Top.Mail.Ru
Колонки

Александр Сизинцев, CEO Biletix, о будущем онлайн-трэвела

Колонки
Александр Сизинцев
Александр Сизинцев

CEO Biletix

Александр Сизинцев

Падение валюты, банкротства на турпакетном рынке, запрет на выезд силовым ведомствам — к чему это все ведет?

Александр Сизинцев, CEO Biletix, о будущем онлайн-трэвела

Прошедшим летом совпали две важные тенденции: череда банкротств крупных туроператоров и преодоление 50% планки по доле россиян, ежедневно пользующихся интернетом. Кому-то это покажется лишь совпадением. Однако профессионалы онлайн-трэвела точно увидят здесь взаимосвязь.

Банкротства на турпакетном рынке – это лишь начало глобальных изменений. И те причины кризиса, которые приводятся сейчас в качестве ключевых – падение курса национальной валюты, запрет на выезд за границу представителям силовых ведомств и общий экономический спад, - лишь верхушка айсберга больших перемен, происходящих сейчас на онлайн-трэвел рынке.

Эксперты оценивают объем российского туристического рынка в $45 млрд. До 2014 года рост составлял 12%, хотя не исключаю возможность сжатия рынка начиная с прошедшего летнего сезона. 15%, или $8,3 млрд, составляет сегмент онлайн-путешествий. Остальные 85% занимают туроператоры. Однако в перспективе онлайн-сегмент растет в три раза быстрее, чем туроператорский. С этого сезона произошла корректировка в пользу онлайн. По крайней мере, на фоне громких банкротств среди туроператоров в летний сезон мы увеличили свои продажи на 114% по сравнению с 2013 годом.

Банкротства туроператоров вызваны несколькими факторами. Не только экономическими и политическими, как нам сообщали СМИ. К ним я бы добавил ментальные и технологические, которые тесно связаны. По данным ФОМ, летом 2014 года доля российской активной аудитории Интернета, заходящей в сеть хотя бы раз в сутки, впервые перевалила 50%-ную отметку. Это исторический момент. Годовой прирост аудитории составляет 12%. На пользователей моложе 35 лет приходится больше половины аудитории, но их доля снижается в пользу старшего поколения, отмечают аналитики Яндекса. Использование интернета даже в малых городах уже не уступает столичным показателям. Все это говорит о том, что Интернет и онлайн-технологии становятся с каждым годом все понятнее и удобнее для российской аудитории.

Российская аудитория все более открыта к онлайн-технологиям и онлайн-трэвел сервисам в частности. И это доверие будет расти. Онлайн-трэвел сервисы сегодня учатся заменять функции турагента все лучше и интеллектуальней. Онлайн-сервисы с их терабайтными базами текстов, фотографий и видео объективно обладают большей информацией, чем турагенты. Онлайн-сервисы научились персонализировано рекомендовать варианты путешествий даже тем клиентам, которые на начальных этапах выбора обладают минимальными представлениями о том, что они хотят. Онлайн-сервисы становятся мощными рекомендательными инструментами, собирая отзывы от тысяч туристов. В конце концов, онлайн-трэвел агентства нельзя обвинить в предвзятости и ангажированности, в отличие от сотрудника турагентства, часто продающего то, что ему выгоднее, а не то, что действительно нужно туристу.

Я не думаю, что турпакетный рынок ждет крах. По крайней мере, в ближайшем будущем. Однако ввиду всех выше обозначенных факторов рано или поздно турпакетный сегмент поменяется местами с онлайн-трэвел, став нишевым, эксклюзивным и дорогим продуктом не для среднестатистического путешественника. Совсем не многие смогут позволить себе персонального агента-консультанта-организатора путешествий «под ключ». Второй вероятный вариант событий – турпродукт «оцифруется», а туроператоры превратятся в онлайн-продавцов со схожей IT-инфраструктурой, напоминающей современное онлайн-трэвел агентство. Однако нужно ли будет участие человека при «динамическом пакетировании», то есть возможности самостоятельного онлайн создания туров из раздельных элементов путешествия (перелета, отеля, трансфера и экскурсий), уже сейчас активно разрабатывающейся на российском рынке?

Технологизация – вот единственный путь «спасения» для российских туроператоров. Вопреки желанию экономить в сложный период, именно инвестиции в IT-инфраструктуру позволят туроператорам выжить в ситуации тех глубинных перемен, которые происходят в туристической отрасли и обществе в целом.

Top Image via Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Проблема в нехватке мозгов»: почему нейросети не заменят старших разработчиков
  2. 2 Почему ваша программа лояльности не работает: 5 причин
  3. 3 Как загрузить приложения, которых нет в сторах
  4. 4 «Так рано?»: как просить отпуск на новой работе
  5. 5 Как поддержать сотрудников с тревожно-депрессивными расстройствами