Виктория Кравченко

Как сегодня должен выглядеть российский авторынок

Термины «диджитализация» и «виртуализация» прочно вошли в наш язык и стали определять нашу реальность. Теперь холодильник самостоятельно заказывает еду, с помощью чатботов мы с легкостью записываемся в салон красоты или покупаем авиабилеты, нам не нужно распечатывать фотографии, потому что мы храним их в Instagram или в облаке.

Но при всех существующих возможностях и технологиях, мы до сих пор продаем и покупаем автомобили с помощью непрозрачных и, порой, небезопасных, сервисов.

Генеральный директор онлайн-аукциона WOOM Василий Тепляков рассказал о том, как должен выгядеть россисйский авторынок в современном мире.


Цифры и факты


В прошлом году на фоне падения первичного рынка автомобилей вторичный показывал существенный рост. Так, по данным Автостата, в 2016 году количество автомобилей с пробегом увеличилось на 6% и достигло отметки 5,19 млн единиц.


В текущем году рынок вторичных автомобилей продолжает расти: только за январь 2017 года было реализовано 314 700 автомобилей с пробегом, что означает 1,9% роста по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.


Но при всем объеме и темпах роста рынок подержанных автомобилей имеет две существенные проблемы:


  1. Мошенничество и непрозрачность. Большая часть сделок в России осуществляются с использованием серых схем: перекупщики пытаются купить автомобиль по максимально низкой цене, а покупатель не защищен от приобретения угнанного, технически неисправного или юридически грязного автомобиля.
  2. Отсутствие интернет-площадок, которые делают процесс купли-продажи абсолютно безопасным и прозрачным как для продавца, так и для покупателя.

При этом повсеместная диджитализация упрощающая многие операции (даже в такой консервативной сфере, как банковская), но начисто отсутствует в крупной сфере купли-продажи подержанных автомобилей.


Виртуальные аукционы за рубежом


Оффлайн-аукционы появились в США еще в середине XX века, и некоторые из них к 2017 году трансформировались в аукционы смешанного типа, сочетающие в себе онлайн и оффлайн возможности.


1. Так, самый известный американский аукцион Manheim появился еще в 1945 году


В небольшой деревне Манхейм родилась идея устроить аукцион по продаже автомобилей. На торги было выставлено всего три лота, из которых продать удалось только один. Аукцион проходил в заброшенной конюшне: каждый автомобиль заезжал в конюшню, где делались ставки, затем его место занимал следующий. Аукционной сбор составлял 5 центов.


Сейчас Манхейм – самый крупным автомобильным аукционом в мире, где в качестве продавцов выступают авторизованные дилеры. За один день продается примерно от 8 до 10 тысяч автомобилей, а средняя скорость совершения сделки равна 30-50 секундам.


Делать ставки можно как оффлайн, стоя рядом с продаваемым авто, так и онлайн – через компьютер в специальном зале или на сайте аукциона. Итоговую цену определяет хозяин лота – если он считает ее слишком низкой, то автомобиль отгоняют обратно на стоянку и он снова участвует в аукционе.


2. Еще одним крупным игроком на рынке подержанных автомобилей США является онлайн-ресурс vroom.com


Это полностью виртуальная площадка по купле-продажи транспортных средств, где в качестве покупателей могут выступать и юридические, и физические лица. Цена на каждый лот уже установлена покупателем, к ней добавляются налоги (в среднем около 1300 долларов), так формируется итоговая стоимость. Доставка автомобиля осуществляется бесплатно.


3. Самым известным онлайн-аукционом по продаже битых автомобилей является, все так же американский, Copart


Прежде всего здесь продают автомобили от страховых фирм и компаний, которые хотят вернуть хотя бы часть денег за автомобиль, попавший в ДТП. В среднем цена на автомобиль ниже рыночной на 30-50%, однако нужно быть готовым вложить немало средств в ремонт такого «железного коня».


Автомобильный рынок США является одним из крупнейших в мире, поэтому помимо уже перечисленных площадок можно найти еще с десяток онлайн-аукционов, которые выстроены по более-менее единой модели.


А что у нас?


В России пока единственный способ виртуализации вторичного рынка – это увеличение количества онлайн-досок объявлений, которые, к слову, не решают проблему безопасности и прозрачности сделок. Как правило, любая виртуальная доска не дает даже возможности проверить данные продавца и действительное техническое состояние транспортного средства.


Покупатель, заинтересованный в приобретении нужного ему автомобиля, должен уговорить собственника доехать до СТО, заплатить за диагностику и проверку юридической чистоты автомобиля, потратив не только свои деньги, но и существенное количество времени.


Запустив наш проект, мы сделали одну из первых попыток виртуализации и упрощения сделок на вторичном авторынке России.


Мы создавали сервис по купле-продаже транспортных средств, работающий по модели онлайн-аукциона. Для обеспечения прозрачности и финансовой безопасности сделок сервис использует только официальные дилерские центры, а в качестве как продавцов, так и покупателей могут выступать и физические, и юридические лица, что автоматически делает аудиторию аукциона очень широкой.


Клиент приезжает в официальный дилерский центр-партнер, где сотрудники проверяют автомобиль и составляют подробную диагностическую карту. После определения технического состояния дилер выставляет автомобиль на онлайн-аукцион.


Все операции проходят виртуально: не нужно ждать, когда автомобиль осмотрят и помоют – он может просто заключить договор и уехать домой, а потом получить ссылку на свой смартфон с результатами проверки.


Как это работает:

  1. Онлайн-аукцион запускается на 24 часа, в течение которых все участники автомобильного рынка России делают ставки на открытых торгах.
  2. Победителем становится тот, кто предложит максимальную цену за лот. Однако, продавец вправе отказаться от итоговой цены, если она его не устраивает, и продолжить торги.
  3. Если сделка заключена, то клиент получает деньги за вычетом 5% комиссии от финальной ставки.
  4. Далее дилер предлагает клиенту купить другой автомобиль и помогает с автострахованием и кредитованием при необходимости.

Мы считаем, что таким образом удастся решить две основные проблемы в сфере купли-продажи подержанных автомобилей: обеспечить безопасность сделок и сделать их прозрачными для всех участников онлайн-торгов. Ну и плюс сервис увеличивает клиентский трафик в дилерские центры и, соответственно, количество покупок.


Почему процесс диджитализации автомобильного рынка идет так сложно?


Автомобильным онлайн-сервисам в России живется несладко, на это есть три причины:


  1. Глобальное недоверие россиян к интернету в целом и к сервисам, пытающимся упростить их жизнь, в частности. Когда сотрудники нашего колл-центра звонят людям, разместившим предложения о продаже авто на досках объявлений, и предлагают бесплатно выставить их автомобиль на аукцион, очень многие сразу же отказываются. Модель непривычна для российского рынка.
  2. Дилерские центры часто не заинтересованы в продвижении направления автомобилей с пробегом, так как считают этот рынок не активным и сложным.
  3. Сейчас вторичный авторынок в России на 90% теневой и его участникам выгодно, чтобы он оставался таковым. Поэтому в сфере вторичных автомобилей сегодня крайне необходимы качественные изменения как на индивидуальном, так и на институциональном уровнях.

Я думаю, что за онлайн-сервисами будущее. Вот почему:


  • На данный момент обществу необходимы новые решения для покупки-продажи автомобиля. Онлайн-аукционы, при всех их нынешних минусах, значительно экономят время.
  • Авторизованные онлайн-площадки снижают возможности использования мошеннических и серых схем, обеспечивая безопасность сделки для обеих сторон.
  • Ну и такая схема, ко всему прочему, избавляет покупателя от необходимости проверки машины: юридическая чистота и хорошее техническое состояние гарантируются дилерским центром.

Поэтому я считаю диджитализацию автомобильного рынка закономерным и важным процессом при нынешних реалиях.



Материалы по теме:

Apple получила разрешение на тестирование автономных автомобилей

5 самых распространенных способов обмана в автосервисе

«Яндекс.Такси» получит скидку от автопроизводителей на обновление таксопарка

Bentley презентовала свой первый электрокар — и вот как он выглядит

Три вопроса, которые гендиректор Ford рекомендует задавать себе в начале проекта

Забудьте о летающих автомобилях – будущее за пассажирскими дронами


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно