Колонки

Я могу доверять незнакомцам больше, чем своим соседям. Скорее всего, вы тоже

Колонки
Фредерик Маззелла
Фредерик Маззелла

Основатель и генеральный директор BlaBlaCar

Фредерик Маззелла

Основатель и генеральный директор BlaBlaCar Фредерик Маззелла написал в LinkedIn пост о том, как интернет совершил революцию в общении. Оказывается, современные пользователи Сети могут доверять незнакомцам с сайтов больше, чем друзьям и знакомым — и это подтверждается социологическими исследованиями. Маззелла уверен: скоро мы будем жить в совершенно ином мире.

Rusbase приводит перевод поста.

Я могу доверять незнакомцам больше, чем своим соседям. Скорее всего, вы тоже
Читайте по теме:Uber и Airbnb могут спасти людей от взаимного недоверия

Не хочу обидеть своих соседей. Они отличные люди. Но доверяю ли я им настолько, чтобы сесть в один автомобиль и отправиться в 300 км поездку? Не факт. Я часто их вижу, но знаю про них очень мало. Однако благодаря доверию, которое формируется между людьми в интернете, я могу больше доверять тем, кого никогда в жизни не видел, чем тем, кого вижу каждый день.

Это революционно. Это открывает огромный потенциал для взаимоотношений между людьми и делает их ближе друг к другу, чем когда бы то ни было.

Доверие дает вам возможность жить. В прямом смысле слова. Все начинается с детства, ваша семья – ваш первый круг доверия. В школе доверие позволяет вам общаться с другими детьми, играть с ними, развивать командный дух, играя в спортивные игры, и заводить друзей. Когда вы взрослеете, доверие становится вездесущей невидимой нитью, пронизывающей большинство ваших ежедневных контактов с обществом.

Взаимоотношения между людьми всегда были основаны на доверии: между членами семьи, друзьями и даже между соседями. Однако, по мнению британского антрополога Робина Данбара, человек может эффективно поддерживать около 150 социальных связей. Эта цифра почти не может быть увеличена. Поэтому люди придумали посредников: правительства и различные юридические и финансовые институты. Они действуют как доверенные представители, исполняя функции, помогающие организовать общество. Это позволяет совершать сделки с людьми, не входящими в круг социальных связей человека, тем самым стимулируя экономический рост.

В результате, например, локальные магазины становятся национальными компаниями, а затем и вовсе выходят на международные рынки, гарантируя своими брендами надежность товаров. Но это все равно не влияет на степень межличностного доверия, потому что оно ограничено кругом общения конкретного субъекта и временем, необходимым ему для того, чтобы выстроить доверительные отношения с новичком.


Так было до сегодняшнего дня…

Интернет и современные цифровые инструменты, влияющие на доверие между людьми, разрушили такие барьеры, как социальный круг общения и время на знакомство, и масштабировали степень межличностного доверия до прежде невиданного уровня. Таким образом был вскрыт громадный нетронутый потенциал для коллаборации между людьми.

Как появление телефона кардинально повлияло на коммуникацию между людьми, так цифровое доверие влияет на межличностное доверие.

Инструменты цифрового доверия, которые предлагают онлайн-платформы типа BlaBlaCar, позволяют незнакомым прежде людям вдруг начать доверять друг другу. Можно мгновенно получить информацию об интересующем человеке, которую тот опубликовал и верифицировал, а также видеть отзывы о нем от других пользователей, которые с ним уже коммуницировали.

В недавнем исследовании «Вхождение в эпоху доверия», проведенном при участии Аруна Сундарараджана, профессора Школы бизнеса Стерна при Нью-Йоркском университете и автора книги «Экономика совместного потребления», мы рассмотрели, как создается доверие в саморегулирующихся сообществах. Мы попросили более 18 тысяч пользователей BlaBlaCar в 11 странах Европы оценить по шкале от 0 до 5 их степень доверия к разным типам знакомых людей, таких как семья, друзья, коллеги, соседи, контакты из социальной сети. Мы также хотели понять какое место в этом рейтинге займут пользователи BlaBlaCar с полностью заполненными профилями. Оценивались только ответы, получившиеся отметки 4 и 5 из 5 возможных, т.е. только те, что получили высокий рейтинг доверия.

Респонденты отметили самый высокий уровень доверия к членам семьи и друзьям (94% и 92% соответственно), затем — коллегам (58%), соседям (42%) и контактам из социальной сети (16%). Но когда мы спросили их про пользователей BlaBlaCar, результат получили неожиданный — 88% из них указали высшую степень доверия к людям, с полностью заполненными профилями. Это оказалось значительно больше, чем уровень доверия к соседям и коллегам, с которыми они встречаются каждый день, и почти одинаково с уровнем доверия к друзьям.

Эти результаты демонстрируют степень происходящей социальной трансформации. При наличии на онлайн-платформе правильного набора инструментов, ее пользователи формируют такую степень доверия к себе.

Это отменяет необходимость предварительной личной встречи для знакомства, чтобы отправиться с человеком в междугороднюю поездку в одном салоне автомобиля или остановиться на ночь в одном доме. Для этого мы, например, разработали систему D.R.E.A.M.S. — комплекс онлайн-инструментов, которые формируют доверие между пользователями. Он включает в себя 6 компонентов: декларируемая пользователем о себе информация, взаимные отзывы, финансовые обязательства, рейтинг, модерация со стороны руководства платформы и привязка социальных сетей. Таким образом можно развивать уровень своей онлайн-надежности. 

Происходящая поведенческая трансформации позволяет людям преодолеть последний барьер, мешавший взаимодействию между людьми, а именно – доверие. Это отличная новость для общества и мира, в котором мы живем.

Исследование, которое я упомянул выше, также показало, что онлайн-доверие оказывает позитивное влияние на всю экономику совместного потребления и даже вне ее. Почти половила пользователей BlaBlaCar заявили, что опыт совершения райдшеринговых поездок сделал их более открытыми к другим людям. И еще: если человек пользуется райдшерингом, то вероятность того, что он также вовлечен в другие шеренговые активности в три раза выше, чем в ином случае.

Люди, уже знакомые с понятием онлайн-репутации, за счет использования одной из шериговых платформ, проще и легче начинают доверять людям с хорошей онлайн-репутацией на других шеринговых платформах. По всем аспектам они начинают больше полагаться на онлайн-репутацию.

Эти результаты значительно отличаются от недавних исследований, например, американского General Social Survey, которое выявило общее снижение уровня доверия в обществе. Феномен в том, что этот тренд замечен даже среди миллениалов. Почему же тогда мы заметили растущее доверие? Может ли это указывать на культурный сдвиг, происходящий благодаря влиянию цифровых технологий, которые начинают доминировать над физическим миром и формируют новые социальные коды?

Согласно исследованию американского агентства Mintel, проведенному в 2015 году, почти 70% онлайн-потребителей (81% из них миллениалы) принимают решения о совершении покупки, опираясь на отзывы других покупателей. Означает ли это, что люди начинают больше доверять отзывам, чем брендам?

Мы пошли дальше в нашем исследовании, чтобы понять роль бренда при формировании доверия в интернете. Мы попросили респондентов ранжировать их доверие к людям, которые указали столько же информации, как на сервисе BlaBlaCar, но только на любой другой НЕ-шеринговой платформе. 67% ответили, что они все равно высоко оценивают степень доверия к таким людям. И это, опять-таки, выше, чем уровень доверия к коллегам. Значит, только одних онлайн-инструментов достаточно, чтобы формировать доверие. Хотя в случае с BlaBlaCar бренд все-таки играет большую роль, о чем говорит разница в 21% (88% высших отметок против 67%).


Мы находимся в начале новой эры

Здесь старые и новые принципы доверия все еще переплетены, и появляются новые социальные коды. Раз люди могут коммуницировать и доверять друг другу, они отказываются от устоявшихся принципов в пользу новых решений, которые лучше подходят для их нужд, зачастую более доступных, эффективных и понятных. Доверие сильно влияет на развитие экономики совместного потребления.

Доверие — это основа взаимоотношение между людьми и любой социальной структуры. Без доверия нет отношений, нет экономики. И, таким образом, нет и экономики совместного потребления.

Доверие — невидимая нить, которая проходит через все человеческие взаимоотношения. Это основа любой социальной структуры. Доверие освобождено от прежних ограничений. Теперь это не лимитированный ресурс, а избыточный, не времязатратный, а сиюминутный, не ограниченный кругом знакомых, а безграничный. Как сказал Вуди Аллен, мы заботимся о будущем, потому что это то место, где мы проведем остаток нашей жизни! Давайте вместе строить наше будущее. Давайте вместе войдем в Эру Доверия.


Фото на обложке: Pixabay


Материалы по теме:

Что нужно, чтобы запустить следующий Uber?

BlaBlaCar выходит на рынок Бразилии

CarPrice: «Пусть конкуренты приходят к нам — может, проинвестируем»

Женщины инвестируют лучше мужчин. Но почти этим не занимаются

 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как BlaBlaCar купили стартап, чтобы прийти в Россию
  2. 2 Денежная мотивация сотрудников: от прямых выплат до долей в акционерном капитале
  3. 3 Эмпатия в интерьере: как заботиться о сотрудниках с помощью комфортного рабочего пространства
  4. 4 Как арендатору сократить расходы на CapEx
  5. 5 Все о незаконном дроблении бизнеса в 2024 году