Top.Mail.Ru
Колонки

Burn rate, P&L и еще 4 важных термина

Колонки
iDealMachine
iDealMachine

Стартап-акселератор www.idealmachine.ru

iDealMachine

В рубрике «Словарь предпринимателя» мы рассматриваем ключевые понятия в сфере бизнеса, которые сегодня нужно знать каждому.

Burn rate, P&L и еще 4 важных термина

Приход

Деньги, реально полученные за отчетный период. Фактически это разница между заработанным на бумаге и на счете в банке. Разрыв между цифрами обычно показывает проблему в бизнесе – клиенты не платят по какой-то причине. 

Расход

Реально потраченные деньги. Вычитая их из дохода, получаем или убыток, или доход бизнеса. Расходы необходимо делить на расходы бизнеса и расходы на продажи. Первые можно увеличить или уменьшить в зависимости от ситуации, вторые являются структурной составляющей дохода и определяют потенциал бизнеса.

Убыток

Отрицательная разница между доходом и расходом. Убыток может быть двух типов – расход на маркетинг, разработку и потери от продаж. Первый тип может быть покрыт инвестициями и не представляет проблемы, если компания успеет нарастить продажи, пока инвестиция не кончится. Второй тип показывает проблемы в бизнесе.

P&L

Отчет о прибылях и убытках, суммирующий доходы и расходы, которые образовались в течение определенного периода времени. Цель отчета – предоставление заинтересованным лицам информации о финансовой производительности компании и способности генерировать денежные потоки.  

Компетенция в профессиональном ведении отчетности о прибылях и убытках – это как лакмусовая бумажка, показывающая наличие (или отсутствие) качественно выраженного бизнес-гена (коммерческо-маркетингового) в команде предпринимателей. Это основной инструмент жизнедеятельности – в своем роде «кровеносная система» стартапа. Регулярно обновляющаяся отчетность позволяет вовремя запустить триггеры по привлечению дополнительного финансирования или введению «кризисных планов». Кстати, каждая компания, даже в хорошие времена, должна иметь разработанный «план Б», чтобы быть готовой пережить кризисные периоды.

Также отчетность является эффективным средством корректировки стратегии и планов компании, когда основатели имеют возможность сравнить реальную ситуацию по расходам и доходам с прогнозируемыми данными на предыдущих периодах. И помните, что при первом же серьезном раунде венчурного инвестирования, вашу отчетность будут пристально, под лупой рассматривать в рамках due diligence процесса. И любые «ляпы» в отчетности не лучшим образом могут сказаться не только на финальной оценке компании, но даже на заключении инвестиционной сделки в целом.
Игорь Калошин, генеральный директор «Интел Софтвер»
image description

Break-even (точка безубыточности) 

Тот момент, когда приход и расход равны. Его можно измерять по-разному – учитывая и не учитывая разнообразные одноразовые расходы. В любом случае, это важная веха для любого бизнеса. Достижение break-even открывает перед вами много опций для роста, поскольку инвестиции для «поддержания штанов» вам больше не нужны. С другой стороны, по той же причине достижение break-even часто убирает мотивацию к росту.

Стартап подразумевает очень быстрый рост, и инвесторы, как правило, за этот рост и платят. Поэтому очень часто проекты, устремляющиеся к цене в 100 млн долларов и больше, продолжают очень долго быть операционно убыточными. Для них главное – как можно быстрее захватить большую долю рынка. Проекты, которые ставят для себя цель добиться оценки в несколько миллионов или десятков миллионов долларов, уже на 3-4 год вполне могут выйти на break-even. Проекты еще меньшего масштаба могут выйти на текущую безубыточность еще раньше – на 2-3 год, при этом они не будут так агрессивно расти. К проектам же Adtech, особенно в кризисное время, инвесторы предъявляют более жесткие требования к break-even или к возможности в любой момент перейти, пусть и с ограниченным ростом, к режиму break-even.
Артем Инютин, инвестиционный директор TMT Investments
image description

Burn rate 

Ежемесячная потеря денег компанией, усредненный убыток. Если количество денег в банке поделить на burn rate, получится количество месяцев, которые компания сможет остаться в бизнесе, если ничего не поменяется в структуре доходы/расходы.


Материалы по теме:

«Не все технопарки полезны»

Единственный документ, который прочтут ваши инвесторы

«Это хобби, а не бизнес». Почему вам необходима бизнес-модель

7 ошибок, которые мы совершили на старте

Как инвестору самостоятельно проверить стартап

Видео по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 MarTech-словарь: термины, которые стоит знать каждому маркетологу
  2. 2 15 терминов из eCommerce и что они значат: подборка
  3. 3 «УТП» — насколько вообще актуален этот термин?
  4. 4 Soft skills: что это такое и как их прокачать
  5. 5 Минимально жизнеспособный опыт отношений с брендом: что это и как его создать