Колонки

№3. Нейминг

Колонки
Андрей Сергеев
Андрей Сергеев

Руководитель проекта "Репка". www.repka.com

Андрей Сергеев
№3. Нейминг
Присоединиться

Кто из нас не завидовал удачным названиям продуктов? Таким, как Skype, Twitter или Google — вкусным, превратившимся в нарицательные слова. 

Кто не мечтал, чтобы название его продукта превратилось в глагол? Который бы люди употребляли вместо обычного, каждый раз бесплатно вас рекламируя...

На самом деле, супер-название вовсе не обязательно для успеха проекта. И этому есть много примеров: тревел-сервисы «Островок» и «Октого», билетные агентства «Энивейэнидей» и «Уантутрип» довольно популярны, несмотря на их странные имена. Что уж говорить про «Hyundai» и «SsangYoung» — откровенно непристойные для русского слуха названия, похоже, никак не вредят продажам.

Тем не менее, если вы еще не успели получить миллионные инвестиции, неудачное название, о которое будут спотыкаться пользователи и инвесторы, будет вам постоянно мешать. Поэтому лучше постараться придумать что-то подходящее на старте.

Начав искать название для нашего сервиса, мы задумались над тем, каким одно должно быть. Что отличает удачное название от неудачного? Мы выделили пять основных правил.

1. Самое главное в названии — эмоциональный эффект от его звучания; вкус на языке, если покатать его во рту. Эта эмоция должна соответствовать идее вашего проекта, его бренду. Важно, чтобы людям приятно было называть проект по имени, и рассказывать о нём другим.

2. Второе по важности — смысл названия, или же смысловые коннотации. Что оно означает? Название может намекать на область вашего продукта, отражать какую-то его важную сторону, помогать людям запомнить его. Хорошие примеры — щебечущий «Твиттер», умный «Интель», облачный «Скайп».

Смысл может усилить эмоциональное восприятие названия, но всё же он не обязателен. Например,«Хабрахабр» настолько впечатляющ, что ему смысл не обязателен. «Найк» излучает энергию, даже если не знать, что это — имя греческой богини победы. Однако важно, чтобы смысл не противоречил идее проекта. Так, выбирать отели на «Островке» несколько странно, хотя, конечно, к этому можно привыкнуть.

3. Ещё одна важная вещь, о которой часто забывают — встраиваемость названия в речь. Подумайте, как будет звучать фразы: «Поищи это на ХХХ», «Я заказал это на ХХХ», «Не представляю, что бы я делала без ХХХ». Если ваше название выламывает людям язык, не укладываясь в разговор, то люди будут избегать или коверкать его. 

Легко сказать — «Я купил эту книгу на Озоне», «Я продал свой старый телефон на Авито». Но попробуйте произнести: «Я купил билет на Энивейэнидей», — у вас ничего не получится. Поэтому придётся выкручиваться, примерно так: «Я купил билет на сайте, ну, называется по-английски Эни вей эни дей, ну, первая буква А...» Надо ли это вам?

4. Название должно иметь однозначное написание, как русскими, так и латинскими буквами. Тогда, услышав его, люди смогут легко ввести адрес в строку браузера, или в строку поисковика. Стоит помнить, что ваши пользователи могут не владеть английским языком. Тогда написание названий вроде «Юду»(Youdo) будут тяжело им даваться: ведь в английском слова пишутся вовсе не так, как слышатся.

5. Название должно быть таким, чтобы люди могли его полюбить. Чтобы людям нравилось произносить его, для дела или просто так. Нравилось пользоваться предметами, где оно изображено, или даже носить одежду с ним. А если у вас социальная сеть, хорошо если люди смогут использовать название для обозначения её участников.

Например, участники торговой площадки Etsy ласково называют себя fellow Etsians. Это наименование работает как некое особое гражданство, даря ощущение гордости — но и ответственности. Такова может быть заслуга удачного названия.

Признаемся: выделив для себя эти пять правил, мы были в ужасе. Потому что поняли: никогда нам не придумать ничего, хотя бы близко соответствующее установленной планке.

Для российского проекта всё осложняется тем, что название должно работать как в русском варианте, так и в английском. Оно должно хорошо встраиваться в речь, и при этом красиво смотреться в адресной строке браузера. Это условие уменьшает возможные варианты ещё раз в десять.

Что мы только не делали! Перебирали разные английские, латинские, греческие и санскритские слова (всё занято). Ужасались тому, сколько в русских словах кошмарных шипящих, непроизносимых сочетаний согласных и гласных букв, категорически противопоказанных для английского написания. Писали скрипты, ищущие свободные домены по установленным правилам. Мы думали над названием в офисе, в кафе, и в машине по пути из одного места в другое. Думали за завтраком, обедом и ужином, во сне и в туалете, в магазине и в кинотеатре. Наши мозги кипели, и после двух месяцев такого режима, нам казалось, что мы сейчас сойдём с ума.

Однажды вечером мы сидели в офисе, перебирая вслух очередную порцию безумных вариантов. Дело шло вяло, все устали, и вдруг один из нас произнёс «Репка!», сразу по привычке сдав назад: «Нет, опять не то, мусор, глупость.... но постойте-ка!»

Стали смотреть, и поняли, что это слово полностью нам подходит:

  • эмоция — несерьёзная, весёлая, бодрая, как раз то, что нужно для непринуждённой, неформальной атмосферы, которую мы хотели построить на сайте.
  • смысл — намёк на известную каждому сказку: совместное дело, которое состоится, только если люди помогут друг другу. Это в точности отражает главную особенность торговли на нашей площадке.
  • идеально встраивается в речь, так как это простое русское слово.
  • однозначно пишется латинскими буквами, хорошо выглядит, очень просто воспринять на слух.


Но как быть с пятым правилом? Заранее угадать, как отнесутся к слову «Репка» люди, было невозможно. И только после того, как мы создали под этим именем сайт, стало ясно, что название понравилось нашим пользователям. А многие даже полюбили его, называя сервис «наша Репка», а себя — «репчанами».

Правильно подобранное название помогло нам запустить проект, и помогает каждый день, просто потому что люди с удовольствием пишут и произносят его. Теперь мы точно знаем, что время на него было потрачено не зря. И всем можем посоветовать: не жалейте сил на поиск хорошего названия. Это фундамент вашего бренда, точка отсчёта для коммуникации с окружающим миром. И как бы это ни казалось трудным, знайте: если вы любите свой проект, у вас обязательно получится придумать то, что нужно.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как поддержать сотрудников с тревожно-депрессивными расстройствами
  2. 2 Денежная мотивация сотрудников: от прямых выплат до долей в акционерном капитале
  3. 3 Эмпатия в интерьере: как заботиться о сотрудниках с помощью комфортного рабочего пространства
  4. 4 Как арендатору сократить расходы на CapEx
  5. 5 Все о незаконном дроблении бизнеса в 2024 году