iDealMachine

4 поучительные истории из жизни стартапов

Оказаться в инвесторском закулисье мечтает практически каждый стартап. Узнать истории о том, как зарождались большие компании, получить советы из жизни «бывалых» – такая удача выпадает не всем. Ловим момент, читаем инвесторские байки и осмысливаем мораль.

Каждая история из жизни управляющих партнеров iDealMachine Сергея Фрадкова и Михаила Авербаха – пример того, как смекалка и упорство могут помочь даже, казалось бы, в безвыходной ситуации и как важно вовремя принимать радикальные решения. 


История №1. «Стартапер –это и чтец, и жнец, и на дуде игрец…»

В далеком 2005 году мы писали приложение для Blackberry и собирались презентовать его на выставке Blackberry Enterprise Symposium. В пакет каждого участника планировалось вложить CD с нашим софтом, бесплатный ключик к которому люди смогли бы активировать непосредственно у нас. На мероприятии ожидалось порядка 3,5 тысяч участников.

Мы купили 5000 CDR-дисков, взяли 2 ноутбука и приступили к установке софта на диск. Где-то через час неспешной работы мы поняли, что у нас всего 3 или 4 готовых диска. Это означало, что с такой скоростью нам понадобится не менее полугода, а до выставки тем временем оставалась всего неделя. 

Тогда мы купили еще 5000 CD с уже нанесенной шелкографией и отдали их на запись софта. Тем временем до момента, когда нужно было эти диски отдать организаторам, чтобы разложить по пакетам участников, оставалось 3-4 дня. Мы узнали у организаторов мероприятия адрес, где будут готовить эти пакеты, и выяснили дедлайн по отправке материалов на выставку. Это дало нам еще несколько дней.

В конечном итоге из типографии к нам отдельно пришли коробочки для дисков и бумажные вкладки с информацией. В тот момент до ивента оставалось 3 дня. Пришлось подключить домочадцев и организовать дома небольшую линию по сборке «деталей» в конечный продукт. Однако на этом наш челлендж не закончился. Мы понимали, что, если даже на следующий день всё будет готово, мы не успеем курьерской службой отправить материалы на склад. В итоге нам пришлось полностью «забить» машину коробками и отвезти диски лично из Нью-Йорка в Бостон.

Успели. И отлично отработали на выставке – непосредственно на мероприятии активировали более 500 ключей.

Мораль истории такова: чего только не сделаешь, чтобы сэкономить деньги. Будьте готовы к тому, что для вашего стартапа вы будете делать удивительные вещи своими руками. 


История №2. «Скажи мне, кто твой друг»

В истории речь пойдет о всемирно известном Mobile World Congress, ежегодно проходящем в Барселоне. Выставиться там – дорогое удовольствие, особенно если хочется оказаться где-нибудь в проходимом месте. Платить за стенд мы не планировали, а экспонироваться хотели. И тогда нам в голову пришла идея заключить партнерство с Blackberry – они обеспечивают нас небольшой стойкой на своем масштабном стенде, а мы показываем, как наш софт работает на их железе. Blackberry – организация состоятельная, и выставочная площадка у них всегда располагается в самом центре павильона. В итоге пришли к win-win предложению – мы показываем прикладное решение задачи, рекламируем Blackberry, а заодно и себя.

В течение трех дней через нас прошли практически все участники выставки. Благодаря этому мы получили огромное количество контактов, и каждый вечер всей командой разбирали полученные в течение дня визитки. Эта затея обошлась нам всего в 1500 долларов. 

Мораль такова: если очень захотеть, можно в космос полететь. Договаривайтесь, ищите любые варианты, не бойтесь задач, которые на первый взгляд могут показаться вам нереализуемыми. Будьте в меру дерзки :) 


История №3. Про важность следования своему пути

Шел 2007 год. Мы продавали свою компанию, и одним из условий договора было то, что покупатель, в зависимости от количества продаж нашего софта, будет выплачивать нам процент. Тогда мы делали программное обеспечение в основном для Blackberry, но был еще один отдел, который разрабатывал софт для iPhone

AppStore тогда ещё не было, поэтому все учитывали только продажи на Blackberry. Мы долго торговались, покупатель разными способами оценивал каждый элемент нашего бизнеса. Программисты – отдельно, продажи – отдельно, продажи по разным платформам – тоже отдельно. 

В то время у нас была команда в Харькове, которая занималась перспективной, на наш взгляд, разработкой никому не понятной на тот момент платформы на iOS. Естественно, эта разработка была оценена в 0 долларов и никого не интересовала, а специалистов хотели перевести на работу под Windows. К тому моменту, когда мы закрыли сделку, приложение для iPhone было уже написано. И мы договорились, что будем иметь небольшой процент с продаж платформы на iOS. 

Прошло около двух лет, и продажи этой стратегической разработки достигли примерно 50 000 долларов в день. Когда по истечению контрактного срока компания-покупатель должна была выписать нам небольшой чек за комиссионные от продаж с этой платформы, нам позвонил человек, занимавшийся закрытием сделки и произнес: «Я вас поздравляю!».

Мораль такова: если у тебя есть видение и ты в него веришь, следуй ему.


История №4, или «Ложка дегтя в бочке меда»

Шел 1998 год. У нас была компания по разработке мобильных приложений. Мы подняли в США 5 миллионов долларов инвестиций. К нам пришел конкурент и предложил купить компанию за 25 миллионов. Мы подумали и решили, что это мало, и отказались от предложения. Дальше дела пошли хорошо, и мы сосредоточились на разработке.

Через полгода пришел другой конкурент и назвал сумму за 100 миллионов. Мы подумали, что раз дела идут хорошо, 100 миллионов – это мало, к тому же он предлагал не деньги, а акции. 

Примерно еще через год мы отправились на поиски инвестиций. Тогда нам нужно было около 35 миллионов. Нас предложили купить за 400. В этот момент мы согласились, начали обсуждать условия. И тут наступил 2000 год – в этот самый момент рухнул сток-маркет, и сделка сорвалась. А еще через год компания обанкротилась.

Мораль такова: нужно уметь вовремя выйти из проекта.

 


Материалы по теме:

Разговорчики: о чем сплетничают стартаперы

8 типов людей, вредных для вашего бизнеса

Лев Волож: Иногда я сам иду и выбираю самые сочные помидоры

10 фактов о прорывном мышлении от преподавателя Стэнфорда

Фото на обложке: Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно