Павел Горбов

Последние два года россияне все чаще отказываются от уже работающих бизнесов

Что сейчас происходит на рынке готовых бизнесов, кто и почему их покупает, рассказывает Павел Горбов, исполнительный директор Re:Sale Expert.


Рынок купли-продажи готового бизнеса несколько последних лет переживает стабильный, а временами даже бурный, рост. По данным исследования Re:Sale Expert, рынок растет темпами 20-50%. По некоторым секторам за последний год количество сделок увеличилось до 200%.

Прежде чем разбирать конкретику, обрисую в целом, что такое рынок готового бизнеса. Как правило, считается, что это сделки до 100 млн рублей, в основном — малый и средний бизнес. Все, что выше, уже относится к слияниям и поглощениям.

Сделки делятся на краткосрочные (до 1,5 млн рублей, окупаемостью до 12 месяцев), среднесрочные (от 1,5 до 6-10 млн рублей, окупаемостью от года до трех лет) и долгосрочные (от 10 млн рублей, окупаемостью от двух лет). Наибольшее количество сделок проходит в краткосрочном (40%) и среднесрочном (35%) сегментах. На долгосрочные проекты приходится 25%.

Надо сказать, что в нише готового бизнеса крупных сделок немного. Например, самый большой проект среди основных игроков рынка в 2014 году стоил 79 млн рублей, в 2015 – 150 млн рублей.

Мы провели исследование, проанализировав накопленные годами данные. Вот вкратце основная информация по рынку в цифрах.

  • География рынка. Основными центрами активности в сегменте готового бизнеса являются Москва и область (60% сделок) и Северо-Западный регион (преимущественно Санкт-Петербург и Ленинградская область) — 20% сделок. Оставшуюся долю делят Крым — 10% и все остальные регионы – 10%.
  • Объем рынка. Совокупный объем рынка оценивается в 1 млрд рублей в месяц при количестве сделок 350. В годовом выражении это 12 млрд рублей и 4,2 тысячи соответственно.
  • Динамика. С 2014 года рынок переживает взрывной рост: если в 2013 году совокупный объем всех сделок составлял 650 млн рублей в месяц, то в 2014 это был уже 1 млрд рублей. Таким образом, рост составил 54%. По итогам 2015 года также наблюдался рост — c темпами примерно в 12%.

И здесь самое интересное — откуда этот рост, кто и почему покупает готовый бизнес. Мы связываем это с кризисом в сегменте крупного бизнеса. Многие менеджеры среднего и высшего звена, оставшись без работы, ищут возможность сохранить прежний уровень жизни, инвестировав в бизнес, который может приносить стабильный доход.

Мы выяснили циклическую закономерность роста предложения на рынке (см. график ниже). Количество бизнесов «на продажу» сегодня связано с предыдущим кризисом 2008 года, после которого было открыто много новых предприятий. Средний цикл занятости предпринимателя одним бизнесом составляет примерно 5 лет. После этого срока собственник часто продает свое детище, стремясь либо к новому уровню дохода, либо к новой сфере деятельности. Таким образом, на 2014-2016 приходится пик продаж новых бизнесов, созданных в 2009-2011 годах.


Корреляция между количеством вновь созданных и проданных бизнесов:

 

Год

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Продано бизнесов 

1000

1200

1500

2000

3200

3500

4200

4900

4800

4200

4000

Создано бизнесов 

8000

9000

11000

11000

10000

9000

7500

7500

6000

5000

6000

 

Сегодня новых предприятий создается меньше, чем в предыдущий период, поэтому в перспективе год-два мы ожидаем стабилизации рынка, а к 2017-2018 годах — спада на уровне 10-15% ежегодно.

Большинство покупателей в 2015 году — это начальники отделов, руководители среднего и даже высшего звена, ведущие специалисты крупного бизнеса. Специалисты этого уровня ощутили на себе кризисное падение доходов по основному месту работы или уже попали под сокращение. А поскольку 70% объектов с высокой окупаемостью в нашей компании находятся в ценовом диапазоне до 2 млн рублей — эта ниша оказалось спасением и выходом для многих, оставшихся не у дел: для тех, кому устроиться на работу или рассчитывать на рост доходов нельзя, а уровень жизни снижать не хочется. 

Таким образом, действительно можно сказать, что кризис — это всего лишь возможность для тех, кто готов ей воспользоваться и применить свои знания, опыт и средства для развития своего дела. Те, кто мыслит старыми шаблонами и не готов использовать перспективы, через год вспомнят кризис негативно.

В целом малый бизнес страдает от экономической ситуации на внутреннем рынке не так сильно, как крупный, вынужденный оптимизировать расходы за счет увольнений и снижения зарплат. Тем самым МСБ становится перспективной нишей для развития. Возможно, кризис принесет малому бизнесу больше пользы: сюда в управление придут более профессиональные люди, стоит ожидать притока новых знаний, новых усилий, больших энергий.

Сильный и крепкий малый бизнес – это мощный генератор доходов и, как следствие, ключ к выходу из кризисной ситуации в экономике.


Материалы по теме:

Люди устали от офисов «с девяти до шести, пять через два»

Почему именно сейчас стоит покупать готовый бизнес

Заемные средства для бизнеса – хорошо или плохо?

Как и где продать готовый бизнес?


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно