Top.Mail.Ru
Колонки

3 рабочих инструмента, чтобы бизнесу не умереть в первый год

Колонки
Александр Мороз
Александр Мороз

CEO сервиса Brand Hub

Алина Алещенко

Александр Мороз, CEO Brand Hub, поделился фреймворками для бизнеса: первый поможет построить годовой бюджет предприятия, второй — сформировать бизнес-модель, а третий — трансформировать стартап в бренд, добавив ему ценности и стоимости.

3 рабочих инструмента, чтобы бизнесу не умереть в первый год

В 2019 году «Сбербанк», опираясь на собственное исследование, пришел к выводу, что вероятность «смерти» предприятия особенно высока в течение первого года существования и так до 36 месяцев. Подтверждают этот вывод Startup Genome Report: по их наблюдениям за первый год умирает 92% бизнес-проектов.

Наверняка есть ряд так называемых уважительных причин, почему бизнес закрылся, такие как финансовый кризис, пандемия. Но есть и управленческие ошибки, неправильный маркетинг, отсутствие системного подхода. 

Если на внешние факторы нельзя повлиять, то остальные под властью предпринимателя. Поделюсь полезными фреймворками.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

 

Ведите бюджет движения денежных средств

На первый взгляд очевидный совет, но поверьте, до появления бухгалтера не каждый предприниматель, который делает все сам, правильно ведет учет всех вложений и поступлений. Всегда можно что-то упустить из внимания.

Ниже вы можете скачать шаблон годового бюджета, где за вас продуман максимум статей расходов. Воспользуйтесь этим фреймворком, чтобы видеть, сколько нужно вложить денег для открытия своего дела: аренда помещения, зарплаты, брендинг, реклама и т. д.

Рекомендую полученную сумму умножить на 1,5: так вы сформируете бюджет с запасом на непредвиденные расходы. Например, если в вашем магазине внезапно сломалась сантехника, вы будете готовы к ее ремонту и амортизации. 

Дополнительный совет — по возможности откладывайте около 10% дохода на «подушку безопасности». Локдаун показал, как важно быть готовым к форс-мажорам. Особенно досталось сфере услуг и общепиту, когда пришлось 3-4 месяца сидеть на голодном пайке. Этот пример — исключение, но очень показательное. 

Фреймворк помогает увидеть, сколько нужно денег заработать, чтобы покрыть издержки.


Скачать шаблон годового бюджета



 

Постройте канву бизнес-модели и платформу бренда

Я не видел, чтобы эти фреймворки использовали в паре, хотя они логично друг друга дополняют. О каждом по порядку. 

Канва бизнес-модели — один из базовых инструментов, который помогает оценить жизнеспособность стартапа. На одном листе вы располагаете все взаимосвязанные бизнес-процессы: сегменты клиентов (ЦА), уникальное ценностное предложение, ключевые ресурсы, и буквально у вас перед глазами предстают сильные и слабые стороны бизнеса.

Фреймворк подходит также для действующего бизнеса, с его помощью можно скорректировать свою модель.

Каждая ячейка сопровождается вопросами, при ответе на которые можно дополнить канву подробностями. Этот фреймворк можно использовать в цифровом формате, также можно распечатать в плакатном размере, повесить в офисе и обклеивать стикерами с ответами, если вы предполагаете командную работу. Приведу в качестве примера канву бренда Coca Cola.


Скачать шаблон канвы бизнес-модели


Платформа бренда — это инструмент, который поможет упаковать вашу бизнес-модель в видимую оболочку для потребителя. Здесь мы отвечаем на вопросы о ценностях для целевой аудитории, стиле коммуникации, как мы общаемся, что говорим потребителю. В платформу бренда входят:

  • Ценность для потребителя;
  • Основания доверять бренду;
  • Характер;
  • Какая боль потребителя будет закрыта;
  • Какие возражения нужно отработать.

Платформа бренда — проверенный инструмент, он помогает систематизировать информацию о бренде и правильно доносить позиционирование до потребителей. Платформа помогает в разработке названия, фирменного стиля и дальнейшей коммуникации с потребителем — продвижении вашего бизнеса.

Скачать шаблон платформы бренда


 

Вкладывайте половину дохода в маркетинг

На старте руководитель бизнеса имеет ограниченный бюджет, и чтобы сэкономить, он берет на себя функции маркетолога, копирайтера, стратега и других специалистов. А свободные средства вкладывает в производство и продукт. Работа с качеством продукта — это правильно, но из фокуса внимания уходит кое-что важное.

Сам по себе качественный продукт не гарантирует продажи. Откуда о вас должны узнать? Если о вас узнали, почему именно у вас должны купить? Покупатель сам не придет. 


Читайте по теме: Первый и пока единственный: как предпринимателю нанять первого сотрудника


Одна из топ-причин закрытия: стартап не вкладывает в брендинг и продвижение, соответственно, он умирает неизвестным. Поэтому на старте своего дела важно разработать заметный, яркий бренд. Даже привлекательный фирменный стиль помогает снизить барьер для пробной покупки. И для этого этапа вам пригодятся упомянутые фреймворки: канва бизнес-модели и платформа бренда.

Поэтому не жалейте денег на маркетинг в начале пути. Топите печь.

Сам по себе качественный продукт не гарантирует продажу, поэтому вкладывайте до 50% бюджета в его продвижение.

 

Еще несколько советов

Потратьте время на электронные справочники. Подробно заполненный профиль в «Яндекс Картах», 2ГИС с фотографиями и ценами помогает достучаться до аудитории. В то же время информация в справочнике вызывает доверие у людей, что частично снимает барьер перед пробной покупкой.

Запустите сайт. Если вы ограничены во времени или не можете себе позволить нанять агентство — можно самостоятельно сделать сайт на Tilda. Интерфейс и шаблоны позволяют собрать визуально приятный и аккуратный сайт, с которым пользователю приятно взаимодействовать.

Важно: проверьте, чтобы на сайте были актуальные адрес и номер телефона. Бывают случаи, когда на сайте указывают неработающий номер телефона и еще ведут на него рекламу. 

Заморочьтесь с визуалами для маркетплейсов. Подготовьте фотографии для соцсетей и карточки для маркетплейсов — потребители покупают глазами. В век eCommerce помогает продать картинка, так как продавца-консультанта рядом с пользователем не будет. Если вы все делаете сами, можете купить штатив с лампой для селфи — даже этого на страте может быть достаточно для качественного изображения.

Проводите небольшие кампании по продвижению. Небольшие кампании — это около 5 тыс. руб. Так вы увидите, какой рекламный канал работает, а какой нет. На таких экспериментах вы много не потеряете, зато точно найдете, что работает для вашего бизнеса, какие люди приходят и какие задают вопросы перед покупкой.

Вы сможете скорректировать рекламное предложение, и когда будет возможность запустить масштабную кампанию, вы будете отчетливо понимать, на кого таргетироваться, и ваш рекламный бюджет будет использован максимально эффективно.

Кажется, это очевидные вещи, но большинство ими пренебрегает и теряет клиентов. И получается, что бизнес закрылся из-за неправильной ссылки на сайт, неработающего номера телефона или просто потому что вас не нашли.


Читайте также:

Идея, философия, рост: что такое стартап и чем он отличается от классического бизнеса

9 советов начинающим предпринимателям, чтобы не прогореть в первый месяц


Я перечислил самый минимум того, что нужно, чтобы сократить смертность бизнеса. Естественно, нужны личные навыки руководителя, стратегическое мышление, в каких-то случаях харизма. Но даже того, чем я поделился, достаточно, чтобы сделать серьезную основу и продлить жизнь вашему бизнесу.

 

Фото на обложке: Shutterstock / ASDF_MEDIA
Иллюстрации предоставлены автором.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Быстрый онбординг и вовлеченность сотрудников: зачем компании описывать HR-процессы
  2. 2 Подводим итоги месяца в компании — как делать это правильно?
  3. 3 ТРИЗ — что это и как внедрять?
  4. 4 Как заключить договор на издание ПО: условия и особенности
  5. 5 Хьюстон, у нас проблема: что делать, если в компании не все в порядке с клиентскими данными
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти