основного устройства, и это коренным образом изменило то, как они используют и понимают интернет.

Все это подтверждается фактами. Исследование Pew показывает, что 74% тинейджеров пользуются благами всемирной паутины со своих телефонов, причем постоянно увеличивается число молодых пользователей, которые пользуются исключительно сотовыми (55%). Мы живем в мире, где юные обладатели смартфонов повсеместно предпочитают приложения как способ выхода в интернет.

Молодые люди не пользуются планшетами, так как не находят их необходимыми для интернет-серфинга, ведь они воспринимают его в виде приложений. Они выросли, играя с телефоном, а не используя допотопные компы с Internet Explorer. Для этого поколения идея переходить с сайта на сайт в одной среде веб-браузера кажется лишенной смысла — можно же получить гораздо более интересный опыт в программке на своем домашнем экране.

Старшие поколения, которые больше привыкли к традиционному вебу, переходят на планшеты и преимущественно используют браузер и почту, скачивают пару приложений, медленно переходя в их мир, но не завися от них в значительной мере.

Большие игроки на рынке начали замечать этот тренд и теперь стремятся как можно быстрее адаптироваться к миру, в котором твое приложение должно делать одну вещь хорошо, но также и быть способным работать в тандеме с кучей других приложений и сервисов.

Facebook был одной из первых компаний, которая стала резко разделять функции приложений на несколько отдельных продуктов. Messenger теперь полностью изничтожен из стандартного приложения соцсети; скачивать его надо отдельно. Paper тоже надо отдельно загружать из магазина, точно так же с другими владениями Facebook — Instagram и WhatsApp.

Одни из самых громких историй успеха начинались исключительно как еще одно приложение в магазине, что снова говорит в пользу этого нового способа взаимодействия с сетью. У Instagram несколько лет не было даже веб-версии, да и загружать фото по-прежнему можно только с мобильного устройства. У WhatsApp этого нет до сих пор — ни программы для десктопа, ни веб-версии, ничего.

Vine, Snapchat и Secret начинали точно так же. Просто во многих случаях нет смысла создавать браузерную версию, так как целевая аудитория в лице молодого поколения даже ни разу не воспользуется этим. Это новый класс интернета, исключающий браузеры.

Twitter предрекал такой расклад уже некоторое время назад; тогда сервис начал интегрировать ссылки на другие мобильные приложения внутри своего собственного. Ценность смартфонов завязана на возможности плавно перемещаться между приложениями и заставлять их работать друг с другом. 

твитт

Facebook ввел тот же функционал только на этой неделе, что указывает на верное направление — еще больше мобильных приложений. Это подтверждают и цифры — в среднем на каждый смартфон устанавливается 40-60 приложений в год.

Эти показатели будут только расти, вместе с сегодняшним поколением. Вот исследование Smart Insights, показывающее, что пользователи мобильных устройств все больше времени проводят в приложениях и все меньше в браузере:

о


Интернет развивается


Однако это не значит, что планшеты не имеют пользы — конечно, имеют. Но самое интересное в этом тренде то, как быстро стирается линия между смартфоном и планшетом — эти девайсы были лишь временным решением на пути развития интернета.

Средняя диагональ дисплея в смартфоне к 2014 году увеличилась почти до 5 дюймов (хотя Apple пока держится за 4-дюймовые). Это значит, что смартфоны изначально были слишком маленькими, а планшеты — слишком большими.

Как пишет Дастин Кертис:

Планшет — это просто временный эволюционный ход, который на время преодолел проблемы маленького экрана и разряжающейся батареи в мобильных телефонах.

Хотя многие таблетки работают под управлением той же операционной системы, что и смартфоны, исследования показывают предпочтение пользователей планшета к браузерам, а не родным приложениям. Это соответствует идее о том, что старшие поколения приняли их как следующую ступень эволюции после десктопа.

олд

Но чтобы понять, что же будет следующим хитом, надо смотреть на юных пользователей, которые поголовно выбирают мобильные телефоны. В 2014 году использование смартфонов, по прогнозам, превзойдет традиционное использование компьютеров, приближая нас к прекрасному новому миру мобильных приложений.

Через пару лет мы увидим, как акцент полностью сместится на смартфоны. Смысла таскать с собой два устройства не будет, поэтому можно ожидать дальнейшего сокращения планшетного рынка.

Батарейки совершенствуют, экраны увеличивают — смартфоны и планшеты просто сольются в одно устройство, которое можно будет засунуть в карман.

И это уже начинает происходить. Достаточно посмотреть как продажи iPad mini отбирают долю у больших iPad. К тому же, Apple собирается выпускать смартфон с большей диагональю в этом году.

Интернет приложений — вопрос времени, осталось только ждать, пока традиционный интернет не останется совсем позади.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно