Светлана Зыкова

Двое парней упаковали пиво в чучела погибших животных — и сделали на этом бизнес

Сделать из любимого хобби успешный бизнес мечтает каждый, кто хоть раз в жизни об этом задумывался. Джеймс Уотт, сооснователь шотландской крафтовой пивоварни BrewDog, входящей в сотню самых быстрорастущих частных компаний Великобритании, уверен, что воплощать свои мечты в жизнь не только можно, но и нужно — за этим будущее. В книге «Бизнес для панков» он делится опытом, как разрушать каноны ведения бизнеса, создавать собственные правила и зарабатывать на этом.

Rusbase приводит главные мысли из книги.


Ниша — это новый мейнстрим

Джеймс уверен, что проводить дорогостоящие исследования и искать дефицит на рынке — устаревшее заблуждение, которому место на свалке. В 2007 году, когда была создана BrewDog, в Великобритании еще не варили крафтового пива. Понимая, что конкурировать с транснациональными пивными корпорациями бесполезно, Джеймс и его друг и бизнес-партнер Мартин Дики решили изменить ситуацию и предложить людям новую категорию — крафт. Любовь к качественному пенному напитку дала свои плоды: начав с производства 1050 гектолитров в 2007, в 2015 BrewDog сварили 134 000 гектолитров крафта, а продажи выросли до 29 млн фунтов стерлингов в год.

Клиенты — это инвесторы

Выплата процентов по банковским кредитам — открытая рана для бизнеса, из которой вытекает его кровь, прибыль. Поиск инвестора — русская рулетка. Так где же взять деньги?

Джеймс и Мартин мыслили нестандартно и придумали проект под названием «Инвестиции для панков». Организовав онлайн продажу акций BrewDog, они получили инвестиции объемом 15 миллионов фунтов. Акции мог купить любой желающий и они разошлись мгновенно. Это был переломный момент для маленькой компании из Шотландии. Триумфальный успех «Инвестиций для панков» позволил построить новую пивоварню и расширить бизнес.

В маркетинге все средства хороши

Когда дело касается маркетинга, осторожничать — последнее дело, считают в BrewDog. Не поддавайтесь стадному чувству. Ведите за собой, нарушайте правила, к черту условности. Однажды Джеймс и Мартин сварили самое крепкое на свете пиво, в котором было 55% алкоголя. Задумавшись, как сделать ему рекламу, они упаковали бутылки в чучела животных, погибших на автомагистралях.

Выходка на грани добра и зла, но она дала результаты. Про «Конец истории» (именно так называется это ядерное пиво) рассказывали в выпусках новостей и крупных газетах по всему миру. Больше 100 миллионов человек посмотрели видео в сети. А одна из бутылок с горностаем была выставлена в Музее старого и нового искусства в Австралии. И самое главное: «Конец истории» отлично продается.

Забудьте о продажах

Шедевральный продукт или услуга заработает в десятки раз больше, чем менеджер по продажам. Джеймс и Мартин занимались варкой с 2004 года, крафт был их страстью. До того, как начать продавать, они упорно работали над продуктом.

Теперь BrewDog готовы поклясться чем угодно, что качество их пива отменное. Они наняли первого продажника только на третий год существования компании, когда эль Punk IPA уже был самым продаваемым импортным пивом в Скандинавии. Создать нечто необыкновенное, по-настоящему впечатляющее — верный путь к успеху, по которому прошли не только BrewDog, но и Apple, Zappos, группа Nirvana и Уинстон Черчилль. 

Собеседования — бесполезная трата времени

Собрать эффективно работающую команду — одна из самых сложных задач для любого бизнеса. Опыт BrewDog показывает, что кандидат обязательно должен отвечать двум критериям:

  1. Быть таким же горячим поборником миссии компании, как и сами основатели;
  2. Вписываться в культуру компании.

Чтобы узнать это, традиционный формат собеседований совершенно не подходит, поэтому, Джеймс и Мартин всегда встречаются с потенциальными сотрудниками в непринужденной обстановке за бокалом пива или бурбона в одном из баров BrewDog или в боулинг-клубе. Дружеская беседа помогает им понять, что за человек перед ними и насколько он подходит, чтобы стать частью команды.

Сейчас в компании работает больше 500 человек, каждый из которых душой болеет за общее дело.

Быть эгоистом и не слушать чужих советов

Истина с бородой: давать другим советы легко. Никому нет дела до того, что будет с чужим бизнесом. Джеймс Уотт, человек, создавший компанию своей мечты с нуля, чье пиво продается в 50 странах мира, говорит так:

«Будьте эгоистом. Если вы не готовы взять 110% на себя, никто другой не пошевелит и пальцем. Поэтому не пляшите под чужую дудку, действуйте, как считаете нужным. Изготавливайте продукты, которые по вкусу вам, создавайте атмосферу, которая приятна вам, и оказывайте услуги, которые хотели бы получать сами. Будьте одержимым и зацикленным на своей идее. Вряд ли это поможет быстро сделать себе имя, но от этого зависит ваш успех или провал в будущем. Ваш основной актив — это вы сами и ваша непоколебимая вера в свое дело».


Материалы по теме:

Что мешает создавать выдающиеся продукты?

Заведите себе эту привычку, и она серьезно повлияет на всю вашу жизнь

Книги, которые рекомендует Rusbase

Почему хорошие руководители принимают плохие решения


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно