Top.Mail.Ru
Колонки

Об этом часто забывают создатели медицинских приложений

Колонки
Ольга Сунцова
Ольга Сунцова

Руководитель проекта CardioQVARK

Ольга Сунцова

Руководитель проекта CardioQVARK Ольга Сунцова делится важными выводами, которые были сделаны в работе над health-приложением.

Об этом часто забывают создатели медицинских приложений

В последние несколько лет наблюдается взрывной рост числа технологических проектов в сфере медицины. Появляется большое количество новых устройств, которые позволяют пользователям следить за здоровьем. Многие из новых гаджетов работают в связке со специальными приложениями. Сегодня мы поговорим о том, что нужно помнить при разработке интерфейсов таких инструментов.


1. Интерфейс должен быть понятен всем

Если в случае бизнес-приложений можно выделить различные целевые группы пользователей, сформировав их по возрасту или другим демографическим или экономическим показателям, то с медицинскими приложениями все сложнее. Чаще всего этим инструментом может пользоваться как молодежь с большим опытом работы с различными гаджетами, так и пожилые люди, которые только знакомятся с новыми технологиями – и иногда последняя группа составляет большинство пользователей.

Поэтому, например, в интерфейсе умного термометра Kinsa нет ничего лишнего – там отображается информация о температуре пользователя, кроме того – возможно ведение дневника, который позволяет понять, что влияет на самочувствие.

К тому же медицина – консервативная и требовательная отрасль сама по себе. Здесь нельзя допускать излишней самодеятельности, поэтому терминология и методы анализа данных должны выбираться только после консультаций с профессиональными медиками.


2. Визуализация критически важна

Медицина – сложная область знаний, в которой обычный пользователь может не разбираться, да и не обязан этого делать. Поэтому важно представить собранные данные и выработанные на их основе рекомендации с помощью понятных визуализаций.

Именно поэтому в рамках нашего проекта CardioQVARK мы создали приложение, работающее в связке с гаджетом, который используется для быстроого снятия кардиограммы с помощью смартфона. Пациенту информация на выходе представляется в виде простого «светофора»: параметр «зелёный» – все хорошо, «красный» – это рекомендация обратиться к врачу за консультацией. Такая простая цветовая дифференциация позволяет пользователю сразу понять, когда пора идти к врачу, а также отследить динамику состояния здоровья.

Создатели мобильного приложения для тонометра iHealth пошли по этому же пути и создали четкие и понятные визуализации показателей, снятых прибором:

Конечно, не стоит забывать и о сопровождении визуальных данных описаниями, Например, если график изменения показателей работы сердца снабдить возможностью ведения дневника, то это позволит доктору понять, что спровоцировало ухудшение самочувствия – физнагрузки, стресс на работе, или его улучшение – например, контрастный душ и прогулки. 


3. Приложения для пациентов и врачей – не одно и то же

Заботу о здоровье людей нельзя полностью отдавать на откуп технике, какой бы совершенной она ни была. Именно поэтому многие приложения, работающие в связке с медицинскими гаджетами, предполагают возможность отправки данных в «облако», где их может просмотреть лечащий врач. Для этого создаются специальные приложения.

Здесь важно понимать, что если для пользователя приложение играет роль источника информации о своем здоровье, то для врача это полноценный рабочий инструмент. С помощью него специалист получает информацию о динамике самочувствия пациентов, а также просматривать последние собранные данные для принятия решений о назначения лечения.

То есть врач должен не просто понимать, что у пациента присутствуют какие-то проблемы, но и знать факторы, их вызывающие. Поэтому мы, например, добавили в приложение возможность просмотра среднего кардиоцикла и его изменений: сопоставляя эти данные с записями пациента о приеме лекарств или применении физнагрузок, врач может определять аритмии и некоторые другие нарушения в работе сердца и других органов.


4. Мобильное приложение – лишь верхушка айсберга

Если речь не идет о фитнесс-приложениях, которые помогают следить за питанием и выстраивать программу тренировок, серьезные медицинские проекты почти никогда не ограничиваются только созданием приложения. Как правило, приложение является лишь инструментом для получения в понятной форме данных, собранных разнообразными гаджетами.

Подобные проекты развиваются постепенно, функциональность разрабатываемых устройств наращивается так же постепенно, а это значит, что работающее с ними в связке мобильное приложение должно изначально быть спроектировано так, чтобы в будущем без проблем отобразить все новые возможности.

Мы столкнулись с этой проблемой в ходе своего проекта ­– по мере наращивания аналитической функциональности кардиомонитора перед нами возникла задача по наглядной и доступной визуализации большого количества информации. Пока что мы еще не выработали окончательное решение, но вполне возможно, что в дальнейшем у приложения будет два вида представления: упрощенный и профессиональный.

Размещение на одном экране большого объема информации – нетривиальная задача, и не всем разработчикам удается ее решить. Здесь хороший пример – это мобильное приложение стетоскопов  3M Littmann для врача. Его создатели постарались дать специалистам доступ к максимальному объёму информации о здоровье пользователя устройства. По каждому пациенту можно посмотреть историю наблюдений, удобно показаны точки аускультации, каждый файл можно повторно прослушать.


5. Тесты и внедрения новых «фич» нужно проводить аккуратно

Подход, при котором разработчики приложений постоянно проводят тестирование различных гипотез, которые могут улучшить бизнес-показатели приложения, не всегда применим в медицинских проектах. В случае условного ecommerce-приложения неудачное изменение интерфейса может привести всего лишь к падению продаж, но если из-за health-приложения пациент не распознает ухудшение своего самочувствия, не поняв показаний на смартфоне, последствия могут быть куда более плачевными.

Простой пример – мобильные глюкометры, с помощью которых пациенты измеряют уровень сахара в крови. Если больной диабетом что-то не так определит в показаниях, то может пропустить время ввода инсулина – а это очень опасно. Поэтому интерфейсы таких приложений обычно довольно просты и редко обновляются кардинально – как в случае глюкометра OneTouch.

Также нужно быть аккуратным с введением новой функциональности в приложении для врачей. Нестандартная, непривычная или ошибочная подача информации недопустима.


Заключение

Разработка медицинских приложений во многом базируется на тех же принципах, в соответствии с которыми создаются бизнес-проекты. Однако есть и важные отличия, которые серьезно ограничивают пространство для экспериментов. Здравоохранение – очень важная и серьезная область, в которой необходимо перед принятием любого решения тщательно его анализировать с привлечением экспертов-медиков. Только так можно создать проект, который принесет реальную пользу людям и врачам.


Материалы по теме:

Путь Healbe: Как привлечь $8 млн, разочаровать пользователей и все равно выжить

Почему фитнес-гаджеты не гарантируют здоровый сон

Фитнес-трекер зафиксировал график сердцебиения во время расставания с парнем

7 технологических трендов 2016 года

Не открывайте онлайн-аптеки и не выпускайте медицинские гаджеты

Видео по теме:

Фото на обложке: Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Работники этих индустрий чаще всего используют гаджеты
  2. 2 Инвестиции в медицину: 5 советов тем, кто хочет вложиться в MedTech-проекты
  3. 3 Дмитрий Фомин: «Мы строим ИТ-компанию, но она очень человекозависимая»
  4. 4 11 wellness-гаджетов: одеяло-сауна, пластырь от пота, смарт-кольцо
  5. 5 Пять барьеров, тормозящих эволюцию «интеллектуальной цифры» в медицине