Колонки

«Псевдо-аджайл» только поначалу выглядит круто – разрушаем популярные мифы

Колонки
Люба Мамаева
Люба Мамаева

Редактор в Unusual Concepts

Виктория Кравченко

Редактор компании Unusual Concepts Люба Мамаева рассказала о самых частых заблуждениях в понимании аджайла и объяснила, что же это на самом деле.

«Псевдо-аджайл» только поначалу выглядит круто – разрушаем популярные мифы
Присоединиться

Рубрика «Инновации в корпорациях» выходит при поддержке Spinon.


Почти все понимают аджайл неверно. Так происходит, потому что аджайл — это философия, ее скучно и долго изучать, а результатов хочется сразу. Предприниматели берут правила из Скрама или Канбана, пробуют что-то делать. Но без правильного мышления и той самой философии результатов нет или они очень скромные. В итоге многие разочаровываются и ругают аджайл.


О философии аджайла на примере пирожков читайте в справочнике Unusual Concepts «Аджайл для новичков», а пока давайте разберемся с мифами, которыми аджайл оброс в России.


Миф 1: аджайл — это методология

Называть аджайл «методологией» неверно. Методология — это подробный рецепт, пошаговая инструкция, как достичь определенного результата. Аджайлом называют особый образ мышления, его ценности описаны в двух документах: «Манифесте» и «Принципах аджайла». Но ни один из них не похож на инструкции.


Неверно называть аджайл и «семейством методологий». Под семейством подразумевают фреймворки Скрам, Канбан, Crystal, DSDM и другие — все это правила о том, как философию аджайла применять в жизни. Эти правила описаны общими словами, они тоже не относятся к методологиям.


Рассмотрим на примере, как одна ценность аджайла объяснена в «Манифесте» и руководстве о скраме, и как ее пришлось бы описывать в методологии.

  • Манифест аджайла: «Работающий продукт важнее исчерпывающей документации».
  • Скрам: работайте короткими итерациями, в конце каждой представляйте работающий продукт, который имеет ценность для клиента. Этот продукт может быть простым, без части функций и фич. Но не может быть пачкой документов и техзаданием, потому что бумаги ценности для клиента не представляют.
  • Методология: работайте над продуктом девять дней. В первый день проведите мероприятие А, чтобы узнать ожидания клиентов. По типологии Б определите тип продукта, а по таблице В выберите подходящий сценарий разработки. Разрабатывайте проект строго по сценарию, чтобы закончить к восьмому дню. Проведите презентацию проекта по сценарию «Вау» и соберите обратную связь (анкеты Д и Е).

Вывод: аджайл — это особый образ мышления. Он похож на философию и религию, и не является методологией разработки продуктов.


statue

Фото: Léo Caillard


Миф 2: если у нас Скрам, значит, мы автоматически аджайл

Звучит парадоксально, но можно работать по Скраму, и не быть аджайл. Аджайл — это особое мышление. Оно не появляется само по себе, даже если использовать скрам-доску, роли и мероприятия фреймворка.


Представьте, что в середине спринта у команды, которая разрабатывает новый продукт, сгорел сервер. Чтобы закончить работу вовремя, нужно срочно заменить оборудование. Команда идет к владельцу продукта:


— Игорь Петрович, добрый день. Середина спринта, сервер сгорел. Давайте новый купим.

— Ок, оформляйте заявку.

— Давайте сейчас закажем, а потом соберем бумаги. Нам же все равно не откажут — без сервера нельзя завершить разработку.

— Нет, вы же знаете правила. Сначала заявка и визы, потом покупка.

Игорь Петрович хоть и работает по Скраму, но ценностей аджайла не разделяет.


Вывод: работа по Скраму еще не гарантирует аджайл-мышление. Его нужно развивать осознанно через замену старых ментальных привычек на новые.


statue

Фото: Léo Caillard

Миф 3: аджайл — это для айтишников

Нет, не только для них. Аджайл-мышлением могут обладать люди, которые работают в промышленности, сфере услуг, в разработке мультимедийных продуктов и продуктов питания. Аджайл хорош там, где в процессе меняется рынок, технологии или желания клиентов.


В России аджайл прижился в:

  • ресторанах быстрого питания «Додо пицца»;
  • бухгалтерском сервисе «Кнопка»;
  • «Альфа-Банке» и «АльфаСтраховании»;
  • на производстве оборудования для розлива пива у компании NPM и в ArtSkills.ru (занимаются изготовлением персональных подарков).

Вывод: аджайл-мышление подходит для любой отрасли, где в процессе создания продукта могут измениться условия и нужна гибкость.


statue

Фото: Léo Caillard


Миф 4: аджайл — это для маленьких компаний

Все наоборот. Философия аджайла — это сумма положительного опыта запуска больших и очень сложных проектов. Если изучить список людей, которые разработали Манифест аджайла, можно заметить, что они — основатели и президенты действующих консалтинговых и технологических компаний. Например, один из авторов Скрама Джеф Сазерленд — главный технический директор в PatientKeeper. Это одна из первых компаний, которая начала производить медицинское ПО и мобильные приложения для врачей.


На корпорации аджайл действует как «пилюля молодости». Он помогает избавиться от бюрократии и вернуть гибкость стартапов. В России сейчас так «молодеет» «Альфа-Банк» (20 000 сотрудников). А «Додо пицца» растет быстро, но не бюрократизируется.


Вывод: аджайл-мышление может существовать в головах людей, где бы они не работали — в корпорации, среднем бизнесе или стартапе.


statue

Фото: Léo Caillard

Миф 5: чтобы перейти на аджайл, достаточно сходить на тренинги

Нет, тренингов недостаточно. Даже если сходите всей командой, будет очень сложно самостоятельно перестроить мышление.


За большую часть наших реакций отвечают привычки и сценарии. Мы их не замечаем, потому что привычки работают быстрее, чем наше сознание. Когда начальник видит сотрудников в рабочее время на кухне, его первая реакция — раздражение, ведь люди болтаются без дела. На самом деле ругать не за что, сотрудники могут и за чаем обсуждать рабочий проект.


Чтобы изменить мышление, нужно «отлавливать» свои привычки и заменять их новыми моделями поведения. Самому это сделать сложно, но может помочь договоренность в команде следить друг за другом. Или опытный аджайл-коуч.


Вывод: аджайл — история об изменении мышления. Тренингов и книг для таких глубоких трансформаций мало.


statue

Фото: Léo Caillard

Миф 6: аджайл нужно «внедрять»

Аджайл — это философия, набор ценностей. Эти ценности можно только принять, сделать своими. «Внедрить» новое мышление не получится.


Освоение аджайла похоже на обучение иностранным языкам. Нельзя сразу начать думать на другом языке, нужна практика и время на усвоение лингвистической системы. Значительно ускорить обучение может погружение в языковую среду, но вдолбить язык силой или волевым решением не получится.


Так и с аджайлом: нужно постепенно изучать философские основы, формировать новые привычки и погружаться в аджайл-среду.


Вывод: философию аджайла можно изучить и разделить ее ценности. «Внедрить» новый способ мышления нельзя.


statue

Фото: Léo Caillard

Миф 7: аджайл — это быстро и сразу принесет много денег

Нет, настоящий аджайл — это медленная и трудная трансформация людей и компании.


К сожалению, нет достоверного примера, который мог бы доказать это цифрами — аджайл приносит компании деньги, но в то же время на нее влияет слишком много факторов одновременно. Нельзя провести эксперимент и сделать два одинаковых продукта одними и теми же людьми, подключая им разное мышление. Всегда есть шанс, что на результат повлияет что-то еще, кроме аджайла.


При этом аджайл-компании говорят, что результаты все-таки есть. Самые первые ментальные изменения появляются в команде примерно через полгода. Сотрудники становятся более самостоятельными и мотивированными, это сказывается на продуктах и успешности компании. Результаты в бизнесе можно заметить не раньше чем через год. И это будет не огромная прибыль, а скорее растущий тренд, который монетизируется чуть позже.


Вывод: аджайл — это долго, а результат можно измерить счастьем сотрудников и клиентов, но не деньгами.


***

Сила аджайла — в философии, которую нужно изучать. Если ценности аджайла вам подходят и нравятся, можно думать о трансформации всей компании. А вот начать со Скрама или Канбана без изменения мышления — верный путь к разочарованию.


«Псевдо-аджайл» поначалу выглядит круто: он дает команде прозрачность бизнес-процессов, легкость и энтузиазм. Но уже через пару месяцев очевидно, что дела идут ничуть не лучше, чем раньше. Зато в офисе появилась доска, а планерки называют «митингами» и «ретроспективами». Да и из-за соблюдений правил Скрама в работе стало больше неудобств.


Чтобы избежать иллюзий и правильно использовать идеи аджайла, самостоятельно изучите «Манифест» и «Принципы аджайла». Посмотрите, насколько эти ценности близки вам и как реализуются в вашей компании. Если все нравится и хочется пробовать, ищите наставника — сертифицированного коуча. Он поможет вашей команде трансформироваться и использовать настоящую силу аджайла.


Материалы по теме:

6 заблуждений, которые мешают стартапам успешно перейти на agile

Как сделать так, чтобы agile работал в стартапах

Как двухдневный agile-тренинг изменил мой бизнес

Скрам для маркетологов. Холакратия для счастья. Что подходит вам?

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 9 из 10 IT-компаний используют Agile. Как понять, нужен ли он вам
  2. 2 Декомпозиция бизнеса: основные способы и инструменты финансового роста
  3. 3 8 российских сервисов на замену Trello и Jira
  4. 4 150 человек и 5 направлений: как дирекция и архитекторы компании «Самолет» перенесли рабочие процессы в Kaiten
  5. 5 Открыт прием заявок на первую в России премию в области применения Agile-подходов