Катерина Белоусова

9 трендов в корпоративном образовании

Директор по коммуникациям Lingualeo Катерина Белоусова рассказывает, чем последнее время отличается корпоративное обучение и почему заметна тенденция перехода в онлайн даже в этом сегменте.


Все больше бизнес-структур проникаются важностью ведения корпоративного обучения. По материалам исследований западных специалистов, при увеличении расходов  корпоративное образование всего на 10% общая эффективность работы всей компании вырастает на 9%.

Повышение эффективности работы каждого сотрудника и всей компании в целом – это главная конечная цель создания корпоративных университетов, внутренних MBA, покупки тренингов и курсов.

2012 год стал пиковым по темпам роста рынка корпоративного образования в России. Рост расходов на обучение 1 сотрудника вырос на 47% по отношению к 2011 году и составил 12 221 рубль (по оценкам ГК Маклаут). Но уже в 2013 году затраты уменьшились на 1 000 рублей на сотрудника. Новая экономическая реальность в России продлила эту тенденцию. Расходы компаний на обучение сотрудников в 2014 году составили чуть больше  9 700 рублей на 1 сотрудника.

Существенные изменения  в экономике России и глубокое проникновение технологий служат топливом для развития рынка корпоративного дистанционного образования.

Lingualeo как онлайн-сервис изучения и практики английского языка начал привлекать корпоративных клиентов еще в 2012 году. Сегодня сервис ориентирован, в первую очередь, на индивидуальных студентов, тем не менее мы получаем много запросов от корпораций. Доля b2b-продаж в обороте Lingualeo составляет 5%. Потребность в продукте для онлайн-образования приходит от крупных федеральных компаний с широким географическим покрытием и госкорпораций.

На основе большого количества запросов мы сформировали определенные выводы о том, какие тренды и требования к продуктам дистанционного корпоративного образования существуют сегодня на рынке.

1. Небольшая стоимость

Стоимость онлайн-продукта всегда ниже стоимости офлайн-обучения. Это заставило компании сфокусировать свое внимание именно на таком виде корпоративного образования. Развитие рынка, вызванное технологиями, конкуренцией, большим количеством образовательного контента создает потребность и возможность обучать не только ключевых сотрудников, но и вообще всех в компании. Таким образом, значительно увеличивается число сотрудников, которых необходимо подключать к образовательным программам. Дистанционное образование сильно снижает конечную стоимость образования на таких масштабах.

2. Мобильность

Еще один вопрос, который волнует заказчика. Доступность контакта с образовательным сервисом для сотрудника влияет на интенсивность и эффективность занятий. Чем больше у сотрудника возможностей заниматься в любом месте и в любое время – в метро, за рабочим столом, в пробке, – тем чаще и охотнее он будет это делать. Основное требование – это доступность продукта на вебе и нескольких типах мобильных платформ, с синхронизацией результатов.

3. Интеграция

Техническая готовность продукта к интеграции с внутрикорпоративными системами (например: Authentication/Directory Services, Learning Management Systems). Зачастую компании хотят вживить продукт дистанционного обучения во внутренние процессы компании (образовательные, коммуникационные) для того, чтобы было, например, «единое окно входа» или появилась возможность автоматически выгружать результаты в другие системы, чтобы проводить анализ. Поэтому техническая и «моральная» готовность продукта к слиянию с IT системами – обязательное требование в 30-40% случаев.

4. Разные уровни подготовки

Одно из ключевых требований компаний – дать возможность заниматься студентам с разным уровнем знаний и подготовки. То есть продукт должен иметь механику и инструменты проведения тестирования на уровень знаний и навыков и формирования программы обучения под конкретный уровень сотрудника.

5. Адаптивное обучение

Продукт должен быть  адаптирован под заказчика. Это требования выдвигается на основе отрасли, в которой работает компания, и цели обучения. В нашем случае, например, это «подтягивание» специфической лексики, связанной с конкретной профессией: инженерия, продажи, сотовая связь, банковское дело и т.д. В таком случае программа должна формироваться с помощью методиста, который занимается подбором подходящих материалов.

6. Прогресс и результат

Продукт дистанционного образования ценен тогда, когда заказчик может в режиме онлайн выгружать аналитику по количеству и качеству знаний, приобретенных студентами. Прогрессбары, промежуточное и выходное тестирование помогает работодателю определять эффективность инвестируемого им обучения сотрудника. Также работодатели хотят видеть результаты для того, чтобы поощрять сотрудников за успехи и стремление к развитию и знаниям.

7. Геймификация

Для работодателя важны вовлеченность сотрудников в процесс обучения и их мотивация. Геймификация – сильный инструмент для увеличения индекса вовлеченности персонала в образовательный процесс.  При этом есть тенденция в перехода от простых бейджей, рейтингов, очков опыта к более вдумчивым интеграциям игровых механик в образовательные процессы – социальность, реальные бонусы за достижения, короткие майлстоуны и т.д. Если раньше разработчики просто бездумно копировали друг у друга элементы, то теперь налицо более вдумчивый подход по brain science – создатели курсов уже понимают, как работают дофаминовые триггеры, как вырабатываются привычки и как можно сделать образование действительно привлекательным.

8. Смешанное обучение

Рецепт прост: берем традиционное офлайн-обучение, добавляем технологии, посыпаем доступом в сеть. Всё это заливаем в блендер. Blended learining готово!

Принцип такого обучения прост – все, что можно выучить без преподавателя, должно быть выучено самостоятельно в онлайне. У преподавателей, освобожденных от рутины и зубрежки, остается больше времени на сложные части программы обучения. Гибкость в использовании инструментов и их разнообразие повышают мотивацию к получению знаний. Сопровождение преподавателем/тренером помогает прояснять непонятные моменты в программе обучения.

9. Непрофильное образование и общее развитие сотрудников, soft skills

Потребность проводить обучение ключевых сотрудников не только по их профессиональным компетенциям создала определенный новый рынок образовательных программ по непрофессиональным и необязательным навыкам. Среди них – обучение английскому и развитие коммуникативных навыков для тех сотрудников, кто вообще никогда ни с кем вовне не коммуницирует, не говоря уже об общении с иностранцами.

 


Материалы по теме:

Что делать стартапу в Бразилии?

9 бизнес-моделей образовательных онлайн-стартапов

Екатерина Белоусова возглавила коммуникации Lingualeo

Основатель LinguaLeo запустил онлайн-курсы для IT-предпринимателей

Сложности, с которыми мы столкнулись, продавая химические наборы

Видео по теме:

Фото на обложке: Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно