Офер Векслер

Сколько стоит лидер китайского интернет рынка


Наконец-то это случилось.

Китайский гигант интернет бизнеса «Алибаба» зарегистрировался для биржевой эмиссии на американской бирже. Предварительная оценка компании составила 170-200 миллиардов долларов. Компания рассчитывает выпустить 12%-15% новых акций и получить за них от 20 до 35 миллиардов долларов (формально, компания скромно сообщила об эмиссии в 1 миллиард долларов, но это лишь тактическая уловка).

История появление «Алибабы» очень интересна.

В 1999 году, в разгар бума доткомов в США, Джек Ма, учитель английского языка, собрал 17 своих друзей у себя квартире, в городе Ханчжоу (провинция Чжэцзян на востоке Китая).

У него не было ни денег, ни связей, ни бизнес-образования. Единственным его активом была он сам с массой грандиозных идей, безудержной энергией и харизмой. Он убедил друзей, что в архаичном Китае невозможно поднять серьезный бизнес по существующим правилам.

Ключ к успеху — это тактика Кремниевой долины: надо использовать интернет, чтобы увеличить продажи фирмы, контактируя с клиентами по всему миру. Классическое китайское производственное предприятие не работает напрямую с клиентами, отдавая эту часть работы внешнему агенту. Идея Джека Ма была в том, чтобы наладить прямой контакт с клиентом, используя Всемирную паутину. Так появился  Alibaba.com.

В 2000 году ведущие финансовые группы Голдман Закс и Фиделити инвестировали в компанию первые 5 миллионов долларов. В это же время компания обратила на себя внимание гарвардских специалистов Билла Кирби и Уорена Макферлена. Позднее Кирби скажет: «мы включили компанию Алибаба в наши бизнес-кейсы, но каждый квартал оглядывались и проверяли, не разорилась ли компания, и не пора ли отправить наши исследования в мусорную корзину. Оказалось что вместо этого мы присутствовали при рождении одного из великих онлайн-гигантов».

Сегодня  Алибаба доминирует на китайском рынке электронной коммерции и логистики. Компания работает с более чем 600 млн абонентов и обслуживает почти четверть триллиона долларов ежегодных операций. Как китайский симбиоз Amazon и eBay, Алибаба контролирует 80-процентную долю рынка электронной коммерции второй по величине экономики в мире. Ее продукция и услуги лежат в основе экономической трансформации Китая от экспортно-ориентированной экономики, построенной на дешевизне к инновационной экономике, ориентированной на потребителя. А скромный учитель английского языка стал одним из богатейших людей Китая.


Насколько оправдана валюация компании Алибаба в 170-200 миллиардов долларов?


Напомню, что в июне 2011 года компания произвела эмиссию из расчета 8 долларов за акцию, что примерно в 7-8 раз ниже сегодняшней оценки. Однако, за последние 3 года доходы и прибыли компании продемонстрировали беспрецедентный рост. Согласно прилагаемому к проспекту эмиссии годовому отчету на 31 марта 2014 года, годовой доход компании составил 8,8 миллиардов долларов, показав рост около 60%.

Чистая прибыль компании составила 3,9 миллиардов долларов, что превышает аналогичный показатель предыдущего года  в 3 раза.  При этом, чистая прибыль компании за 2013 была в четыре раза (!) больше, чем в 2012 году. Таким образом, рост прибыльности компании может обеспечить инвестору солидную отдачу уже в ближайшие годы.

В тоже время предлагаемый мультипликатор прибыли PE (цена компании/прибыль) колеблется в ранге 38-50 и является высоким для отрасли электронной коммерции, и даже для социальных медиа, где нормальный показатель PE составляет 30-35. Также следует отметить, что рост показателей Алибаба не вечен: компания и так захватила большую часть своего рынка и дальнейший рост очень зависит от геополитических факторов.

На глобальном рынке компании придется столкнуться с конкуренцией со стороны Amazon и eBay. Amazon сейчас переживает не лучшие времена, поскольку рост продаж (порядка 24-26%) не обеспечивает реальных прибылей (прибыль компании за 2013 год составила всего 270 миллионов долларов при рыночной цене порядка 130 миллиардов).

eBay демонстрирует более скромные показатели роста продаж (17%-18%), но имеет более или менее стабильную прибыль около 3 миллиардов в год при рыночной цене около 60 миллиардов. Конкуренция на глобальном рынке будет жестокой и на значительный рост прибылей рассчитывать тяжело. Это понимает и менеджмент компании Алибаба, спрогнозировав рост доходов и прибылей в ближайшие годы порядка 27%-30%. Тем не менее, в течении 4-5 лет доходы и , соответственно, прибыли компании могут вырасти в 4-5 раз.

Будем надеяться, что китайский гигант интернет-рынка проявит себя, как достойная инвестиция.

Офер Векслер


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно