«Зарцын, Янковский и партнеры»

IT-бизнес должен больше участвовать в госзакупках!

В рубрике «Дневник ЕВА» юридическая компания «Зарцын и партнеры» рассказывает о пяти шагах IT-компании, которая решила выиграть тендер. Оказывается, все не так сложно, если следовать инструкции.


Почему участие IT-бизнеса в госзакупках не носит такого же массового характера, как участие бизнеса строительного или дорожного? Вероятно, в силу ограниченности спроса. Тем не менее это достаточно емкий рынок (более 400 млрд рублей за последние 3 года) со своей спецификой. В основном она заключается в том, что закупки для нужд государства крайне формализованы и требуют, к сожалению, не столько качества конечного продукта, сколько соблюдения всех обязательных процедур, таких как:

  • грамотное размещение заявки на электронной площадке;
  • приемо-сдаточные мероприятия;
  • отчетность и огромный бумажный документооборот.

Это все, как правило, наслаивается на непростые отношения с государственными заказчиками, слабо понимающими особенности приобретаемого высокотехнологичного продукта. Госслужбы зачастую Нужна консультация? Проверенные юристы в B2B магазине Rusbase
руководствуются планами закупок и техническими заданиями, созданными в лохматом году. А конкурсная или аукционная документация в большинстве случаев характеризуется низким качеством. Но все это не так печально, если подготовиться.

Поэтому сегодня мы заострим внимание на базовых моментах участия в закупках, связанных с регистрацией, электронно-цифровой подписью (ЭЦП) и заполнением заявок для тех, кто только решил окунуться в этот сегмент рынка. Предлагаем эдакое руководство «для самых маленьких».

Об этом всем можно узнать в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Правда, читать его неподготовленным людям не рекомендуется, так как сложности его языка и запутанности сюжета позавидует иной триллер. Закон содержит в себе огромное количество ссылок и сносок, тем самым давая простор для маневра обеим сторонам госконтрактов. К тому же правки в него вносятся с ошеломляющей частотой. Тут может потребоваться помощь профессионала.

А пока остановимся на ключевых моментах, которые помогут сориентироваться начинающим участникам закупок.

Шаг 1

Для участия в аукционе необходимо создать свою учетную запись на электронной площадке, приложив к ней отсканированные учредительные документы. Чтобы все заверить и пройти регистрацию, нужно подписать их неквалифицированной электронно-цифровой подписью.

Что это такое, должно быть понятно всем, кто видел разноцветные мигающие флешки в компьютере у бухгалтера. Такой способ позволяет установить, что формирование подписи осуществлено определенным лицом и документ неизменен с момента подписания. Также надо установить специальный плагин в браузер, который работает в паре с ЭЦП.

А теперь внимание! Угадайте с одного раза, какой браузер больше всего «любят» электронные площадки? Правильно, Internet Explorer. По опыту можем сказать, что для участия в торгах это самый беспроблемный и, извините, быстрый вариант.

Шаг 2

Когда регистрация прошла успешно и нужный аукцион найден, приступаем к следующему этапу. Помимо технического задания, сметы и тому подобных документов, описывающих предмет аукциона, нужно внимательно изучить информационную карту и инструкцию по подаче заявки, состоящей из двух частей.

Вторая, как правило, ни у кого не вызывает вопросов, поскольку состоит из документов, приложенных при регистрации, и согласия на поставку в случае победы. В последнее время государственные заказчики часто требуют во второй части предоставить также копии сертификатов соответствия (деклараций), что, хотя и не закреплено законом, может стать причиной отклонения заявки. Тогда – в УФАС с жалобой.

Отдельный и самый проблемный из всех вопросов – заполнение первой части заявки, где, собственно, указываются предлагаемые характеристики поставляемого товара.

Сложнее всего предложить заказчику то, что он хочет. Причем речь не идет о поставках операционных систем и антивирусов, тут все более-менее понятно. Вам необходимо будет точно вписаться со своим продуктом в размытые формулировки технического задания, установленные 44-ФЗ и содержащие «или», «более», «менее» и иные значения эквивалентности.

Заявки оцениваются аукционной комиссией заказчика, которая оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе. Она фильтрует участников сначала по первой части заявки, а затем по второй. И так до тех пор, пока, как в фильме «Горец», не останется только один, с которым и будет заключен государственный или муниципальный контракт. Если, конечно, этот участник не откажется, что тоже иногда бывает, когда идет аукционная игра. Но о ней мы не будем рассказывать, чтобы не учить «плохому».

Шаг 3

Итоговый протокол о выявлении победителя в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.

Можно радоваться победе и подсчитывать прибыль? На самом деле многих на этом этапе поджидает большущий подводный камень – «обеспечение исполнения контракта, необходимое в размере, установленном заказчиком в извещении о проведении аукциона, документации об аукционе».

Предусмотрено два способа обеспечения исполнения контракта:

  1. Перечисление денежных средств на счет заказчика.
  2. Предоставление банковской гарантии.

Первый способ непопулярен по вполне понятным причинам. Поэтому победитель аукциона идет в банк, имеющий право выдавать гарантии, и получает в этом банке… нет, не гарантию, а список документов, которые необходимо предоставить, пока не истек срок подписания договора с заказчиком на площадке, чтобы банк на кредитном комитете рассмотрел их и решил, выдавать ли обеспечение.

Тут начинается самое интересное: срочное открытие счета в этом банке, подготовка огромной кипы бухгалтерской документации с расшифровками, пояснениями, уведомлениями и т. д. И вот – измученный победитель в предпоследний день перед подписанием контракта приезжает с грузовиком документов в банк, где ему с вежливой улыбкой говорят, что все надо переделать…

Вывод: если планируете победить в аукционе, то даже при договоренности с заказчиком озаботьтесь заблаговременной подготовкой документов для банка.

Шаг 4

В случае, если в ходе аукциона цена контракта была сильно понижена, заказчик потребует еще и подтверждения добросовестности, так как иногда участники в стремлении выиграть демпингуют и понижают начальную цену на 40%. Автор данной статьи однажды по просьбе клиента, желавшего любыми средствами вытеснить конкурента с рынка, уронил цену аукциона более чем вполовину.

Добросовестность, как правило, подтверждается информацией из реестра контрактов. В нем должно быть указано, что «в течение одного года либо трех лет до даты подачи заявки на участие в аукционе победителем исполнены три и более контракта без применения к нему неустоек».

Шаг 5

А теперь просто работаем, друзья! В строгом соответствии со всей технической документацией, которую вы уже подписали с заказчиком. В конце не забудьте «закрыть» все работы – опять же, в соответствии с договором.

Подытожим: Госзакупки – в целом несложная процедура, если четко следовать требованиям 44-ФЗ и аукционной документации, а также держать в порядке бухгалтерию.

Удачи вам на тендерных площадках!

Текст: Илья Львов

Чтобы вы не ошиблись при выборе, Rusbase рекомендует своим читателям надежных юристов и адвокатов.

Что вы можете нам доверить?

  • структурирование инвестиционных сделок; 
  • урегулирование возникших споров между основателями и инвесторами;
  • решение проблем с вашими контрагентами.

 


Материалы по теме:

Как выиграть тендер и не получить массу проблем

Влиятельных людей в костюмах в B2G не так много

Стартап с российскими корнями оказался нужен в Англии

В России запретили госзакупки иностранного ПО

Тендеры для ленивых: выбираем за пять минут

Видео по теме:


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно