Мария Илюшина

Гайд для инвесторов по «Яндексу»


Yandex — одна из немногих российских ИТ-компаний, которым удалось выйти на мировой рынок и стать там существенным игроком. Сайт yandex.ru по популярности занимает 18-е место в мире и 1-е место в России, а сама компания представляет собой более 50 сервисов. Яндекс — отличный пример того, как должна позиционировать себя международная компания. Поэтому RusBase предлагает подробнейший отчет о стратегии, продуктах и финансах Яндекса от Market Realist


Что такое «Яндекс»


Yandex N.V. — одна из крупнейших интернет-компаний в Европе, управляющая популярнейшей российской поисковой машиной и самым посещаемым в России сайтом. Однако акции компании упали в начале этого месяца — Крымский кризис отразился на всех котировках — падение оценивается в 32%. Яндекс получает большую часть своего дохода от размещения рекламы и понимает волнение инвесторов по поводу экономических санкций против России, которые могут привести к меньшим вложениям в рекламу. Их акции также приняли на себя неслабый удар в прошлом месяце, когда доходы Яндекса за четвертый квартал не встретили ожиданий Wall Street.

ви

Яндекс, штаб-квартира которого находится в Голландии, представляет собой очень сильного конкурента Google в России, так как yandex.ru — самый крупный поисковый сервис, владеющий 61.9% рынка в стране (по данным статистики Liveinternet.ru). На Гугл же, который доминирует среди всех поисковиков на глобальном уровне, в России приходится только 26%. Яндекс генерирует 61.7% российского поискового трафика, а сайты компании в январе 2014 года посетили примерно 66 миллионов уникальных пользователей. Компания также предоставляет сервис в Украине (30% рынка), Казахстане, Беларуси и даже Турции — в тех регионах, где используется кириллица (4% рынка).

Положение Яндекса очень похоже на то, какую роль играет Baidu в Китае — в своем регионе это крупнейшая поисковая машина.

По мнению самой компании, миссия Яндекса — помогать пользователям решать их повседневные проблемы, предоставляя им ориентированные на людей продукты и сервисы. Большинство сервисов Яндекса, включая поисковые, основаны на геолокации и доступны в мобильных версиях и на других платформах.

Самые популярные мобильные приложения интернет-компании включают в себя Яндекс.Карты — навигационный сервис, в котором можно посмотреть детальные карты 1,300 городов России, Украины, Казахстана и Беларуси. Карты доступны в спутниковой и гибридной форме, также можно «погулять» по улицам с помощью панорамных снимков и построить маршруты. Сервис Яндекс.Маркет — пространство для онлайн-торговли и агрегатор цен в разных магазинах, извлекающее выгоду из стремительного развития электронной коммерции в России. Если говорить о доходах, то по отчетам за 4 квартал прошлого года видно, что неслабый рост доходов произошел благодаря Яндекс.Такси. Это только некоторые из успешных приложений интернет-гиганта — еще есть Яндекс.Почта и Яндекс.Деньги.

История Яндекса началась в 1990-х, когда Аркадий Волож и Аркадий Борковский разработали первые поисковые алгоритмы, еще работая в компании «Аркадия». Само слово «Yandex», которое является сокращением от «YetAnotherIndex», было придумано двумя главными фаундерами Ильей Сегаловичем и Аркадием Воложем. Поисковик официально запустился 23 сентября 1997. В мае 2011 Яндекс вышел на NASDAQ Global Select Market, собрав $1,3 миллиарда.



Рост Яндекса


Яндекс постоянно ставил рекорды по доходам в течение нескольких кварталов, но последний квартал принес меньше прибыли, чем ожидалось аналитиками. Компания сообщила о $0,31 прибыли на акцию за квартал (за третий прибыль была $0,93). Чистая прибыль компании выросла на 24% по сравнению с предыдущим годом. Сейчас она составляет $102 миллиона. Общий доход в $369 миллионов на 37% выше  по сравнению с четвертым кварталом 2012. Эти цифры не включают в себя Яндекс.Деньги, которыми Яндекс управляет в качестве совместного предприятия, так как 75% акций были проданы Сбербанку в июле прошлого года.

Яндекс отметил как негативно рынок отреагировал на заявление о том, что ожидаемая прибыль в этом году увеличится на 25% до 30% — это медленнее, чем в 2013 году. Аналитики считают, замедление российской экономики привело к вялому росту на рынке контекстной рекламы.

уыпк

Конкурент — Mail.Ru — также прогнозирует снижение своих доходов в этом году. Та же ситуация наблюдается и у Baidu, и у Yahoo.



Доходы Яндекса от контекстной рекламы


Как и Google, и любые другие поисковые системы, Яндекс зарабатывает большую часть своих денег на продаже рекламы, в особенности  контекстных объявлений, таргетированных на основе поисковых запросов пользователя. Именно эта направленная реклама составляет 90% общего дохода за четвертый квартал 2013 года. Рекламные изображения теперь приносят 10% прибыли, или $32 миллиона, что намного выше, чем в 2012 году.

В 2001 году компания запустила Яндекс.Директ — крупнейшую автоматизированную систему размещения контекстной рекламы. С ее помощью рекламодатели легко могли выставить желаемые ключевые слова и получить выгодное предложение для своей рекламы. Компания также показывает рекламу на тысячах сторонних вебсайтов, из которых складывается рекламная сеть Яндекса. По данным ComScore, эта сеть охватывает 96% российской интернет-аудитории.

Доходы от текстовой рекламы выросли на 42% по сравнению предыдущим годом, до $305 миллионов. На рекламной сети компания зарабатывает около $80 миллионов.

кнь

Как сделка с Mail.ru увеличила доход от партнерской сети


По информации Яндекса увеличение доходов партнерской сети в качестве доли от общей прибыли, а также роста рекламной сети — результат соглашения с Mail.Ru. В прошлом году конкурирующие компании заключили соглашение — рекламодатели Яндекса получали доступ к пользователям Мейла, делясь при этом некоторой частью дохода. Mail.ru владеет популярным почтовым клиентом и двумя соцсетями — МойМир и Одноклассники.

Также в прошлом месяце Яндекс анонсировал партнерство с Google. Сервис размещения медийной рекламы Яндекса AWAPS был подключен к RTB-системе Google (DoubleClick AdExchange). А сервис Google, DoubleClick Bid Manager — к RTB-системе Яндекса. Соглашение коснулось только медийной рекламы и не затронуло контекстную.

кер

Доля на рынке


Менеджмент Яндекса связывает результаты четвертого квартала с ростом поисковой доли на настольных и мобильных устройствах. Яндекс реализовал значительные изменения в своих платных поисковых алгоритмах, что привлекло существенное количество рекламодателей к платформе и расширило охват партнерской сети.

Яндекс находится на передовице технологического прогресса и использует лингвистику, математику и статистический анализ для развития собственных алгоритмов, которые эффективно извлекают, компилируют, систематизируют и представляют соответствующую информацию пользователям. Результаты поиска сопровождаются дополнительной информацией с параллельных сервисов Яндекса (Яндекс.Новости, Яндекс.Маркет, Яндекс.Карты и так далее). Яндекс также работает в «живом поиске» и дополняет запросы самыми последними данными. В прошлом году компания запустила бета-версию Islands, новой поисковой платформы, поставляющей информацию в виде интерактивных блоков, которые собирают разные типы информации — от текстов до видео.

Согласно отчетам ComScore, Яндекс обогнал Bing по количеству запросов еще зимой 2012 года и стал четвертой в мире поисковой машиной.

По статистике LiveInternet, общая доля Яндекса в поисковых запросах на всех платформах в России выросла с 60,5% на конец 2012 до 61,9% на конец 2013. На мобильный трафик пришлось 16%, что принесло примерно 12% дохода за четвертый квартал. Поисковая система набрала еще большую популярность и обошла Google в Беларуси и Украине.

Доля запросов с устройств на платформе Android выросла с примерно 42% в декабре 2012 года до 52% в декабре 2013 года. Доля iOS также выросла с около 35% в декабре 2012 до почти 45% в феврале. Яндекс связывает эти достижения с рядом факторов, включая качество поисковой технологии и улучшение отношений с партнерами. Компания также имеет стратегическое соглашение с Apple, согласно которому Яндекс доступен в качестве поисковой машины в Safari мобильных и настольных устройств. Также во второй половине 2013 года Яндекс выпустил свой мобильный браузер, что еще больше увеличило долю на рынке.

Яндекс сотрудничает и с Facebook, их недавнее соглашение предоставляет Яндексу полный доступ к  огромному количеству собранной сетью информации, что улучшает качество результатов поиска. Яндекс планирует получить доступ и к информации о странах СНГ, включая Украину, Беларусь и Казахстан, а также Турцию. Поисковик уже интегрирован в другие социальные сети, такие как Twitter, LiveJournal и ВКонтакте.



Другие продукты Яндекса


Желая быть не просто поисковой машиной, Яндекс разрабатывал мобильные приложения и онлайн-сервисы. Гигант рунета искал новые возможность расширить свое влияние и улучшить продукты, чтобы конкурировать с Google на российском рынке. В дальнейших планах компании — получать прибыль благодаря увеличивающейся интеграции интернета и большую популярность смартфонов в России.

мг

По оценкам eMarketer, около 234 миллионов человек в Центральной и Восточной Европе (или 54,4%), регулярно пользуются интернетом. Около трети интернет-юзеров региона находятся в России. eMarketer также указывает, что больше половины населения России пользуются интернетом по состоянию на 2013 год. Ожидается, что рост немного притормозится к 2017 году, когда две трети населения будут интернет-пользователями.

им

В прошлом месяце Яндекс представил комплект разработчика для смартфонов на Андроид для тех предпринимателей, которые хотят заменить стандартные приложения Google. «Всестороннее, неожиданное решение, многогранное и заточенное под технологии», Яндекс.Кит построен на открытой платформе Android, и его компоненты доступны для практически всех версий ОС. Яндекс.Кит для российских вендоров включает в себя 15 приложений: браузер, карты, магазин, облачный сервис Яндекс.Диск и т.д. Сообщается, что Huawei Technologies Co и ЗАО «Эксплей» приняли альтернативное ПО под Android и должен запустить первые модели в этом году. С помощью Яндекс.Кит компания нацелена упрочить свое положение на мобильном рынке, особенно Android-сектора.

Яндекс планирует увеличить свою долю на рынке Android-телефонов и извлечь выгоду из растущей мобильной рекламы, как сказал руководитель мобильных экосистем Яндекса Александр Зверев в недавнем интервью Bloomberg. Он добавил, что Яндекс также имеет более 90% доли на рынке смартфонов Windows Phone OS.

Расходы на цифровую рекламу в России, по оценкам eMarketer, достигнут $3,18 млрд к 2017 году, по сравнению с $1,62 млрд в прошлом году. Расходы на рекламу в секторе мобильного интернета, тем временем, приблизятся к $162 млн в Центральной и Восточной Европе в этом году, до 130% по сравнению с уровнем 2012 года — темпы роста одинаковы и для России, и для всего региона. Что касается расходов всего региона на мобильную связь, то тут на Россию приходится 38%, согласно отчету eMarketer «Global Intelligence Report Media».


Расширение линейки продуктов за счет приобретений


«Русский Google» в прошлом месяце приобрел израильский KitLocate, производителя технологии мобильной геолокации, не затрачивающей много энергии. Технология KitLocate, сохраняющая заряд батареи, может применяться в мобильных приложениях, которым необходимы данные о движениях пользователя для предоставления услуг в зависимости от местоположения. Яндекс будет использовать KitLocate для улучшения своих сервисов,в том числе персонализации мобильного поиска и целевой рекламы. Также откроется первый научно-исследовательский центр в Израиле. По сообщениям СМИ, Baidu и Яндекс заинтересованы в расширении на рынке Ближнего Востока.

Яндекс ранее приобрел Кинопоиск, огромную онлайн-базу данных на русском языке о фильмах, аналог IMDB в России. Кинопоиск имеет всемирную ежемесячную аудиторию в 18,6 млн, по данным ComScore Media Metrix. Персонализированные алгоритмы и технологии машинного обучения будут использоваться вместе с контентом Кинопоиска, что позволит предоставлять расширенную систему кинорекомендаций с учетом предпочтений пользователей.

В январе Яндекс подписали соглашение о сотрудничестве с MultiShip, агрегатора услуг логистики. На основе соглашения, Яндекс покупает ПО MultiShip за $1 миллион и инвестирует несколько миллионов в развитие компании. Команда разработчиков Яндекса и MultiShip завершит работу по созданию технологической платформы для сотрудничества между магазинами и экспертами по логистике. С MultiShip Яндекс рассчитывает облегчить связь между интернет-магазинах и покупателей, вне зависимости от их местонахождения. MultiShip станет потенциальным партнером по доставке товаров, которые работают с Яндекс.Маркет.

Яндекс заявил в прошлом году, что Yandex Labs вместе с Carnegie Mellon University разработали приложение для телевизора, который показывает персонализированный контент и позволяет пользователям легко взаимодействовать с содержимым при помощи жестов. Тем не менее реальных прототипов пока нет. В октябре 2013 года, Яндекс выпустил Cocaine, систему с открытым исходным кодом PaaS (платформа как услуга) для создания пользовательских облачных хранилищ для приложений. Бесплатный инструмент похож на Google App Engine или Heroku, и включает в себя языки программирования C + + , Python и JavaScript, с поддержкой Java и Racket. В прошлом году Яндекс также дебютировал Twym, предназначенный для мгновенных рублевых переводов пользователями Twitter, которые имеют счет на Яндекс.Деньги.

Yandex Labs также разработал экспериментальное голосовое приложение Wonder для поиска в соцсетях, которое собирало информацию из Facebook, Instagram, Foursquare и Twitter в США, но Facebook заблокировал доступ Яндекса, и разработка приложения была остановлена.


Яндекс против других поисковых машин


Bing от Microsoft в настоящее время управляет поисковиком Yahoo по соглашению 2009 года, но Yahoo пытается положить конец этому партнерству, т. к. доход снижается из-за уменьшения доли на рынке поиска. Коэффициент цена/прибыль Яндекса составляет 26.1x P/E, что дешевле по сравнению с интернет-гигантами вроде Google и Baidu. Яндекс имеет больше всего прибыли (в том числе и валовой) среди своих конкурентов.

ти

Прогнозируемый рост чистой прибыли за акцию у Яндекса практически такой же, как и у ведущих партнеров Google и Baidu:

чс


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно