Колонки

4 основных вопроса веб-студии к юристу

Колонки
«Зарцын и партнеры»
«Зарцын и партнеры»

Юридическая компания

Светлана Зыкова

Юридическая компания «Зарцын, Янковский и партнеры» отвечает на 4 главых вопроса, которые каждая веб-студия хотела бы задать юристу. Полезно будет и тем, кто еще не запустил бизнес и просчитывает возможные риски.

4 основных вопроса веб-студии к юристу
Присоединиться
  1. Выход из тени 
  2. Налоги
  3. Сотрудники
  4. Исключительные права
  5. Отношения с заказчиками

Веб-студий в России много, и далеко не в каждой есть свой юрист. Хотя кого мы обманываем! Такие студии можно по пальцам пересчитать, причем одной руки. И это не оттого, что проблем не возникает. Скорее оттого, что многие и не догадываются, что:

  • проблемы можно было бы избежать в принципе,
  • можно было бы решить ее «малой кровью».

Чтобы не быть голословными, мы провели небольшой опрос. К сожалению, комментарий Артемия Л. получить не удалось. Зато своим мнением согласился поделиться основатель студии EDS-team Кирилл Новиков. Мы спросили: «Какие вопросы вы бы выделили для себя, если бы вновь оказались на самом старте работы веб-студии?». И вот какой список мы получили:

  1. Какой тип ИП мне подходит на начальном этапе развития студии?
  2. В какой момент переходить с упрощенки на «взрослый» вариант?
  3. Как юридически оформлять официальный наем сотрудника?
  4. Как в целом происходит работа над проектом с юридической точки зрения?

Коротко и по сути. Рассмотрим этот перечень более подробно.

Выход из тени

Далеко не все студии начинают работать с даты регистрации их как компании, чаще – с первого заказа. Однако мы не рекомендуем так поступать, поэтому первым делом предлагаем выбрать организационно-правовую форму для молодой веб-студии.

Вероятнее всего, выбор будет стоять между двумя формами: индивидуальный предприниматель и общество с ограниченной ответственностью. У них есть свои плюсы и минусы, так что отталкиваться нужно от ваших целей и задач. Для удобства мы собрали их отличия в таблицу:

 

ИП ООО
Нет учредительных документов, что упрощает процедуру регистрации Для регистрации нужен пакет учредительных документов
Нет юридического адреса, регистрация осуществляется по месту «прописки» Требуется юридический адрес. С учетом новых правил юридический адрес не должен быть массовым – налоговый орган проводит проверку на стадии регистрации
Ответственность всем имуществом Ответственность ограничивается уставным капиталом
Простой порядок получения наличных Порядок получения наличных денежных средств формализован
  Нельзя привлечь партнера / продать долю Можно привлечь партнера / продать долю

Веб-студии – бизнес не простой. Во-первых, это творчество, а художника каждый может обидеть. Во-вторых, это работа с людьми. Поэтому одна из самых распространенных проблем – отказ заказчика принимать результат работ. Часто это сопровождается требованием вернуть уплаченный аванс и накинуть поверх него штраф.

Чем больше будет проект и весомее чеки, тем выше будут риски. Поэтому регистрация веб-студии в качестве ИП может стать причиной образования долга у самого предпринимателя лично.

Налоги

Самым оптимальным вариантом для молодой студии будет применение упрощенной системы налогообложения (УСН). Тем более что с 2017 года порог выручки для нее увеличили до 120 млн рублей.

Однако некоторые заказчики, которые находятся на общей системе и платят НДС, могут отказаться работать с компанией, применяющей УСН. Хотя такие случаи редки, крупные веб-студии открывают дополнительно компанию на ОСНО. Это целесообразно, когда заказчики с НДС крупные и их много. В таком случае дополнительная налоговая нагрузка себя оправдает.

Дополнительный бонус для веб-студий – возможность применения льготы по страховым взносам. Это позволяет снизить взносы до 20%, что, согласитесь, приятно.

Для этого необходимо выполнить два условия:

  • 70 % оборота компании должен составлять доход от деятельности, связанной непосредственно с разработкой ПО;
  • в выписке из ЕГРЮЛ у вас должен присутствовать ОКВЭД 62.

В итоге получается хорошая экономия.

Сотрудники

Как правило, у веб-студий две категории сотрудников:

  • Штатные работники

Оформляются по трудовому договору, некоторые из них могут работать удаленно.

  • Фрилансеры

С ними заключается договор гражданско-правового характера (ГПХ).

От типа договора зависит размер взносов, порядок передачи исключительных прав на создаваемые продукты и, конечно, характер отношений с сотрудниками.


  Трудовой договор ГПХ
Отношения Подчинения Равные
Больничные Да (согласно ТК) Нет
Отпуск Да (согласно ТК) Нет
Расторжение договора Согласно ТК (уволить работника бывает довольно сложно) В соответствии с условиями договора
Риски –  Возможна переквалификация в трудовой договор

 

Поясним про риски. Вероятность переквалификации договора ГПХ в трудовой действительно есть. И она влечет за собой доначисление всех неуплаченных взносов и штрафы. Решается этот вопрос в судебном порядке, практика уже сформировалась.

Инициировать проверку может как трудовая, так и налоговая инспекция. И в первом случае вас могут проверить в связи с жалобой сотрудника – такую возможность исключать нельзя.

Однако тут следует заметить, что разработка ПО и дизайн являются одними из немногих видов услуг, для которых применение договора ГПХ выглядит логично и вызывает у контролирующих органов меньше всего вопросов.

Подведем итоги. При заключении гражданско-правового договора обязательно обратите внимание на следующее:

  • разработчик не должен быть вашим бывшим или текущим работником;
  • в договоре не должно быть «стандартных» для трудового договора формулировок, таких как: подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, наименование должности или определение часов работы;
  • определение стоимости услуг в твердой форме вне зависимости от результата.

Принимая решение, суд будет опираться на такие признаки трудового договора, как:

  • выполнение работы личным трудом и включение работника в производственную деятельность предприятия;
  • подчинение работника внутреннему трудовому распорядку;
  • выполнение работ определенного рода (трудовой функции), то есть системный характер, а не разовые задания.

И не только на них. Вот, например, выдержка из решения суда по делу № А03-10545/2016:

«Предмет трудового договора и гражданско-правового договора оказания услуг выражается в физической форме труда. Однако трудовые отношения имеют своим предметом не результат услуги, а сам процесс ее оказания, тогда как целью договора об оказании услуг является результат деятельности исполнителя. Из условий договоров и фактического поведения сторон следует, что работники выполняли работу под контролем работодателя.

Таким образом, заключенные Обществом договоры с физическими лицами имеют признаки срочного трудового договора, предусмотренные статьей 59 Трудового кодекса Российской Федерации, так как их условиями является выполнение работником конкретной трудовой функции, связанной с регулярной производственной деятельностью Общества».

И еще один важный момент. При заключении договора ГПХ приемка услуг должна быть оформлена актами. Это может стать плюсом в случае спора. Так, в деле № А73-6072/2014 суд встал на сторону работодателя:

«…Приемка выполненных работ оформлялась двусторонними актами. Условия договоров характерны для гражданско-правового договора, соответствуют нормам Гражданского кодекса Российской Федерации».

Исключительные права

На языке юристов веб-студии «пилят» не сайты или приложения, а результаты интеллектуальной деятельности. А это значит, что вопрос исключительных прав, их получения от сотрудников-авторов и передачи заказчику в работе встает постоянно.

