Деловой клуб Эталон

Почему бухгалтерию отдают «в чужие руки»?

2015 год был сложным для всех. Вряд ли есть хоть одна область бизнеса, хоть одна компания, которая не ощутила бы на себе влияние атрибута года №1 – под кодовым названием «кризис». Мог ли какой-либо российский бизнес масштабироваться, развиваться в это нелегкое время?

Алексей Сухарев, коммерческий директор «Поляков и партнеры», резидент делового клуба Эталон, утверждает, что такой областью стал аутсорсинг. В своей колонке Алексей рассказывает, почему не стоит бояться отдавать процессы «в чужие руки» и каким компаниям полезен аутсорсинг в бухгалтерии.


Кризис – райское время для аутсорсинга

В кризис непростое время многие компании так или иначе вынуждены искать пути оптимизации своих бизнес-процессов, снижения затрат. И предприятия все чаще отдают свои бизнес-процессы под крыло сторонних, внештатных специалистов.

Чем сложнее ситуация в стране, тем более значима роль аутсорсинговых компаний.

Вот здесь, к слову, интересный факт: аутсорсинг – едва ли не единственный сегмент реального рынка экономики РФ, показавший рост в 2015 году. По данным экспертов, в первом полугодии рост российского рынка аутсорсинга составил 15% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, во втором полугодии - несколько замедлился до 10% .

Наиболее это заметно в сегменте бухгалтерских и IT-услуг.


Почему бухгалтерию отдают «в чужие руки»?

Можно выделить несколько факторов активного развития бухгалтерского аутсорсинга.

  1. Необходимость снизить затраты на ведение бухгалтерии и поиск альтернатив штатным сотрудникам;
  2. Сложность подбора высококвалифицированного бухгалтера, который параллельно с качественным ведением бухгалтерии сможет грамотно и  гибко выручать собственника компании в вопросах оптимизации налогообложения;
  3. Постоянно усложняется налоговое законодательство. Чего только стоят изменения, коснувшиеся всех «НДС-ных» компаний в 2015 году – в разрезе особого внимания со стороны ФНС и со введением так называемых «перекрестных проверок»;
  4. Развитие (пусть пока в зачаточном виде) риск-менеджмента в российском бизнесе;
  5. Постепенная интеграция западной бизнес-культуры, давно привыкшей к бизнес-процессам на аутсорсинге;
  6. Необходимость материальных гарантий и защиты конфиденциальной информации.

По мнению подавляющего большинства экспертов рынка аутсорсинга бухгалтерии, позитивный тренд в развитии этого бизнеса сохранится и в 2016 году, вне зависимости от внешних условий.

То есть даже при еще большем экономическом спаде в стране компании-аутсорсеры в какой-то мере даже будут выигрывать от такой ситуации, так как она будет заставлять бизнесменов думать о снижении производственных затрат.


Как в России?

В сегменте филиалов и представительств западных компаний, работающих в крупных городах России, путь аутсорсинга уже давно известен и широко применяем. Как правило, такие организации, основываясь на многолетнем опыте своей материнской компании, успешно сотрудничающей с аутсорсерами в течение многих лет, принимают аналогичное решение и автоматически обращаются к аутсорсерам и в России. Причем обычно именно к зарубежным бухгалтерским компаниям. Например, немецкие компании обращаются к немецким бухгалтерским фирмам, также работающим на российском рынке, финны – к финнам.

Что касается фирм с российским капиталом, то здесь происходит иначе – из-за отличий в бизнес-менталитете.

У многих отечественных предпринимателей, в отличие от их западных коллег, есть особенность, которая выражается в нежелании что-либо менять и пересматривать до тех пор, пока не «припрет». Пока можно работать, думают предприниматели, будем как-нибудь выживать. А вот если ситуация уже совсем тупиковая, причем вариантов не остается, кроме каких-либо конкретных перемен – тогда будем лихорадочно перестраиваться на новую модель.

Для многих российских компаний такой момент уже наступил, для кого-то – наступит завтра. Бизнесмены понимают, что нужно оперативно что-то менять в своих бизнес-процессах, делать их экономичнее. Поэтому, если еще 3-5 лет назад аутсорсинг в России был популярен в основном среди представителей зарубежного бизнеса, то со второй половины 2014 года отечественные предприятия все активнее начинают обращаться к этой модели.     


Плюсы модели

Среди очевидных преимуществ аутсорсинга бухгалтерии по сравнению со штатным бухгалтером можно выделить основные:

  • Существенно меньшая стоимость,
  • Значительная экономия личного рабочего времени руководителя компании,
  • Снижение влияния человеческого фактора,
  • Материальная ответственность и гарантии по договору,  
  • Возможность перенести налоговую проверку (если она все-таки произойдет) в офис аутсорсинговой компании. Такая компания является, по сути, «корпоративным бухгалтером» обслуживаемой компании, и у нее более высокий уровень квалификации специалистов, а их опыт – более универсален.

Кому это не подходит

Объективности ради стоит отметить, что в некоторых случаях аутсорсинг бухгалтерии может быть менее эффективен или просто не подходить конкретной компании.

Например, полный переход на аутсорсинг не будет удобен розничным фирмам, работающим с кассовыми аппаратами, так как контроль кассы и весь с ней связанный документооборот нужно вести в торговой точке, на месте, ежедневно.

Также вряд ли станут клиентами для внештатной бухгалтерии банки и финансовые институты. У них своя специфика учета, плюс ко всему – количество операций столь велико, что удобнее вести бухгалтерский и налоговый учет силами штатных сотрудников.


В позитивном ключе

Подводя итог, можно добавить нотку позитива. Мы все-таки смогли найти ту область бизнеса, которая не просто «держится» в это трудное для всех нас время, но еще и демонстрирует позитивный тренд развития. Этот бизнес, помимо вполне логичного желания каждой аутсорсинговой компании заработать, также несет в себе важную миссию – помочь и даже в какой-то мере спасти своих клиентов путем снижения их затрат и минимизации финансовых рисков.

И хочется верить, что аутсорсинг продолжит свою спасательную функцию и будет помогать российской экономике и весь 2016 год.


Rusbase важно, чтобы наши читатели находили надежных поставщиков сервисов для ведения бизнеса.


Поэтому у нас есть специальный B2B-Магазин, где мы рекомендуем вам проверенных нами партнеров по PR, IR, интернет-маркетингу, разработке, юридическим и многим другим услугам


Даже если сегодня вам эти услуги не нужны, то вы знаете, куда обратиться, когда они понадобятся.



Материалы по теме:

Бизнес-оптимизация по-русски: почему этого все боятся

5 поводов запустить курьерский бизнес для e-commerce

Отдайте подрядчикам скучную работу с коробками

Три полезные ссылки. Онлайн-бухгалтерия

Финтех-стартапы: как управлять деньгами, компанией и чем угодно

Фото на обложке: Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно