Top.Mail.Ru
Колонки

Служба доставки: выбираем из четырех вариантов

Колонки
Андрей Крылович
Андрей Крылович

Операционный директор Delivia

Андрей Крылович

При расширении интернет-магазин «вырастает» из тех бизнес-процессов, которые ранее позволяли ему успешно функционировать.

При небольших объемах можно было себе позволить доставлять с помощью единственной службы и курьеров, работающих в пределах одного города. Но на определенном этапе развития вы все равно будете вынуждены пересмотреть подход к логистике.

Как выстроить работу в дальнейшем, чтобы успешно масштабировать бизнес и не «проседать» в доставке? Какие вопросы проработать, прежде чем определяться с логистическими партнерами? Рассказывает Андрей Крылович, операционный директор Delivia.

Служба доставки: выбираем из четырех вариантов

Конечно, вы можете организовать логистику разными способами. Работать напрямую с одной/несколькими службами доставки своими силами или с использованием интеграционного ИТ-решения или через единое «входное окно» – агрегатора.


  • Договорные отношения

Работа с одним подрядчиком – службой доставки или агрегатором – предполагает один договор, что удобнее. Прямые договоры со службами доставки дают больше гибкости в получении специальных условий и скидок, а в случае, если что-то идет не так – это возможность решать вопросы напрямую с доставщиком. Передавая все отправления одному партнеру, вы можете добиться выгодных ценовых предложений за счет больших объемов.

Вместе с тем, большее количество контрагентов увеличивает операционную нагрузку на бухгалтерию.

Работа по одному контракту повышает риск того, что любая проблема – задержки перечислений из-за временных финансовых сложностей, закрытие направлений доставки, нестабильная работа в пиковые периоды – критически скажется на вашем бизнесе. При отсутствии запасного варианта быстро переключиться на другого подрядчика и не нарушить существующий процесс будет сложнее, особенно, если все «замыкается» на одном юридическом лице.


  • Операционная поддержка

Трудозатраты на поддержку – печать документов, отслеживание, сведение отчетов – увеличиваются кратно количеству партнеров. Если реализованы интеграции, необходимо стремится к тому, чтобы вся информация всё равно попадала в единый источник, через который и происходило все взаимодействие.

При работе через личный кабинет несколько «окон». Это неудобство, которое ведет к увеличению нагрузки на менеджеров, замедляет скорость обработки заказов, может стать «узким местов» при росте бизнеса или в пиковые периоды.


  • География, дополнительные услуги

Определитесь с «границами» вашего бизнеса. Составьте список дополнительных услуг, которые вам необходимы, так как являются стандартом в вашей товарной категории.

Работа с единственным подрядчиком ограничивает географию бизнеса, но это не критично, если в сферу интересов входит небольшое количество направлений.


  • Нюансы бизнес-процессов для понимания удобства/неудобства взаимодействия

Пройдитесь по всему бизнес-процессу службы доставки и сопоставьте с тем, как он выстроен у вас. Например, ряд служб доставки дает возможность использовать собственное штрихкодирование интернет-магазина. Эта опция может быть полезной в том случае, когда ведется работа с несколькими подрядчиками.

Нелишним будет получить комментарий от ИТ-отдела, чтобы узнать, насколько проработанный API у службы доставки и какие процессы удастся автоматизировать. Уточните, есть ли готовые виджеты ­­– например, для того, чтобы вывести на сайт интернет-магазина окно отслеживания отправлений.

API-интеграция необходима при работе с большими объемами отправлений, чтобы снизить количество рутинных ручных операций. И на нее, как правило, уходит несколько недель. API нужно дорабатывать, так как без внесения изменений обновления будут неактивны. 

Обычно под интеграцией понимают автоматизацию процесса отгрузки заказов и печати сопроводительной документации. Реже – более глубокую проработку, реализация которой силами интернет-магазина нецелесообразна из-за высокой стоимости, но может сильно облегчить взаимодействие. Например, отслеживание всех отправлений или автоматическое сведение отчетности при работе с несколькими партнерами.


  • Стоимость доставки и сроки 

Выявите наиболее востребованные направления, куда предполагаются большие объемы отправлений. Возможно, будет рациональнее брать нескольких подрядчиков, один из которых будет дешевле доставлять по центральному региону, а второй – по регионам, но дольше. Анализируя ценовые предложения, не забывайте сравнивать сравнимое: некоторые компании указывают цены без НДС, некоторые включают в тарифы дополнительные услуги.


  • Готовы ли вы платить больше за более высокий уровень клиентской поддержки?

Под клиентским сервисом мы подразумеваем сотрудников, взаимодействующих с интернет-магазинами, первую линию поддержки и колл-центр, который отвечает на вопросы получателей.

Поинтересуйтесь, ведет ли один интернет-магазин персональный менеджер или разные сотрудники, какие способы информирования используются в компании, есть ли внутренний форум поддержки.

Узнайте, как выстроены процессы с точки зрения информирования получателей: через какие каналы, в каких объемах и на каких этапах.


  • Условия перевода денежных средств

Как правило, для всех интернет-магазинов сроки перечисления денежных средств - критичны и любое дополнительное звено ведет к увеличению сроков перевода, что может повлиять на внутренние финансовые процессы.

Большая часть служб доставки имеет свой график перевода денежных средств: каждые два дня, раз в неделю и по определенному графику. Некоторые компании на рынке готовы возвращать средства не только перечислением на счет, но и наличностью. Также имеет смысл обращать работает компания с НДС или без НДС.




  Одна служба доставки Несколько служб доставки Агрегатор ИТ-решение
Договорные отношения Один прямой  договор с СД Прямые договоры с СД Один договор Прямые договоры с СД
Бухгалтерия С одним юр. лицом С разными юр. лицами С одним юр. лицом С разными юр. лицами
Риски На одном подрядчике Распределены На одном юр.лице Распределены
География Частичное покрытие Широкая  Широкая  Широкая 
Трудозатраты: Интеграция Несколько недель ИТ-специалиста + регулярные обновления API Несколько недель * X служб доставки + регулярные обновления API Несколько недель ИТ-специалиста Несколько недель ИТ-специалиста
Трудозатраты: Поддержка взаимодействия Удобно: единый источник информации Неудобно: несколько источников информации Удобно: единый источник информации Удобно: единый источник информации
Работа через личный кабинет Один ЛК Много разных ЛК Один ЛК Один ЛК
Нюансы работы Прямой перевод денег из СД интернет-магазину Прямой перевод денег из СД интернет-магазину Дополнительное звено при перечислении денежных средств от получателей интернет-магазинам Прямой перевод денег из СД интернет-магазину

Главное – выбрать эффективную на текущий момент модель работы и провести анализ по существующим на рынке сервис-провайдерам, основываясь на одной и той же оценочной схеме. Единой логистической панацеи не существует, поэтому необходимо объективно сформулировать и оценить свои потребности, а уже на их основе выстраивать процессы. 

 


Материалы по теме:

Доставка продуктов и марихуаны: как жители США зарабатывают на уберизации

B2B-продажам в логистике пора выходить в онлайн

5 поводов запустить курьерский бизнес для e-commerce

 

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Торговля с Индией: как наладить поставки в 2024 году
  2. 2 Тренд на эффективные коммуникации в логистике: почему важно держать клиента в курсе доставки
  3. 3 В 2024 году объемы белой доставки из Китая превысят карго: цифровой рубль, «Честный знак» и еще пять предпосылок
  4. 4 Топливный кризис — как работать? Опыт транспортной компании
  5. 5 Высокая конкуренция, низкий чек. Что будет с рынком доставки во второй половине 2023 года