Чтобы «подстелить соломку», обратите внимание на следующее:

  • в договоры с сотрудниками обязательно включите пункты о переходе исключительных прав на создаваемые объекты;
  • внутри организации введите режим служебных произведений;
  • имейте полный пакет документов, подтверждающих создание объектов – от технического/служебного задания до акта приема-передачи;
  • в документах с работниками выделяйте отдельно стоимость отчуждения и использования исключительных прав.

На это можно возразить, что составление такого количества документов занимает много времени и, самое главное, их отсутствие не дает никаких рисков. Сотрудники и так физически передают созданные ими объекты, а студия оплачивает их работу. Какие могут возникнуть проблемы?

Да, много бумаги, много. Да, это усложняет процесс. Но вот лишь небольшой перечень возможных последствий:

  1. Фрилансер, создающий объект для вас, оказывается штатным сотрудником другой компании и создает объекты в рабочее время на мощностях работодателя. В этом случае оспаривать права может уже целая организация.
  2. Спустя какое-то время после сдачи проекта работник вдруг «вспомнит» о своих правах и начнет требовать компенсации за их использование.

Пока у студии нет документов, подтверждающих переход к ней прав от автора, никаких прав на объект у нее нет.

Нет, того факта, что вам передали макеты, недостаточно. Можно бесконечно успокаивать себя, но помните: отсутствие подтверждающих авторство документов – брешь в борту вашего судна, и она вполне может отправить весь корабль на дно.

Отношения с заказчиками

Безопасные отношения с заказчиками зиждутся на двух «китах» – договор и документооборот. Однако на практике ими часто пренебрегают.

Например, основатель компаний NowMedia и «Алиткс» Илья Макаров поделился своим мнением о том, как мало думают про официальную сторону бизнеса небольшие компании:

«Все всегда думают: «А, окажем услугу, клиент же нормальный парень». А потом он не платит, а у тебя нет никаких аргументов для суда».

И тут мы не будем оригинальны в советах. Однако их можно распечатать и повесить на стену в офисе:

  1. Не начинайте работу, пока не обменяетесь подписанными экземплярами договоров хотя бы в виде сканов. Даже если заказчик согласен заплатить в отсутствие договора, это страхует от риска возврата денежных средств как неосновательного обогащения.
  2. Отправляйте счета и акты по договору способами, предусмотренными договором.
  3. В реквизитах каждой из сторон укажите адреса электронной почты и ведите переписку с использованием этих адресов.
  4. В случае спора всегда отправляйте акты и досудебные претензии заказными письмами с уведомлениями о вручении.

И наконец, при составлении и согласовании договора обращайте внимание на:

  • Вид договора: или услуги, или работы. Сразу определитесь, так как с точки зрения закона это разные виды договора и совмещать их в одном неверно.
  • Порядок согласования заданий. Это может быть не только подписание дополнительных соглашений, но и постановка задач через электронную почту или СРМ.
  • Способ подписания акта оказанных услуг. Если проект большой, то лучше предусмотреть закрытие по этапам.
  • Сроки. Заложите возможность переноса сроков или отказа от проекта без возмещения убытков заказчику в случае, если согласование затягивается по его вине.

Пока мир еще не перешел на блокчейн, помните, что все вышеописанные формальности могут спасти и студию вообще, и ее репутацию в частности. 

Успехов!


Материалы по теме: 

Искусственный интеллект в суде, боты-юристы и краудфандинг правовых споров – как начинается LegalTech-революция

Юридическая памятка любого интернет-проекта

Как взять кредит и не попасть в ловушку

Хочу, чтобы меня признали банкротом. Что делать?

6 вопросов от юриста тому, кто создает маркетплейс

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Что включает в себя фонд оплаты труда и как рассчитывается
  2. 2 Отпускные в 2024 году: как рассчитать и что изменилось в расчете
  3. 3 Нужно ли уплачивать налоги с донатов
  4. 4 Бухгалтерия для блогеров: как не стать фигурантом уголовного дела
  5. 5 Как продавцам маркетплейсов списать брак и недостачу, избежав проблем с налоговой