Виктория Кравченко

Все как в «Черном Русском»: как мы перевернули билетный рынок за 4 года

Рынок билетов на культурные события и мероприятия в нашей стране динамично развивается. Буквально 3–4 года назад доля электронных билетов от общего рынка составляла всего 1–5%. Только вспомните: вы должны были заранее выкупать билет сами или заказывать курьерскую доставку либо покупать билет незадолго до мероприятия, рискуя не попасть на него вовсе.

CEO & founder билетной платформы Tickets Cloud Егор Егерев рассказал, как билетный рынок перевернулся за последние годы, и чего ждать в будущем.


Электронный билет берет верх над бумажным

В 2012 рынок только начал меняться. Сегодня, по нашим оценкам, даже в самых консервативных регионах России не менее 20–30% билетов продается через интернет, а в Москве и Санкт-Петербурге показатели продаж электронных билетов приближаются к отметке в 70%. Мы прогнозируем, что в 2017 году в двух столицах этот показатель должен вырасти до 80%.

Электронный билет – достаточно простая и, главное, удобная функция. В 2010 все началось с отдельных мероприятий — преимущественно, театральных площадок. Они продавали свои билеты при помощи онлайн-сервисов.

А уже в 2012 на билетном рынке появились три игрока, которые его перевернули: «Нанобилет» (моя первая компания, до Tickets Cloud), EventMag и Radario. Именно они сформировали рынок электронных билетов в России.

Рынок устал от квотирования

Главная проблема билетного рынка — это квотирование. К примеру, рынок авиа и ж/д билетов пришел к единой системе бронирования еще в 60-х годах прошлого века. Anywayanyday, OneTwoTrip и прочие агрегаторы работают с единым пулом билетов через систему бронирования Amadeus. Проще говоря: при покупке билета на одном агрегаторе, он автоматически исчезает во всех остальных.

Рынок культурных событий и мероприятий пока только начал движение в направлении единого билетного поля. А пока по большей части билеты распространяются организаторами между билетными операторами и кассами путем неравномерного квотирования в ручном режиме.

Обычный зритель не хочет вникать, почему он не может купить билет на нужное ему событие у привычного билетного оператора. Если он привык покупать билеты в театр на Ticketland.ru, то на него он и заходит, а там билетов уже нет. Зрителя ведь никто не предупреждает, что у Bigbillet.ru билеты еще могут оставаться…

Другими словами, сейчас основная конкуренция разворачивается между билетными операторами за квоту, а должна — за зрителя. Тот, кто в будущем сможет предложить ему лучший сервис, и будет лидером рынка.

Организаторы нового типа

Рынок не стоит на месте, и в последние годы появляется все больше организаторов, которые не просто хотят продавать билеты через дистрибьюторов (и фактически платить за чужой маркетинг), а вести прямой диалог со своим зрителем. Осуществить это возможно только за счет собственной маркетинговой кампании.

Но откуда небольшому организатору взять средства на собственную маркетинговую кампанию? В этом основное преимущество работы с билетной платформой: если оператор берет комиссию от 7 до 15% и сервисный сбор за продажу билета, то, к примеру, Tickets Cloud позволяет организатору самому продавать билет и распределять их между продавцами с комиссией от 1 до 4% в зависимости от условий продажи.

Также мы предоставляем организатору дополнительные маркетинговые инструменты (utm-метки, промо-коды, синхронизация с CRM-базой и пр.). Таким образом, у организатора появляются дополнительные средства и возможности, чтобы использовать их для рекламной кампании.

Организаторы нового типа стремятся контактировать со зрителем: так, по нашей статистике, организатор или площадка после того, как начинает распространять билеты самостоятельно, продает через свой сайт около 60–70%; остальные 30–40% отдаются операторам и другим распространителям.

Как это работает? Объясню на примере спектакля «Черный Русский»

Коллеги выстроили самостоятельную маркетинговую кампанию, запустили свой сайт, подключили соцсети и практически отказалась от поддержки дистрибьюторов (оператору была передана малая часть билетов — для дополнительного маркетинга и повышения visibility шоу). В итоге 99% билетов на спектакль распространяется через сайт при поддержке Tickets Cloud и только 1% через дистрибьютора. Результат отличный: спектакль на слуху, его целевая аудитория охвачена, а зал заполнен.

В идеале новый тип организаторов хочет, чтобы рынок пришел к такой же концепции, как и рынок авиабилетов. Чтобы все продавцы имели доступ к общему пулу билетов и конкурировали за зрителя. От этого выиграют все: организатор с большей вероятностью станет заполнять зал, дистрибьютор получит доступ ко всем билетам по умолчанию, а зритель сможет совершать выбор, не перепрыгивая с одного сайта на другой.


Билетный рынок под защитой

Билетный рынок нуждается во введении высокого уровня защиты билетов и их сканирования на предмет подделки. Сейчас на больших мероприятиях организаторы активно пользуются услугой сканирования билетов. Это важно. Потому что многие считали, что напечатанный централизованно билет — это защищенный продукт, который не требует дополнительной проверки; отрывали корешок и пускали зрителей на мероприятия. К примеру, на Нашествии-2016 при помощи СКД (система контроля доступа) мы выявили несколько сотен поддельных билетов в основном бумажных.

Кроме обычного сканирования штрих-кодов, появляются и разные технологии NFC (так называемая «коммуникация ближнего поля»). К примеру, уже на многих фестивалях выдают NFC-браслеты, которые позволяют находиться на территории ивента.


В каком направлении будет развиваться рынок

Билетный рынок развивается и впрямь очень динамично, предсказать развитие событий очень сложно. Доля распространения билетов через агрегаторы на рынке электронных билетов растет: если всего несколько лет назад билеты продавались только при квотировании, то сейчас появляются первые кейсы автоматического распределения через агрегаторы. И в 2017 году и далее доля распределения билетов таким способом будет быстро расти.

По нашим оценкам, доля электронных билетов в крупных городах России в 2017 году вырастет до 80–85%. А будущее за мобильными технологиями и персонализацией данных.

Свою роль обязательно сыграют технологии мобильных приложений, которые еще не успели «захватить» этот сегмент рынка. Безусловно, они есть, но нет явного лидера. На мой взгляд, сейчас так много мобильного трафика и людей, которые пользуются мобильными устройствами, что какой-нибудь распространитель, сфокусировавшийся только на мобильном приложении, сможет нарастить объемы продаж, соизмеримые с топовыми билетными операторами.

Сейчас люди взаимодействуют с сервисами через мобильный телефон, использование сервиса и участие в событии или мероприятии может превратиться в увлекательную интерактивную историю с артистами.

Билетный рынок следует за новым трендом – использованием алгоритмов динамического ценообразования, автоматизированного управление ценой в зависимости от спроса. Сейчас мы активно исследуем это направление.

Материалы по теме:

comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно