Top.Mail.Ru
Колонки

Заняться бизнесом в Японии: где ждут российские стартапы

Колонки
Хироси Макино
Хироси Макино

Генеральный директор и основатель консалтинговой компании SAMI

Виктория Кравченко

Япония — страна, с гордостью занимающая 3 место в рейтинге экономик мира по уровню ВВП. Помимо того, что она является соседом России, в ней много привычных для русского человека вещей, например, японские автомобили и суши. 

Хироси Макино, генеральный директор и основатель консалтинговой компании SAMI, рассказывает, как лучше начать бизнес в Японии и зачем это надо.

Заняться бизнесом в Японии: где ждут российские стартапы

Иностранные IT-компании в Японии

Знаете ли вы, что в Японии активно продвигают свои услуги российские IT-компании? Их не так уж и много, зато на их технологии наблюдается стабильный спрос.

В этот раз я хочу познакомить вас сначала с этими компаниями, а потом со стартап-визой, которая может пригодиться в случае, если вы решите заняться бизнесом в Японии.

Согласно исследованию японского Министерства экономики и промышленности, в 2015 году на японском рынке вели деятельность 3410 компаний с иностранным капиталом.

Из них 855 компаний были из США, 1484 компании из Европы, 335 компаний из Китая и 540 компаний из других азиатских стран. К сожалению, в статистике не было отдельного раздела о России, но можно предположить, что эти компании попали в категорию «из других европейских стран», в которой числятся 83 компании.


Среди всех фирм, вышедших на японский рынок, 388 компаний работают в IT-сфере, что составляет около 10% от общего числа.

Если посмотреть на страны по отдельности, то получится, что самое большое количество IT-фирм по отношению к обычным компаниям, вышедшим на рынок Японии, в следующих странах: Канада (28,1%), Индия (20%), Другие европейские страны (18,1%), Южная Корея (16,8%), США (15,9%) и Китай (15,2%).


RB.RU организует встречу проекта Founders’ Mondays для начинающих и опытных предпринимателей. Дважды в месяц по понедельникам.

В 2015 году на японский рынок вышли 74 новые компании, из них 13 работают в сфере IT.


Какие иностранные IT-компании работают на японском рынке?

По информации сайта по поиску работы Onecareer, в 2017 году самыми популярными работодателями среди таких компаний стали следующие фирмы:

  1. Google,
  2. Amazon Japan,
  3. Line (мессенджер, разработанный компанией из Южной Кореи),
  4. Japan IBM,
  5. Japan Microsoft.

Кроме них на японский рынок вышли также западные Salesforce, Nokia, Motorola, азиатские — Huawei и ASUS, а также Xiaomi через свое официальное представительство. Таким образом, большинство крупных глобальных IT-компании уже ведут деятельность в Японии.

С другой стороны, в последние годы увеличивается количество случаев, когда на рынок выходят иностранные стартапы. Так в 2013 году офисы в Японии открыли сервис мобильных платежей Square и Uber, в 2014 году — Airbnb и Box, b2b-компания по хранению данных в облаке, а в 2016 году — Netflix.


Российские IT-компании, вышедшие на японский рынок


Итак, как же обстоят дела с выходом на японский рынок российских IT-компаний? Я бы хотел показать это на примере нескольких крупных корпораций и стартапов.

1. Kaspersky Lab

В 2003 году Лаборатория Касперского создала предприятие в Японии Kaspersky Lab Japan совместно с японской фирмой iMEX Co.,Ltd, поставщиком комплексных решений по информационной безопасности.

Изначально у Лаборатории Касперского не было доли в этой компании. В 2006 году директором-представителем японской компании стал Ринтаро Каваи.

Он учился на кафедре славянских языков в МГУ и до своего повышения занимал в компании пост начальника отдела продаж. Под его руководством дела у фирмы пошли в гору и уже в 2009 году головная компания в России начала скупать акции японского юридического лица, доведя свою долю до 100% в 2011 году.

После этого Kaspersky Lab Japan перенесла свой офис в престижный IT-район Токио, увеличила количество сотрудников, расширила расходы на маркетинг и другие методы продвижения продуктов.

2. Dr.Web

Генеральный директор компании Dr.Web Борис Шаров в свое время закончил востоковедческий факультет ИСАА при МГУ и отлично владеет японским языком.

Сначала Dr.Web вышел на рынок Южной Кореи, где предлагал свои антивирусные программы в формате OEM, а потом на рынок Японии, где продвигал свои продукты, заключив соглашение с крупным продавцом ПО, однако эти проекты были свернуты в 2012 году.

В 2010 году компания открыла японское юридическое лицо и начала продавать продукты и оказывать поддержку уже под собственным брендом Dr.Web.

3. ELSYS

Компания ELSYS, производящая видеосистемы по выявлению подозрительного поведения посетителей крупных мероприятий, заключила на японском рынке сразу несколько эксклюзивных лицензионных договоров с японскими партнерами, в результате чего в 2015 году было создано соответствующее юридическое лицо в Японии.

Капитал японского юрлица изначально составил 5 млн рублей за счет инвестиций 10 человек. В частности, свои деньги предоставили некоторые известные японские актрисы.

Деятельность компании была освящена в нескольких популярных телевизионных передачах об экономике, что оказало положительное влияние на ее узнаваемость. Так в 2016 году её технологии были использованы для обеспечения саммита G7, проходившего в Японии.

4. Carprice

Началом японской компании Carprice можно считать предложение, которое сделал главный акционер российской компании Carprice Оскар Хартманн нынешнему CEO японской компании Умэсита Наоя в 2015 году. Оскар Хартман тогда посетил Японию для проведения маркетингового исследования и по его итогам предложил основать компанию бывшему сотруднику японского банка Мицуи-Сумитомо, который в свое время работал в России.

Хотя российское и японское юридические лица в области капитала никак не связаны, Оскар Хартманн выступил в роли частного инвестора в японскую компанию.

В 2016 году компания провела дополнительный выпуск акций для того, чтобы их купила японская компания Мицуи Буссан. По итогам продажи акций капитал компании вырос до примерно 225 млн рублей, а количество работников увеличилось с 20 человек до 36. Кстати, компания Мицуи Буссан известна еще и тем, что в свое время инвестировала в российскую платежную систему Qiwi.


Кроме указанных выше компаний, в Японии также известно приложение по обработке фотографий компании Prisma, хотя у нее и нет там офиса. Если же говорить про блокчейн, многие японцы знают, что основатель криптовалюты Etherium Виталий Бутерин — русский. Кстати, как ни странно, в Японии много пользователей блокчейн платформы Waves platform, но они не знают, что она из России.

Как стартапу уехать в Японию

Национальные особые стратегические зоны, привлекающие иностранные стартапы. И все же конкретных примеров выхода российских IT-компаний на японский рынок пока очень мало.

Видимо, осталось еще много нерешенных проблем, связанных с различиями в культуре, социальных нормах, сложностью освоения языка и слабым пониманием рынка из-за недостатка информации.

Про все это мы поговорим в следующий раз, а пока давайте остановимся на проблеме, которая в практическом плане станет первым препятствием для граждан России, желающих открыть фирму в Японии, а именно – на получении визы. Далее я хочу рассказать про японские муниципалитеты, предоставляющие новый тип виз — стартап-визы.

Как правило, иностранцу, желающему открыть и развивать компанию в Японии, необходима виза, которая называется «виза инвестора» (или «виза управляющего»).

Чтобы её получить, нужно выполнить несколько предварительных условий:

  • открыть компанию в Японии с уставным капиталом более 2,5 млн рублей;
  • у компании уже должно быть как минимум 2 сотрудника, японцы или иностранцы с ПМЖ в Японии, работающие на полной ставке;
  • у компании уже должен быть свой офис в Японии. Таким образом, сначала придется съездить в Японию по краткосрочной деловой визе, чтобы выполнить указанные выше условия. В этом случае вы, вероятно, будете вынуждены жить в отеле, но заключить в Японии договор на аренду офиса, когда в качестве контактного адреса указан отель, достаточно сложно.

Кроме того, когда все условия будут выполнены, вам надо будет подать документы в один из филиалов японского Иммиграционного бюро и дождаться их одобрения. Таким образом, получить визу инвестора весьма непросто. Но есть и хорошие новости.

В 2015 году японские власти запустили новую визовую программу стартап-виз, которая позволяет получить визу инвестора на 6 месяцев, без выполнения указанных выше трех требований.

Эта программа была введена в действие в рамках реализации плана по ослаблению визовых требований и применяется в особых национальных стратегических зонах, созданных правительством Японии.

Основные документы, необходимые для подачи заявки на стартап-визу включают в себя:

  • заявление,
  • бизнес-план,
  • поэтапный план работ,
  • резюме,
  • справка от объекта, в котором вы будете жить в течение 6 месяцев,
  • выписка из банка о размере ваших сбережений.

Как правило, подавать документы нужно лично явившись в японский муниципалитет соответствующей особой стратегической зоны (хотя в некоторых местах подача документов разрешена и посредникам).

Если заявка будет одобрена, то у предпринимателя будет 6 месяцев, чтобы поставить на ноги бизнес и подать документы уже на более длительную визу инвестора.

Хотя заявителю все-таки придется заранее найти себе жилье, а также посетить японский муниципалитет, то есть как минимум один раз съездить в Японию по краткосрочной визе, обратиться в муниципалитет особой зоны и получить стартап-визу все же намного проще, чем поставить бизнес на ноги без должной предварительной подготовки. Внизу приведен список муниципалитетов, предлагающих предпринимателям стартап-визы.

Куда податься?

1. Город Сэндай


Город Сэндай расположен в регионе Тохоку на северо-востоке Японии и является самым крупным в этом регионе. Сендай — административный центр префектуры Мияги. Его население составляет примерно 1 млн человек.

С тех пор как в 2010 году в префектуре Мияги произошло землетрясение Сэндай стал вкладывать силы в поддержку стартапов как японских, так и иностранных, и даже готовит открытие специализированного сайта на эту тему. Кстати, в Сэндае можно подать документы на стартап-визу поручив это специально отобранным городом юристам.



2. Город Ниигата


Город Ниигата расположен на побережье Японского моря, в его северной части. Населения города составляет 800 тыс. человек. В 1970 году начал летать рейс Ниигата-Хабаровск — первый прямой рейс между Ниигатой и Россией. Бизнес с Россией в Ниигате имеет долгую историю.

Из России сюда издавна импортируют лес, а из Ниигаты в Россию экспортируют подержанные автомобили. Особенностью Ниигаты является то, что здесь действует система субсидий на аренду офиса и можно не платить налог на регистрацию фирмы, который составляет примерно 70 тыс. рублей.


3. Город Токио

Токио — это столица Японии и по совместительству мегаполис, в котором живет примерно 13 млн человек. Если рассматривать Токио и его пригород вместе, то по своему экономическому масштабу это образование является крупнейшим в мире и превосходит даже Нью-Йорк с его окрестностями.

Большинство японских и иностранных фирм в Японии открыли в Токио свои головные офисы. Кроме того, этот город занимает пятое место в мире по развитию финансового сектора.

Помимо системы по выдачи стартап-виз, власти Токио подготовили различные программы по поддержке иностранных компаний, в частности здесь есть Центр по поддержке предпринимательства, который берет на себя часть формальностей и помогает правильно составить необходимые документы, а также акселератор для иностранных стартапов.

Что касается акселератора, то уже много крупных японских компаний с головными офисами в Токио выступили в роли партнеров программы, так что её можно использовать как место для нетворкинга и поиска бизнес-партнеров. Сейчас действуют 3 отдельные программы для сфер Fintech, Newtech и Blockchain.


4. Префектура Айти

Префектура Айти расположена почти в центре Японского архипелага, её население примерно 7,5 млн человек. Она стала известна благодаря тому, что на её территории родилась такая компания, как Тойота.

Сейчас префектура Айти является промышленным центром Японии, здесь процветает машиностроение и самолетостроение. В префектуре Айти подать документы на стартап-визу можно через юристов, одобренных властями префектуры.


5. Город Имабари

Город Имабари находится в центре острова Сикоку, который окружен Внутренним Японским морем и Тихим океаном. Его население составляет примерно 150 тыс. человек. В городе издревле процветает судостроительная промышленность, здесь же находятся головные офисы самых крупных в Японии судостроительных компаний.

В последние годы в среде велосипедистов стало популярным пользоваться 60-километровым мостом, соединяющим Сикоку и основной японский остров Хонсю. Это привело к тому, что сейчас в Имабари собираются велосипедисты со всего света.


6. Префектура Хиросима

Префектура Хиросима расположена на противоположном берегу от города Имабари. Население этой префектуры насчитывает около 2,8 млн человек. Это один из наиболее развитых районов Японии, производящих металлургическую продукцию.

Во время войны тут находились базы японских сухопутных и военно-морских сил, поэтому здесь процветают судостроительная, автомобильная и другие сопутствующие отрасли промышленности. Кроме того, здесь расположен головной офис производителя спорткаров MAZDA.

Префектура вкладывает силы в поддержку венчурных компаний, организует семинары и хакатоны с привлечением прославившихся в Японии и во всем мире венчурных инвесторов, а также встречи представителей крупных компаний со стартапами.

Помимо этого, власти Хиросимы организовали дополнительные занятия по программированию для учеников средней школы и старшеклассников, проводят мероприятия при сотрудничестве с компанией Google и всячески содействуют воспитанию IT-специалистов. В префектуре Хиросима подать документы на стартап-визу можно через юристов, одобренных властями префектуры.


7. Город Фукуока

Город Фукуока расположен в юго-западной части Японии. Его население составляет 1,5 млн человек. С давних пор он развивался в качестве порта, рассчитанного на заграничные страны, поэтому он являлся своего рода дверью во внешний мир для японской дипломатии и торговли.

По количеству населения и масштабу экономики Фукуока входит в 5-ку крупнейших городов Японии. В последнее время сложилась практика использования этого города китайскими и корейскими компаниями в качестве плацдарма для выхода на японский рынок. Третичный сектор экономики здесь составляет 95% от городского ВВП.

Ключевыми для Фукуоки являются сфера торговли и сфера услуг. Город известен тем, что здесь расположен головной офис компании Level-5, известного издателя и производителя компьютерных игр.

Считается, что Фукуока — самый успешных пример введения системы стартап-виз. Причина этого кроется во взаимодействии чиновников и частных компаний. Даже офис, принимающий документы на визу для предпринимателей, устроен в виде кафе для сотрудников стартапов.

Для офиса специально арендовали один из углов книжного магазина и в нём всегда присутствуют 2 сотрудника, один — билингв, владеющий английским и японским языком, а другой — специалист по созданию компаний.

Здесь вас познакомят с юристами и бухгалтерами, которые помогут зарегистрировать компанию и получить лицензию на ведение предпринимательской деятельности, а также представят компаниям, сдающим офисы в аренду. Кроме этого, в Фукуоке действуют программы по субсидированию аренды жилья и офисных помещений.

Большое количество иностранных IT-компаний начиная с крупных корпораций и заканчивая популярными во всем мире стартапами, уже вышло на японский рынок.

С другой стороны, случаи, когда российские компании вышли на тот же рынок, пока что можно пересчитать по пальцам. Было бы здорово, если б российские компании всерьез обдумали такой шаг, ведь с новой программой по выдаче стартап-виз создать компанию или филиал в Японии стало еще проще.


Материалы по теме:

Дело тонкое: как стартапу выйти на азиатский рынок

5 советов по перевозке стартапа в Кремниевую долину

Куда чаще всего инвестируют японцы: исследуем их венчур

Тест: Готов ли ты запустить бизнес в Швейцарии?

Что написать потенциальному клиенту за рубеж, чтобы он вам ответил

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как будут развиваться отношения России и Индонезии в ближайшее время и что это принесет российским инвесторам
  2. 2 Как зарегистрировать товарный знак в Саудовской Аравии
  3. 3 Как работают криптовалютные биржи на мировом рынке
  4. 4 Как выйти на рынок Вьетнама с товарами повседневного спроса
  5. 5 Недвижимость в Черногории: куда вложить деньги, чтобы они работали
Карта растительных продуктов России
Все российские производители растительных альтернатив продуктам животного происхождения
Узнать больше