Евгений Кудрявченко

Какой банк для предпринимателей больше всего «дружелюбен» к клиентам?

Команда проекта Vintage разобрала десктопные и мобильные сайты трех российских банков, которые позиционируют себя как банки для предпринимателей, и выяснила, кто лучше адаптировал сайт под нужды клиентов.


На сегодняшний день в России работает чуть больше 650 банков, которые сейчас переживают не самые простые времена — за последние 2 года страна потеряла примерно четверть своих банков, а «Сбербанк» и Moody's обнародовали прогнозы, по которым каждая десятая кредитная организация в России потеряет лицензию в 2016 году.

Как бы там ни было, большинство российских банков не только продолжают работать, но и стимулирует к активности своих клиентов. И главной площадкой взаимодействия с клиентами выступает сайт — в идеале в будущем все операции должны будут проводиться только на этой платформе и никаких дополнительных движений ни в какую сторону уже делать не нужно. Но для этого у клиента не должно оставаться никаких вопросов — все должно быть прозрачно и понятно даже ребенку.

Проанализировать, насколько доходчиво все банки объясняют клиентам преимущества своих услуг, невозможно (слишком уж много в России банков). Поэтому мы решили сделать срез и взяли трех «подопытных» — «Точку» (принадлежит ФК Открытие, №5 в рейтинге российских банков за август), «Модульбанк» (№238) и «Тинькофф» (№46) — и посмотрели, насколько просто на их сайтах выбрать и открыть карту для частного предпринимателя, оформить депозит и просмотреть процент на остаток на расчетном счете.


«Точка»

С первого взгляда этот сайт создает приятное впечатление — акварельная стилистика, мягкие тона, ощущение, что сайт отрисован на бумаге. Последнее, кстати, снова приходит на ум, когда пытаешься нажать на меню, которое зафиксировано сверху — все бы хорошо, только его разделы, как будто нарисованные на картоне, никак не реагируют на наведение мышью. 


Меню

Чтобы подавать информацию как можно более персонализировано, сайт предлагает выбрать город — и это действительно очень правильно, правда, с первого раза сделать выбор получается не всегда.

Очень важный элемент — приглашение войти в интернет-банк — тоже выполнен в виде обычного текста, как рисунок, а не активная ссылка. Поэтому не слишком внимательный и не очень любопытный посетитель (а таких большинство) может ее попросту пропустить, подумав, что она, скорее всего, никуда не ведет.

Еще один ключевой элемент — кнопка открытия счета — на наведение не реагирует и может показаться, что это просто какая-то дополнительная отрисовка, декор на фоне цветного пятна.

Дальше на главной странице идут некликабельные блоки с текстом, который хоть и разбит на короткие предложения и разбавлен воздухом, но малоинформативен и не содержит никаких призывов к действию. Тут все аккуратно, красиво и вроде даже по делу, но если разобраться, ни о чем, с минимумом конкретики и полезных данных. И да, текста и правда очень много.

Очень-очень много.

Дизайнеры сайта решили показать интерфейс сервиса, но картинку сделали настолько мелкой, что содержимое просто невозможно разглядеть и оценить — видно, что там по идее должно быть удобно (как минимум, воздуха не пожалели), но детали остается только представлять.

Кнопки (ура! активные) для установки приложений для iOS и Android размещены на фоне безликой картинки со снова-таки развернутым под углом планшетом, на котором практически не виден интерфейс приложения.

Потом снова текст (много текста), тарифы, объяснения, и только в самом низу наконец-то размещается блок с призывом открыть счет.

Этот важный блок тоже рискует остаться без внимания — главная страница сайта настолько длинная и так обильно наполнена текстом, что до конца дойдут немногие.

В разделе «Зарплата сотрудникам», в который можно перейти нажатием на верхнее меню, все по  традиции запутано — много текста и есть маленькие, но критические несоответствия.

Например, при нажатии на кнопку «Подключить зарплатный проект», осуществляется переход вниз страницы на форму с названием «Пора платить зарплату», которое не соответствует названию кнопки.

И даже если внимательный пользователь поймет, что он действительно перешел туда, куда его посылали, то может не рискнуть пойти дальше — люди не любят нелогичности. Кроме того, клиенту предлагают ввести свой номер телефона и «отправить заявку», а о том, что ждет его дальше, никто не говорит.

На самом-то деле, тут нет ничего страшного — банк просто хочет связаться с пользователем по телефону. Но, во-первых, о том, что кто-то вам будет звонить, вас до ввода телефона не предупреждают, а во-вторых, надежды на полное открытие счета сразу же, онлайн, рушатся. Клиент разочарован и почти обманут. 

Оформить депозит и просмотреть процент на остаток можно в разделе «Доход для бизнеса» — все это расположено на одной скролловой странице. Сначала вам снова предложат открыть счет, потом расскажут про процентную ставку (и особо порекламируют средний остаток на счете 50 001-400 000 рублей, с примером и вычислениями), а потом расскажут про 4 типа депозитов, от «Овернайта» до «Валютного». В целом, с первого взгляда все понятно и просто.

Банк «Точка» хочет выделиться за счет ненавязчивого легкого дизайна, но из-за большого объема неинформативных текстов создается ощущение, что эмоций и легкости тут много, а рациональности и веса мало (а банк себе такого позволять не должен). Вдобавок хромает продуманность блоков и логичность переходов — кажется, что пришел в приятную компанию, но через 10 минут общения понимаешь, что общество собралось хоть и милое, но немного поверхностное.


«Модульбанк»

«Модульбанк» ничего вам не скажет, пока вы не выберете город (или не нажмете на крестик справа) — так что первым делом нужно указать свою локацию, а уже потом начинать исследование сайта.

 

Красная кнопка «Открыть счет» фиксируется сверху справа и всегда остается на виду, чтобы потенциальный клиент точно не забыл об этой опции. На этом сайте логотип закреплен сверху слева, и это намного лучше, чем в случае с предыдущим банком, так как, кликнув на лого, всегда можно перейти на главную страницу, куда бы ни зашли (за некоторым исключением, о котором мы скажем ниже).

Но первое приятное впечатление быстро портится — меню не реагирует на наведение курсором.

Ниже предлагается открыть счет за 5 минут и бесплатно, зарегистрировавшись онлайн и оставить свой номер (тут тоже перезванивают). А Эйнштейн слева, видимо, намекает, что это разумный выбор.

 

Красная кнопка справа на панели меню перебрасывает пользователя на страницу открытия счета с минимальными запросами по заполнению данных — и это хорошо, люди не очень-то любят возиться с длинными формами.

Чтобы перейти на сайт отсюда, нужно заново перенабрать адрес, потому что эта форма с ним никакими дополнительными линками не связана. Доказательства, что вы все делаете правильно, есть на главной странице сайта — там есть упоминание о двух престижных премиях и нескольких солдидных партнерах.

Очевидный плюс «Модульбанка» а в том, что он сразу и максимально подробно показывает, как интернет-банкинг выглядит на экране ноутбука и телефона.

В «Модульбанке» чуть ли не сразу же, еще до описаний тарифов и преимуществ, показывают фирменное банковское приложение и предлагают его установить, хотя на сегодняшний день приложения уже давно не новость и кричать о них чуть ли не с порога не очень правильно.

Описания и преимущества банка разбавляются блоками с предложением открыть счет бесплатно — где-то посередине ленты есть инфографика с описанием этапов открытия счета (и там тоже есть броская красная кнопочка). 

Также присутствует социальное доказательство — отзывы клиентов из известных компаний и просто отзывы известных людей. И, конечно же, рекомендации указаны самые положительные.

Перейдя в раздел «Тарифы», пользователь попадает на отдельную страницу огромной таблицы с левым меню, оснащенном непонятными иконками. При этом основное меню пропадает и вернуться обратно можно только через активную ссылку «Главная» под логотипом или нажатием на сам логотип. Радует только то, что открывается все это великолепие в отдельной вкладке.

И среди всех этих маленьких минусов есть один огромный — на сайте нет описания депозитов (или как минимум, если они есть, они насколько глубоко запрятаны, что в глаза они не бросаются).

Главная страница банка очень похожа на продающую страницу, только вот неясно, насколько это помогает банку продавать карты. Но все равно есть ощущение, что сайт сделан добротно и профессионально.


«Тинькофф»

Если у предыдущих банков сайты, несмотря на контентные огрехи, на стартовой все аккуратно, то у «Тинькофф» получилась симпатичная каша средней густоты. Меню (элементы которого тоже не реагируют на наведение курсором) на сайте двухрядное и пункты в нем перемешаны — например, услуги идут вместе с клиентскими группами, вроде раздела «Для бизнеса»).

На главной сразу предлагается сервис безкомиссионной оплаты за разные услуги (от мобильной связи до оплаты счетов магазина) с любой карты, а справа расположены брендированные кружочки — нажав на каждый из них, пользователь переходит на страницу оплаты. Чтобы не выискивать свою услугу среди этих цветных кнопок, можно просто вписать ее название в поисковую строку. 

Ниже расположен блок карты с указанием процента на остаток...

… но без призыва к конкретному действию. Информации о ней, а также об условиях и преимуществах пользования нет никакой. За исключением того, что этой картой, скорее всего, пользуется прекрасная актриса София Каштанова, фотографию которой решили разместить справа (и почему-то она не держит карту, а смотрит в развернутый смартфон). 

Затем снова идут сервисы, целых 9 — от оплаты штрафа до определения своего ИНН, — и еще одна карта Аll Аirlines («все авиалинии — одна карта»), вперемешку.

Внизу размещены все мобильные приложения банка — их шесть, и располагаются они в удобном формате, с иконками и краткими описаниями.

У банка «Тинькофф» своя структура (правда, не всегда понятная), и есть одна главная отличительная черта — сервисы. Какими мы перемешанными они нам не казались, их размещение на сайте очень полезно для клиента. «Тинькофф» также решил обойтись без обширных убеждающих текстов, делая акцент не на словах, а на делах — решении конкретных проблем своих пользователей при помощи все тех же сервисов.

Очень интересно реализован сервис «Вкладов» (в него можно попасть через меню). Разработчики сделали удобный и очень понятный калькулятор для того, чтобы рассчитать свой будущий вклад и посмотреть, каким будет процент, можно было буквально за минуту.

Под калькулятором сразу идут тарифы, все разложено по полочкам и нет никакого информационного перегруза. Отдельное спасибо за то, что цифры, которых все-таки очень много, хорошо читаются и не утомляют — тут есть, чем дышать, и от этого восприятие улучшается в разы.

Но есть один существенный минус — из-за массивного верхнего меню сверху в основной зоне помещается не так уж много полезного контента. Если меню убрать, будет только лучше.

В самом низу страницы пользователя ожидает большая форма (в которой еще и целых 3 шага) для тех, кто собирается открывать вклад. Как уже говорилось, пользователи не любят формы, но «Тинькофф» посчитал, что открытие вклада — дело, ради которого клиент может один раз и потерпеть (читай — позаполнять).

Есть еще один элемент, который одновременно и хорош, и плох — это анимация. На сайте банка «Тинькофф» она высококлассная, сделана очень качественно и стильно (особенно симпатично выполнен раздел «Кредитные карты»).

Но из-за нее страницы на интернете средней скорости грузятся довольно медленно, что вряд ли играет на руку банку. 


Выводы

На этих трех сайтах сcылки на разделы в меню не реагируют на наведение (хотя иногда отдельные ссылки или кнопки все-таки «оживают»).

Очень странно, что разработчики сайтов для банков такого уровня делают настолько очевидную ошибку, и еще больше удивляет, что делают они синхронно. Это плохо сказывается на юзабилити сайта, и клиенты — из которых половина может пропустить важный раздел, потому его кнопка показалась обычной надписью, «спасибо» точно не скажут. Старая истина о том, что ссылки должны отличаться от основного (некликабельного) текста, до сих пор актуальна.

Онлайн-площадка каждого банка примечательна по своему — у сайта банка «Точка» приятный и легкий, художественный дизайн, «Модульбанк» хочет рассказать больше о банке и о продуктах, а сайт банк «Тинькофф» заточен на сервисы и этим отличается от других. Но если расставлять оценки, то за многословность, частую неинформативность и нечеткие интерфейсы мобильных приложений и сервисов «Точку» можно смело лишить балла и поставить разве что 4 с минусом.

«Модульбанк» теряет балл за то, что «забыл» рассказать о депозитах — но с учетом того, что все остальное сделано неплохо, то у него твердая 4.

А вот «Тинькофф», отличившийся отличной анимацией и логичными переходами, разочаровывает небольшим хаосом на главной и в какой-то момент раздражает чрезмерным акцентом на сервисы, но ничего криминального в этом нет — поэтому он честно зарабатывает 5 с минусом. 


Материалы по теме:

Краш-тест сайтов: взяли под прицел операторов «большой тройки»

Кейс: как делать лендинг-пейдж для продажи франшизы

«Сейчас каждый покупатель — экстремист». Как мы выводили офлайновый сервис в онлайн


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно