Кристина Манжула

За и против оффлайн-бизнеса в кризис


Венчурный фонд Промсвязьбанка профинансировал уже 17 сделок молодых предпринимателей из различных регионов России на общую сумму 83,5 млн. рублей. Последней сделкой стал ресторан чешской кухни по франшизе Chernovar в г. Тула. Всего же за текущий год было отсмотрено свыше 2000 заявок от молодых предпринимателей на инвестиции, многие из которых как раз в сфере общественного питания.

Фонд пообщался с предпринимателями из сферы ресторанного бизнеса, чтобы взвесить за и против ведения бизнеса в текущей экономической ситуации. Некоторые эксперты сейчас говорят о неблагоприятных условиях. Мнения предпринимателей на этот счет также разнятся.

Александр Терентьев, президент ресторанного холдинга «Рестория» в Самаре, считает, что в текущих реалиях если и начинать бизнес, то нужно делать это с большой осторожностью.

Александр Терентьев президент ресторанного холдинга «Рестория»

Сейчас, чтобы идти в ресторанный бизнес, нужно просчитать очень много нюансов. Рестораны переживают не самые лучшие времена. Я в ресторанном бизнесе уже 20 лет, и текущий год, на моей памяти, один из самых тяжелых. Здесь дело во множестве факторов, которые сложились воедино и один за другим нанесли удар по заведениям общественного питания: запрет курения, повышение цен, санкции, и, как следствие, снижение спроса. Также не следует забывать о том, что для данной отрасли характерны большие вложения и долгая окупаемость. В текущих экономических реалиях это становится еще более отягчающим фактором.

В регионах люди больше предпочитают домашнее питание ресторанным бизнес-ланчам и ужинам. Удержать клиентов становится всё сложнее, а привлечь новых – еще тяжелее. Я бы рекомендовал отдавать предпочтение все-таки бюджетным форматам заведений. Кроме того, любой бизнес стоит начинать только после тщательных расчетов и анализа рынка, с учетом экономической ситуации, ментальности региона и динамики спроса в той сфере, где вы планируете реализовывать свою идею.

Позитивными мыслями о ведении ресторанного бизнеса поделилась Елена Аралова, владелица кофейни по франшизе «Шоколадница» в г.Курск. Напомним, что в апреле этого года Венчурный фонд ПСБ инвестировал в открытие Курской Шоколадницы 5 млн. рублей. И не смотря на изменения в экономике страны, проект Елены демонстрирует высокие показатели и идет на опережение утвержденного бизнес-плана.

Елена Аралова дает несколько советов начинающиv предпринимателям:

Елена Аралова владелица кофейни Шоколадница в г. Курск

Составьте 3 бизнес-плана

Запуск  бизнеса — это серьезный шаг, который важно тщательно просчитать,  проанализировать и понять, что нужно делать и как, сколько денег вкладывать, какими должны быть доходы, расходы и пр. Для этого необходимо самостоятельно составить подробный бизнес-план. Очень важно досконально разобраться в собственном проекте. Я это делаю обычно так: составляю для себя два бизнес-плана: один оптимистичный, второй с учетом самых неблагоприятных условий (стресс-тест). Если во втором бизнес-плане оказываются малые риски (лично для меня — это означает, что бизнес будет работать, но есть риск не получить прибыль), то я смело составляю третий бизнес-план: что-то среднее между этими двумя. Далее я тщательно изучаю оптимистический бизнес-план, чтобы еще раз осознать все его перспективы и ставлю амбициозные цели, т.е. создаю для себя сильную мотивацию.

Не поддавайтесь панике

Массовая истерия по поводу кризиса – во многом результат работы средств массовой информации, весь кризис – в голове. Мое личное мнение такое: да, безусловно, сейчас есть некоторая напряженность в российской экономике. Но это не повод впадать в панику, завязывать туже пояса и готовиться к голоду. Нужно просто хорошо делать свою работу, постоянно анализировать ситуацию и находить новые решения.

Продолжайте  работать

Я выбираю работать и делать все, что от меня зависит, мои  партнеры работают, мои гости работают, поставщики продолжают работать. Даже несмотря на то, что «сейчас непростая экономическая ситуация, труднее привлечь инвестиции или сложнее запустить бизнес», т.к. я считаю, что это не так; Сложности всегда есть и в разное время они разные. Каждый делает свой выбор: уйти с рынка, закрыть предприятие и вложить средства в менее рисковые, но и менее доходные активы, либо понять и принять текущую ситуацию и с ее учетом действовать и принимать новые решения. Мой более чем десятилетний опыт показал: успех бизнеса в большинстве случаев зависит от характера предпринимателя, нежели от размера стартового капитала, таланта или удачи.

Научитесь решать задачи с новыми вводными

Из-за санкций некоторые временные неудобства продлились всего пару недель, потом рынок снова стал изобилен. На питании гостей в нашей кофейне это никак не отразилось, например, пришел  гость  покушать, ну неужели мы, работники общепита не найдем чем накормить нашего любимого гостя? Неужели оставим его голодным, сославшись на санкции или закроем заведение из-за отсутствия в данный момент в холодильнике салата Айсберг или сыра Пармезан? Изменения в валютном курсе – ощутимы оказались для того общепита, который закупает в данный момент импортное оборудование в иностранной валюте. Но это лишь задачи, которые нужно научиться решать по-новому в связи с новыми вводными.

Возможно, стоит внимательнее подходить к выбору оборудования и необходимости покупать весь список у иностранных производителей, а возможно чуть пересмотреть бизнес-план и сдвинуть сроки окупаемости. Нужно рассматривать все эти вопросы в каждом конкретном случае, и разрабатывать рецепт от конкретного недуга.

Смотрите на трудности как на возможность

Я рассматриваю текущие сложности как вызов и возможность стать умнее. Покупательская способность снизилась примерно на 10%, ряд цен выросли примерно так же на 10%, хотя это стандартная ежегодная ситуация в преддверии Нового года. Не вижу проблемы.

Любите свое дело

Я искренне верю, что результат предпринимателя во многом зависит от его отношения к бизнесу, которым он занимается. Важно искренне любить, то, чем занимаешься, служить своему делу и качественно выполнять свою работу, чтобы то, что в итоге создается, приносило пользу потребителям, облегчало им жизнь, радовало, вдохновляло, экономило их время и пр. Только тогда будет спрос на товар или услугу  и результат точно не заставит себя ждать.

Задайте себе правильные вопросы

Начинать стоит. Привлекать инвестиции или кредит, когда есть хороший развернутый бизнес-план и понимание как работать с банком, то и с кредитом проблем не будет.

Если есть серьезные потери в бизнесе, то вряд ли из-за текущих изменений в экономике. В кризис 2008 тысячи людей оказались без работы, цены взлетели, а в Новый год все подарки смели с полок, откуда спрос? Количество стартапов в кризис кратно выросло! Люди стали учиться правильно обращаться с деньгами, инвестировать, считать риски. Кризис расставил все по местам. Задавайте себе правильные вопросы. Какова эффективность вашего бизнеса? Сколько выручки и прибыли вы генерите в расчете на одного сотрудника? И если вы на пути к годовой выручке свыше $1 млн (!) на человека при хорошей рентабельности — никакой кризис вам не страшен, вы выживите, даже если останетесь одни.

Неэффективные компании уйдут с рынка, а те кто выживет —  переживут и следующий кризис.

Top image via Shutterstock


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно