Дарья Данилова

Летающий Aero-X Hoverbike поступит в продажу в 2017 году


В рамках проекта Science³ мы рассказываем про яркие события в мире науки.

Когда Aerofex продемонстрировал свой «Ховербайк» (летающий мотоцикл) почти два года назад, калифорнийской фирме пришло огромное количество писем от людей, спрашивающих, когда можно приобрести такую машину. Сейчас Aerofex анонсировал выход в продажу коммерческой модели в 2017 году за цену около $85 тысяч. Любой, кто хочет осуществить свою мечту из «Звездных войн», может сделать предзаказ, внеся депозит в размере $5 тысяч.

Коммерческий дизайн Aero-X сочетает в себе туннельные винты на воздушной подушке, которые управляются так же легко, как мотоцикл или квадроцикл. Такое транспортное средство предназначено, чтобы парить над землей на максимальной скорости 72 км/ч и на высоте почти что 3,7 метров над землей, позволяя перевозить двух людей по открытой местности без необходимости в дорогах. Такое стало возможным, потому что Aerofex работал над такими инженерными трудностями, как устойчивость и управляемость ховербайка, которые мешали подобным летательным аппаратам на протяжении последних десятилетий.

Мы проделали большую работу, чтобы узнать, как избавиться от "стыковочного эффекта''. Это было сделано для тех, кто, умея управлять только мотоциклом, мог бы сразу же почувствовать себя комфортно (Марк Де Рош, технический директор и основатель Aerofex).

«Стыковочный эффект» возник с появлением транспорта с открытым ротором, например, вертолета. Это означает, что, если пилот машины наклоняется вперед, чтобы ехать вперед, ротор транспорта может повернутся влево из-за аэродинамики вращающихся винтов, и пилот должен нейтрализовать этот самый стыковочный эффект путем управления несколькими элементами сразу.

Для сравнения, управляя прототипом Aero-X, пилоты могут просто наклоняться и использовать ручки руля, как в мотоцикле. Нынешние прототипы специально определяют направление наклона пилота. В будущем Aero-X, скорее всего, управляться с ховербайком можно будет с помощью одного только руля.

Aero-X способен перевозить до 140 килограмм и работать в течение часа и пятнадцати минут на полном баке бензина, так как туннельные роторы имеют более высокую скорость горения топлива, чем открытые роторы вертолета. Но и стоит Aero-X намного меньше, чем вертолет или самолет — и управлять им легче.

Компания Aerofex подала на патенты, связанные с решениями для устойчивости и управляемости ховербайка. Одно из решений компании — кожух вокруг нижней части переднего и заднего роторов, чтобы добавить дополнительный уровень контроля за движениями машины. Если все пойдет хорошо, компания планирует начать проводить летные испытания готового Aero-X к 2016 году.

Кроме того, инженеры компании должны были решить проблему сильных порывов ветра. В этом им помог дрон квадрокоптер, который стал популярен и среди исследователей, и среди энтузиастов робототехники. Такие квадрокоптеры используют обычные чипсеты для смартфона, которые включают гироскопы и акселерометры для измерения силы и направления ветра. Таким образом, бортовой компьютер может автоматически компенсировать равновесие без участия человека-оператора. Aerofex использовала подобную тактику в своем прототипе Aero-X.

Кстати, подобные механизмы разрабатывались ещё в 1960-х. Пионер аэродинамики Франк Пясецки разработал схожий «летающий джип», вертикально взлетающий и приземляющийся механизм для армии США, который мог летать на высоте тысячи футов. Но армия отказалась от этой концепции из-за проблемы устойчивости и управляемости, которые компания AeroFex совсем недавно стала покорять.

Чтобы сделать Aerofex более удобным в использовании, транспорт оснастили бортовым компьютером, который будет сбрасывать газ, чтобы человеческие гонщики не прикончили себя, взлетая очень высоко или набирая слишком высокую скорость. Кроме того, рассматривается перспектива добавления подушек безопасности.

Если мы не сможем сделать этот аппарат безопасным, мы не будем его продавать (Марк Де Рош, технический директор и основатель Aerofex).

Пользователи не должны будут столкнуться с большой волокитой с федеральным авиационным управлением США. Лицензия пилота не нужна благодаря ограничению высоты до 3,7 метров. Отдельные штаты США имеют друге правила, но для большинства людей полет на Aero-X по своей частной собственности (типа пшеничных полей или семейной фермы) не должен принести правовых проблем.

Aerofex также провел последние несколько лет, разрабатывая свою летательную технологию — аппарат, управляемый пилотом, и дрон — для других применений в сотрудничестве с неназванной сельскохозяйственной корпорацией и правительством США. Ещё компания задумывается о «спортивном внедорожнике».

Некоторые текущие прототипы Aero-X имеют безмоторные диски, которые позволят будущим пользователям выводить 365 килограммовую машину из гаража без особых усилий. Но Де Рош предостерегает от попыток управлять машиной на обычных улицах и городских территориях — там это может быть практически нелегально. Однако для потенциальных покупателей, которые хотят «бродить» по открытым пространствам, это не должно быть проблемой. В конце концов, дороги им не нужны.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно