Новости

Гайд для инвесторов по «Яндексу»

Новости
Мария Илюшина
Мария Илюшина

Редактор Rusbase, отделы «Мир» и «Тренды» [email protected]

Мария Илюшина

Подробный отчет о стратегии Yandex и отличный пример позиционирования компании

Гайд для инвесторов по «Яндексу»
Присоединиться

Yandex — одна из немногих российских ИТ-компаний, которым удалось выйти на мировой рынок и стать там существенным игроком. Сайт yandex.ru по популярности занимает 18-е место в мире и 1-е место в России, а сама компания представляет собой более 50 сервисов. Яндекс — отличный пример того, как должна позиционировать себя международная компания. Поэтому RusBase предлагает подробнейший отчет о стратегии, продуктах и финансах Яндекса от Market Realist


Что такое «Яндекс»


Yandex N.V. — одна из крупнейших интернет-компаний в Европе, управляющая популярнейшей российской поисковой машиной и самым посещаемым в России сайтом. Однако акции компании упали в начале этого месяца — Крымский кризис отразился на всех котировках — падение оценивается в 32%. Яндекс получает большую часть своего дохода от размещения рекламы и понимает волнение инвесторов по поводу экономических санкций против России, которые могут привести к меньшим вложениям в рекламу. Их акции также приняли на себя неслабый удар в прошлом месяце, когда доходы Яндекса за четвертый квартал не встретили ожиданий Wall Street.

ви

Яндекс, штаб-квартира которого находится в Голландии, представляет собой очень сильного конкурента Google в России, так как yandex.ru — самый крупный поисковый сервис, владеющий 61.9% рынка в стране (по данным статистики Liveinternet.ru). На Гугл же, который доминирует среди всех поисковиков на глобальном уровне, в России приходится только 26%. Яндекс генерирует 61.7% российского поискового трафика, а сайты компании в январе 2014 года посетили примерно 66 миллионов уникальных пользователей. Компания также предоставляет сервис в Украине (30% рынка), Казахстане, Беларуси и даже Турции — в тех регионах, где используется кириллица (4% рынка).

Положение Яндекса очень похоже на то, какую роль играет Baidu в Китае — в своем регионе это крупнейшая поисковая машина.

По мнению самой компании, миссия Яндекса — помогать пользователям решать их повседневные проблемы, предоставляя им ориентированные на людей продукты и сервисы. Большинство сервисов Яндекса, включая поисковые, основаны на геолокации и доступны в мобильных версиях и на других платформах.

Самые популярные мобильные приложения интернет-компании включают в себя Яндекс.Карты — навигационный сервис, в котором можно посмотреть детальные карты 1,300 городов России, Украины, Казахстана и Беларуси. Карты доступны в спутниковой и гибридной форме, также можно «погулять» по улицам с помощью панорамных снимков и построить маршруты. Сервис Яндекс.Маркет — пространство для онлайн-торговли и агрегатор цен в разных магазинах, извлекающее выгоду из стремительного развития электронной коммерции в России. Если говорить о доходах, то по отчетам за 4 квартал прошлого года видно, что неслабый рост доходов произошел благодаря Яндекс.Такси. Это только некоторые из успешных приложений интернет-гиганта — еще есть Яндекс.Почта и Яндекс.Деньги.

История Яндекса началась в 1990-х, когда Аркадий Волож и Аркадий Борковский разработали первые поисковые алгоритмы, еще работая в компании «Аркадия». Само слово «Yandex», которое является сокращением от «YetAnotherIndex», было придумано двумя главными фаундерами Ильей Сегаловичем и Аркадием Воложем. Поисковик официально запустился 23 сентября 1997. В мае 2011 Яндекс вышел на NASDAQ Global Select Market, собрав $1,3 миллиарда.



Рост Яндекса




Яндекс постоянно ставил рекорды по доходам в течение нескольких кварталов, но последний квартал принес меньше прибыли, чем ожидалось аналитиками. Компания сообщила о $0,31 прибыли на акцию за квартал (за третий прибыль была $0,93). Чистая прибыль компании выросла на 24% по сравнению с предыдущим годом. Сейчас она составляет $102 миллиона. Общий доход в $369 миллионов на 37% выше  по сравнению с четвертым кварталом 2012. Эти цифры не включают в себя Яндекс.Деньги, которыми Яндекс управляет в качестве совместного предприятия, так как 75% акций были проданы Сбербанку в июле прошлого года.

Яндекс отметил как негативно рынок отреагировал на заявление о том, что ожидаемая прибыль в этом году увеличится на 25% до 30% — это медленнее, чем в 2013 году. Аналитики считают, замедление российской экономики привело к вялому росту на рынке контекстной рекламы.

уыпк

Конкурент — Mail.Ru — также прогнозирует снижение своих доходов в этом году. Та же ситуация наблюдается и у Baidu, и у Yahoo.



Доходы Яндекса от контекстной рекламы


Как и Google, и любые другие поисковые системы, Яндекс зарабатывает большую часть своих денег на продаже рекламы, в особенности  контекстных объявлений, таргетированных на основе поисковых запросов пользователя. Именно эта направленная реклама составляет 90% общего дохода за четвертый квартал 2013 года. Рекламные изображения теперь приносят 10% прибыли, или $32 миллиона, что намного выше, чем в 2012 году.

В 2001 году компания запустила Яндекс.Директ — крупнейшую автоматизированную систему размещения контекстной рекламы. С ее помощью рекламодатели легко могли выставить желаемые ключевые слова и получить выгодное предложение для своей рекламы. Компания также показывает рекламу на тысячах сторонних вебсайтов, из которых складывается рекламная сеть Яндекса. По данным ComScore, эта сеть охватывает 96% российской интернет-аудитории.

Доходы от текстовой рекламы выросли на 42% по сравнению предыдущим годом, до $305 миллионов. На рекламной сети компания зарабатывает около $80 миллионов.

кнь

Как сделка с Mail.ru увеличила доход от партнерской сети


По информации Яндекса увеличение доходов партнерской сети в качестве доли от общей прибыли, а также роста рекламной сети — результат соглашения с Mail.Ru. В прошлом году конкурирующие компании заключили соглашение — рекламодатели Яндекса получали доступ к пользователям Мейла, делясь при этом некоторой частью дохода. Mail.ru владеет популярным почтовым клиентом и двумя соцсетями — МойМир и Одноклассники.

Также в прошлом месяце Яндекс анонсировал партнерство с Google. Сервис размещения медийной рекламы Яндекса AWAPS был подключен к RTB-системе Google (DoubleClick AdExchange). А сервис Google, DoubleClick Bid Manager — к RTB-системе Яндекса. Соглашение коснулось только медийной рекламы и не затронуло контекстную.

кер

Доля на рынке


Менеджмент Яндекса связывает результаты четвертого квартала с ростом поисковой доли на настольных и мобильных устройствах. Яндекс реализовал значительные изменения в своих платных поисковых алгоритмах, что привлекло существенное количество рекламодателей к платформе и расширило охват партнерской сети.

Яндекс находится на передовице технологического прогресса и использует лингвистику, математику и статистический анализ для развития собственных алгоритмов, которые эффективно извлекают, компилируют, систематизируют и представляют соответствующую информацию пользователям. Результаты поиска сопровождаются дополнительной информацией с параллельных сервисов Яндекса (Яндекс.Новости, Яндекс.Маркет, Яндекс.Карты и так далее). Яндекс также работает в «живом поиске» и дополняет запросы самыми последними данными. В прошлом году компания запустила бета-версию Islands, новой поисковой платформы, поставляющей информацию в виде интерактивных блоков, которые собирают разные типы информации — от текстов до видео.

Согласно отчетам ComScore, Яндекс обогнал Bing по количеству запросов еще зимой 2012 года и стал четвертой в мире поисковой машиной.

По статистике LiveInternet, общая доля Яндекса в поисковых запросах на всех платформах в России выросла с 60,5% на конец 2012 до 61,9% на конец 2013. На мобильный трафик пришлось 16%, что принесло примерно 12% дохода за четвертый квартал. Поисковая система набрала еще большую популярность и обошла Google в Беларуси и Украине.

Доля запросов с устройств на платформе Android выросла с примерно 42% в декабре 2012 года до 52% в декабре 2013 года. Доля iOS также выросла с около 35% в декабре 2012 до почти 45% в феврале. Яндекс связывает эти достижения с рядом факторов, включая качество поисковой технологии и улучшение отношений с партнерами. Компания также имеет стратегическое соглашение с Apple, согласно которому Яндекс доступен в качестве поисковой машины в Safari мобильных и настольных устройств. Также во второй половине 2013 года Яндекс выпустил свой мобильный браузер, что еще больше увеличило долю на рынке.

Яндекс сотрудничает и с Facebook, их недавнее соглашение предоставляет Яндексу полный доступ к  огромному количеству собранной сетью информации, что улучшает качество результатов поиска. Яндекс планирует получить доступ и к информации о странах СНГ, включая Украину, Беларусь и Казахстан, а также Турцию. Поисковик уже интегрирован в другие социальные сети, такие как Twitter, LiveJournal и ВКонтакте.



Другие продукты Яндекса


Желая быть не просто поисковой машиной, Яндекс разрабатывал мобильные приложения и онлайн-сервисы. Гигант рунета искал новые возможность расширить свое влияние и улучшить продукты, чтобы конкурировать с Google на российском рынке. В дальнейших планах компании — получать прибыль благодаря увеличивающейся интеграции интернета и большую популярность смартфонов в России.

мг

По оценкам eMarketer, около 234 миллионов человек в Центральной и Восточной Европе (или 54,4%), регулярно пользуются интернетом. Около трети интернет-юзеров региона находятся в России. eMarketer также указывает, что больше половины населения России пользуются интернетом по состоянию на 2013 год. Ожидается, что рост немного притормозится к 2017 году, когда две трети населения будут интернет-пользователями.

им

В прошлом месяце Яндекс представил комплект разработчика для смартфонов на Андроид для тех предпринимателей, которые хотят заменить стандартные приложения Google. «Всестороннее, неожиданное решение, многогранное и заточенное под технологии», Яндекс.Кит построен на открытой платформе Android, и его компоненты доступны для практически всех версий ОС. Яндекс.Кит для российских вендоров включает в себя 15 приложений: браузер, карты, магазин, облачный сервис Яндекс.Диск и т.д. Сообщается, что Huawei Technologies Co и ЗАО «Эксплей» приняли альтернативное ПО под Android и должен запустить первые модели в этом году. С помощью Яндекс.Кит компания нацелена упрочить свое положение на мобильном рынке, особенно Android-сектора.

Яндекс планирует увеличить свою долю на рынке Android-телефонов и извлечь выгоду из растущей мобильной рекламы, как сказал руководитель мобильных экосистем Яндекса Александр Зверев в недавнем интервью Bloomberg. Он добавил, что Яндекс также имеет более 90% доли на рынке смартфонов Windows Phone OS.

Расходы на цифровую рекламу в России, по оценкам eMarketer, достигнут $3,18 млрд к 2017 году, по сравнению с $1,62 млрд в прошлом году. Расходы на рекламу в секторе мобильного интернета, тем временем, приблизятся к $162 млн в Центральной и Восточной Европе в этом году, до 130% по сравнению с уровнем 2012 года — темпы роста одинаковы и для России, и для всего региона. Что касается расходов всего региона на мобильную связь, то тут на Россию приходится 38%, согласно отчету eMarketer «Global Intelligence Report Media».


Расширение линейки продуктов за счет приобретений


«Русский Google» в прошлом месяце приобрел израильский KitLocate, производителя технологии мобильной геолокации, не затрачивающей много энергии. Технология KitLocate, сохраняющая заряд батареи, может применяться в мобильных приложениях, которым необходимы данные о движениях пользователя для предоставления услуг в зависимости от местоположения. Яндекс будет использовать KitLocate для улучшения своих сервисов,в том числе персонализации мобильного поиска и целевой рекламы. Также откроется первый научно-исследовательский центр в Израиле. По сообщениям СМИ, Baidu и Яндекс заинтересованы в расширении на рынке Ближнего Востока.

Яндекс ранее приобрел Кинопоиск, огромную онлайн-базу данных на русском языке о фильмах, аналог IMDB в России. Кинопоиск имеет всемирную ежемесячную аудиторию в 18,6 млн, по данным ComScore Media Metrix. Персонализированные алгоритмы и технологии машинного обучения будут использоваться вместе с контентом Кинопоиска, что позволит предоставлять расширенную систему кинорекомендаций с учетом предпочтений пользователей.

В январе Яндекс подписали соглашение о сотрудничестве с MultiShip, агрегатора услуг логистики. На основе соглашения, Яндекс покупает ПО MultiShip за $1 миллион и инвестирует несколько миллионов в развитие компании. Команда разработчиков Яндекса и MultiShip завершит работу по созданию технологической платформы для сотрудничества между магазинами и экспертами по логистике. С MultiShip Яндекс рассчитывает облегчить связь между интернет-магазинах и покупателей, вне зависимости от их местонахождения. MultiShip станет потенциальным партнером по доставке товаров, которые работают с Яндекс.Маркет.

Яндекс заявил в прошлом году, что Yandex Labs вместе с Carnegie Mellon University разработали приложение для телевизора, который показывает персонализированный контент и позволяет пользователям легко взаимодействовать с содержимым при помощи жестов. Тем не менее реальных прототипов пока нет. В октябре 2013 года, Яндекс выпустил Cocaine, систему с открытым исходным кодом PaaS (платформа как услуга) для создания пользовательских облачных хранилищ для приложений. Бесплатный инструмент похож на Google App Engine или Heroku, и включает в себя языки программирования C + + , Python и JavaScript, с поддержкой Java и Racket. В прошлом году Яндекс также дебютировал Twym, предназначенный для мгновенных рублевых переводов пользователями Twitter, которые имеют счет на Яндекс.Деньги.

Yandex Labs также разработал экспериментальное голосовое приложение Wonder для поиска в соцсетях, которое собирало информацию из Facebook, Instagram, Foursquare и Twitter в США, но Facebook заблокировал доступ Яндекса, и разработка приложения была остановлена.


Читайте также:
Как работает рекламная сеть в «Яндекс Директ» в 2021 году: советы по настройке

«Яндекс» запустил новый продукт для быстрой настройки рекламной кампании

Как создать баннерную рекламу, которая не будет раздражать аудиторию (и увеличит объем продаж)

Яндекс против других поисковых машин


Bing от Microsoft в настоящее время управляет поисковиком Yahoo по соглашению 2009 года, но Yahoo пытается положить конец этому партнерству, т. к. доход снижается из-за уменьшения доли на рынке поиска. Коэффициент цена/прибыль Яндекса составляет 26.1x P/E, что дешевле по сравнению с интернет-гигантами вроде Google и Baidu. Яндекс имеет больше всего прибыли (в том числе и валовой) среди своих конкурентов.

ти

Прогнозируемый рост чистой прибыли за акцию у Яндекса практически такой же, как и у ведущих партнеров Google и Baidu:

чс

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 От Tesla до Google: 14 крупных компаний из США, основанных мигрантами
  2. 2 53 стартапа, которые купила Yahoo. Что с ними стало
  3. 3 Цифры дня. Никто не хочет давать пиратам деньги
  4. 4 Как конкуренция с Google меняет бизнес корпораций
  5. 5 Битва капитализаций: Apple стоит как 12 «Газпромов»
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти