Виктория Кравченко

Как создать комьюнити, которое «потащит» ваш проект вверх

Комьюнити — это естественное продолжение любого успешного проекта, а также способ пиара в условиях ограниченного бюджета. Сооснователь проекта Trip Secrets Ася Репрева делится опытом и рассказывает, как наладить общение с людьми так, чтобы они были готовы продвигать ваш проект за идею. 


Чтобы создать комьюнити, которое готово вместе с нами продвигать проект и разделять его ценности, нам понадобилось полтора года. Это была работа smm, pr и комьюнити менеджеров, а также модератора, организатора мероприятий, специалиста по работе с партнерами и старшего вожатого.


5 плюсов, которые нам дало комьюнити

Людям свойственно объединяться для решения проблем, особенно в том, что касается путешествий. Подобных проектов в сети сейчас множество, поэтому нам было важно чем-то от них отличиться. Мы сделали ставку на комьюнити и получили гораздо больше, чем ожидали.

1. Самогенерируемый контент

Сайт с самонаполняемым контентом — единственная модель, при которой журнал не тратит на редакцию миллионные бюджеты и при этом создается максимальный контакт с читателями. Сейчас в день у нас выходит не менее 5 материалов, из них редакционных текстов — не более 50%, другую часть пишет «народная редакция». Конечно, так было не сразу, процесс активно пошел спустя примерно полгода работы.

Как это работает?

Периодически мы публично спрашиваем, кому интересно публиковаться, и собираем базу желающих из тех, кто хочет делиться своими историями, писать обзоры и инструкции. Между добровольцами распределяются темы (кто-то предлагает их сам), далее – каждый сам себе назначает дедлайны и отмечает их в табличке. Все держится на простой фразе: «пообещал — сделай».

Для тех, кто не желает коммуникаций с редакцией, на сайте есть кнопка «прислать текст».

2. Пиар без бюджета

Когда у нас появляется рекламный спецпроект, то первым постом мы рассказываем о том, что планируем запустить и подогреваем интерес, а следующим уже анонсируем сделанное.

Когда мы делаем ежегодный фестиваль Trip Secrets Fest, к посту-анонсу в соцсетях сразу же прикрепляем ссылку на пресс-релиз и форму аккредитации для журналистов. Тогда люди осознают, какую конкретную пользу они смогут принести проекту своим репостом.

Важно: никогда не просите и не выклянчивайте репосты. Это обесценивает вашу работу. Аргументируйте важность, создавайте ценность и решайте конкретные проблемы окружающих так, чтобы они сами хотели этим поделиться.

3. Трафик

За счет того, что мы делаем интервью с личностями, которые известны в нашем комьюнити, материалы хорошо читаются и расходятся в социальных сетях. Помимо этого, мы иногда готовим статьи с мнениями наших активных читателей. Им приятно — они делятся этим со своими знакомыми, а друзья заходят к нам на сайт. 

Подобная механика помогла нам в марте этого года за месяц увеличить трафик в 3 раза.

4. Тестировщики и толковые критики

Друзья и знакомые предвзято относятся к нашиму проекту из-за симпатии, поэтому перед важным релизом или изменением мы пишем тем, кто к нам максимально лоялен. Просим у них критичного взгляда на продукт и советов насчет того, что можно было бы изменить.

5. Ресурсы

Когда у нас не хватает специалистов, нужных проектов или партнеров, мы в первую очередь задействуем не личные знакомства, а паблики нашего проекта. Как показала практика, читатели достают из-под земли то, что нам нужно, так как хорошо знают нашу идеологию и понимают цель. Сейчас мы ищем покупателя, чтобы продать большую часть проекта, и комьюнити нам активно помогает, распространяя информацию среди заинтересованных людей.


Совет: максимально точно формулируйте то, что хотите получить от вашей аудитории, тогда не придется разбирать кучу ненужной информации, которую вам заботливо скинут пользователи.


12 шагов по формированию идеального комьюнити

Задача: объединить активных пользователей вокруг той боли, которую решает ваш бизнес и бороться с этой проблемой вместе, сделать пользователей полноценными участниками процесса, оставив финальное принятие решения за собой. При этом аудитория должна понимать, какая конкретная выгода будет у нее от общения с вами.

Главное ощущение, которое должно появиться у людей, если вы взялись создавать комьюнити: проект общий, они могут на него влиять и могут расти вместе с ним. А создатели здесь не более, чем опытные модераторы, которым можно доверять.

1. Разработайте дорожную карту

Проанализируйте, какая аудитория вам нужна, и кто у вас уже есть, а после разработайте два плана:

  • Общий — для ваших соцсетей и других каналов. Пропишите в календаре действия, которые вы будете проделывать регулярно. Подобная стратегия может перекликаться с той, что разрабатывал smm-специалист.

  • Индивидуальный — где будет прописан алгоритм действий для каждого человека, которого нужно строго придерживаться. Например: личное сообщение/приветствие → приглашение его в комментарии и дискуссии → приглашение в закрытый чатик → на закрытую встречу → знакомство читателей с его историей на страницах журнала → приглашение в организационный состав офлайнового мероприятия и так далее.

Здорово, если вы построите систему так, чтобы точно отслеживать количество людей на каждой «ступени», и пропишете, сколько времени человек должен находиться на каждом уровне.

2. Персонализируйте и знакомьтесь

Когда я вижу особо активных участников в комментариях, то пишу им личное сообщение (не чурайтесь добавлять активных пользователей в друзья), где представляюсь, рассказываю коротко о нашем проекте, о том, чем мы можем быть полезны друг другу, и интересуюсь сферой деятельности самого человек. В итоге получаю много интересных знакомств.

Люди с удовольствием поддерживают наши начинания, становятся «адвокатами» нашего бренда и не раз заступались за нас, когда мы только начинали монетизироваться и размещать рекламные статьи, что было непривычно для читателей.

У большинства членов комьюнити со временем появляется своя роль: кто-то любит делиться вашими постами, другой — критиковать, третий — накидывать идеи и дополнять. Подобное важно поощрять (как минимум благодарственным комментарием) и обозначать, что человек услышан и его действия оказались полезны.

3. Привлекайте лидеров мнений

Как среди профессиональной тусовки, так и среди путешественников, я всегда искала лидеров.

  • Сейчас у нас сформирована таблица из 200 путешественников с их блогами и личными страницами, с пометкой, на каких странах они специализируются, где они были в последнее время, куда собираются, а также какие-то замечания об их характере и предпочтениях.

  • Такая же табличка собрана по профессиональной аудитории в travel и IT (мы часто обсуждаем новые приложения и сайты для путешественников).

В соцсетях я не раз специально писала: «А давайте пригласим в комментарии <…>, потому что у него такой-то опыт...», показывая, что это нормальная практика, и чтобы остальные тоже приглашали своих знакомых. Отмечала тех, кто мог ответить на интересующие нас вопросы или привнести в дискуссию новую точку зрения.
Совет: есть люди, по которым сходу не скажешь, что они «авторитетны», так как изначально больше известны в ЖЖ или инстаграме. Приглашение их в комментарии как раз помогало нам привлекать новую аудиторию с других площадок, куда мы были не готовы выходить.

4. Вовлекайте в процесс

Рассказывайте, что планируете сделать и почему, давайте возможность участвовать в процессе. Например, у нас не всегда хватает рук для создания контента и мы бросили клич, предложив всем желающим помочь нам с переводом. А когда организовывали наш первый фестиваль в 2015 году, предложили поддержать нас и помочь с монтажем. Безусловно, и то, и другое — работа, которая делается за деньги. Другое дело, что именно из-за общего настроения проекта и компании людям было в кайф потратить на это время.

Совет: благодарите за то, что люди пошли за вашей идеей и потратили ценнейший ресурс — время.

Tripsecrets перевод статьи.png

5. Создавайте закрытые чатики

Важно, чтобы было ощущение доступа к закрытой эксклюзивной информации у избранной группы людей. В нашем случае это канал в Телеграмм, куда мы постим в несколько раз больше выгодных предложений для путешественников, чем есть на сайте.

6. Инициируйте дискуссии

Например, по четвергам и воскресеньям у нас в сообществах завязывается дискуссия (тему предлагает основатель проекта, и в ней заранее озвучено два противоположных мнения). Помимо этого, когда есть новость или материал с другого сайта, достойный обсуждения, мы публикуем и его вне графика.

Сложно лавировать между множеством разных мнений, но в этой «жаре» и есть вся суть. Банить нужно только неадекватных, когда ситуация складывается так, что некомфортно большинству (вашему ядру). Причем делать это надо безжалостно, потому что очень важно сохранить микроклимат. Но, с другой стороны, это отличная ситуация для объединения участников. Это работает как тимбилдинг в онлайне.

Совет: важно, чтобы лидер вашего комьюнити, организатор беседы имел собственное мнение и не менял его в зависимости от ситуации.

7. Поддерживайте начинающих

На нашем сайте мы информационно поддерживаем travel-проекты: путешественников, экспедиции, социальные и образовательные проекты. Консультируем и рассказываем, как лучше подготовить публикацию, как сделать медиапроект из своего путешествия и найти спонсоров/партнеров, помогаем тем, кто собирает деньги на Бумстартере, знакомим с журналистами.

Со временем образовался пул проектов, которые стали такими же лидерами мнений для своей аудитории и уже транслируют не только свои, но и наши ценности.

8. Распространяйте логотип

Сделайте лидеров мнений вашего сообщества носителями вашего логотипа. Наш мозг постоянно ищет «своих», и этим можно пользоваться.

Для брендирования выбирайте то, что будет присутствовать в жизни вашего пользователя наиболее часто. Например, своей аудитории (назовем ее digital nomads), которая вечно таскает с собой ноутбуки, мы дарим наклейки.

Tripsecrets футболки.jpg

9. Встречайтесь с самыми активными пользователями

Речь о небольших закрытых встречах, на которых проходят дискуссии и обсуждения: что нужно людям от вашего продукта, какие проблемы вы могли бы решить. Ну, и разговоры «за жизнь», конечно, тоже нужны. Подобное можно провернуть, разослав всем опросник, но тогда не будет возможности провести глубинное интервью и задать сто тысяч «почему» и докопаться до всех реальных причин.

Приглашайте не более 15 участников, чтобы создавалась рабочая атмосфера, а иначе получится не дискуссия, а бестолковые монологи и выступления.
Будьте готовы, на подобных мероприятиях будут переходы на личности, сплетни, возможно, ссоры, но это как раз признак того, что проект жив, а комьюнити действительно существует не только в вашей голове.

10. Организуйте регулярные офлайн сходки

Они могут быть большим или маленьким — это неважно. Важно систематически налаживать контакт с людьми в реальной жизни! Никогда ничего на таких встречах не продавайте — если понравитесь, то они сами проголосуют за вас рублем и купят ваш продукт.

Продумывайте и рассчитывайте все организационные моменты до мелочей. Во время мероприятий начинайте общаться еще до его старта: пусть основатель или комьюнити-менеджер приветствует всех гостей, общается и старается запомнить тех, кто пришел не первый раз (с такими людьми здорово побеседовать лично).

Мы для таких целей придумали еженедельный бесплатный лекторий про путешествия и travel-сервисы.

Лекторий Tripsecrets.jpg

Совет: обязательно приглашайте хорошего фотографа, а выложенные снимки брендируйте логотипом.
Помимо этого, в соцсетях под каждым фото мы дополнительно пишем, на каком мероприятии сделано фото и ставим ссылку на наш сайт. Красивые снимки живо расходились по интернету, многие себя на них отмечают, а их друзья заходят на наш сайт. В день публикации фотографий трафик на сайте заметно увеличивался.

11. Создайте флагманское событие

Оно необходимо, чтобы в определенный день (который все будут заранее ожидать) люди могли встретиться, почувствовать единение, поделиться опытом и получить эксклюзивные для них услуги.

В этом году мы организовали самый большой в России фестиваль про путешествия и самообразование: Trip Secrets Fest. Он прошел в Музеоне и собрал более 35 тысяч человек.
Мы сделали 3 лектория, пригласили 76 travel-компаний, которые сделали интересные активности и спецпредложения для гостей. Все это завершилось выступлением космонавта С. Рязанцева, которого не отпускали больше трех часов, и он конкурировал с нашим же музыкальным концертом на соседней сцене.

2.jpg

12. Выступайте на дружественных мероприятиях

Создайте календарь ближайших мероприятий и постарайтесь понять, кто из представителей компании, где может выступить. Сформулируйте для каждого список тем и предложите их в качестве спикеров.

На выступлении позаботьтесь о том, чтобы отличаться от остальных. Например, подарите полезный сувенир за оригинальный вопрос из зала или наденьте яркую брендированную футболку.

Когда мы поддерживаем различные мероприятия как инфопартнеры, то не используем прессволлы, которые бесполезны. Мы стараемся придумать оригинальную и полезную тему и выступить с собственной лекцией, чтобы в очередной раз рассказать всем о своей идеологии.

Главное, что надо знать о комьюнити

Прежде чем ввязываться в подобную долгоиграющую историю, подумайте, какие ваши задачи будет решать комьюнити и какова цена в деньгах. Если все получится, то вы не только привлечете к себе внимание аудитории, но и сделаете это вашим конкурентным преимуществом, которое отличит вас от десятков других компаний.

Материалы по теме:

Путешествия в отели без связи и электричества набирают популярность

Путевые заметки отельного маркетолога: что не так с российскими курортами?

Как спать в аэропорту – 15 советов

У travel-стартапов есть шанс попасть в акселератор во Франции

Как мы перекроили отдел продаж и сократили число недовольных клиентов на 60%

Жизнь на борту самого большого круизного лайнера в мире


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно