Светлана Зыкова

Эти женщины доказали, что им самое место в бизнесе

Эмансипация не стоит на месте, и всё больше женщин можно встретить в бизнесе. Государство-лидер по количеству женщин в бизнесе – Норвегия, там работает 35,5% женщин-CEO. Финляндия гордится 29,9% женщин-предпринимателей, в США – около 19,2% женщин-лидеров. В Португалии и Китае – 7,9 и 3,1% соответственно.

Теперь никого не удивляют женщины-руководители в корпоративном секторе, однако IT-сфера долго считалась man’s world. Девушек-основателей в стартап-среде значительно меньше, чем мужчин. Но тем лучше запоминаются их проекты и имена.

По случаю Международного женского дня Rusbase попросил представительниц прекрасного пола рассказать о гендерных стереотипах, своих проектах и правилах ведения бизнеса.


Анастасия Сартан, Trends Brands и Grintern
Анастасия Сартан, Trends Brands и Grintern

О проектах

Мой первый проект появился в 2011 году. Trends Brands – это магазин одежды. Помимо интернет-магазина и нескольких корнеров, недавно компания запустила собственный бренд и российское производство. Марка ориентируется на качественные и популярные модели сезона, которые можно носить и на работу и на вечеринки.

В феврале 2013 года я запустила сайт Grintern, где можно подобрать стажировку на свой вкус – от L'oreal и KPMG до Vogue и The Village.

Также в январе 2016 года я создала Telegram-канал Epytom – про 40 вещей, которые достаточно иметь в гардеробе, чтобы выглядеть классно всегда. Каждый день подписчики получают луки, составленные из этих вещей.

Идея

В 2011 году у молодых девушек не было никакой альтернативы масс-маркету. Я никогда не могла одеваться в H&M и Zara, потому что сразу же чувствовала себя одной из миллионов. Поэтому мы и создали Trends Brands – магазин, где по ценам масс-маркета можно покупать уникальные качественные вещи. Мы были первопроходцами в фэшн-электронной коммерции в России и нам постоянно требовались люди на позиции в маркетинг или в закупки, которых мы предпочитали растить сами, так как соответствующего опыта и образования еще фактически не было ни у кого в России.

На тот момент на рынке не было ресурсов, где искать молодых талантливых людей, и я решила создать ресурс самостоятельно. Спросила у друзей – нужны ли им стажеры, и они все активно поддержали проект вакансиями. Так и появился Grintern.

Сейчас, после 10 лет работы в фэшн-индустрии, я поняла, что магазины и журналы не удовлетворяют главный запрос клиента – выглядеть стильно. Чем больше ты покупаешь – тем тяжелее составлять красивые образы из вещей своего гардероба.

Многие обращались ко мне за советом «как классно одеваться?» – и я отправляла им список из 10 пунктов: блоги, книги, сайты и т.д. Я размышляла – ответ должен содержать только одну ссылку на интернет-ресурс. Теперь, вместо огромной подборки, все ответы можно получить в одном месте – на канале Epytom, который я в итоге и решила создать.

О гендерных стереотипах

В России сложно ходить на встречи с представителями таких компаний, как склады и торговые центры. Я всегда приглашала с собой на эти переговоры консультанта от инвесторов, серьезного вида мужчину. Думаю, тут скорее причина в том, что я выгляжу немного «подростково» и не консервативно одеваюсь.

А вот в Америке быть женщиной помогает! :) Американцы выступают за равноправие, поэтому зачастую девушкам проще получать приглашения на встречи и участие в индустриальных программах. В целом, я строго придерживаюсь мнения: если ты профессионал – неважно как ты выглядишь, пол тем более не важен. Важно оставаться собой.

Правила ведения бизнеса

  • Менеджмент высшего уровня и партнеры – это только самые сильные люди. Они должны быть умнее меня.
  • Строгая дисциплина – выполнение сроков работы.
  • В сотрудниках нужна честность и прямота, никаких игр и политики.
Инесса Лейрих, «МогуЗа»
Инесса Лейрих, «МогуЗа»

О проекте

«МогуЗа»  –  это фриланс-биржа, которая представляет собой витрину предложений услуг с фиксированной стоимостью. Стоимость заказа определяет исполнитель, но ставка не может быть менее 100 рублей и более 5 000 рублей. Среди популярных категорий: услуги по дизайну, разработке сайтов, интернет-маркетингу, копирайтингу, подготовке бухгалтерской отчётности и многому другому.

Идея

Идея бизнеса у меня появилась в 2013 году, когда я искала графического дизайнера на проект. На тот момент у меня был ряд бизнесов в развлекательной сфере и периодически возникала необходимость привлекать фрилансеров для создания сайта, разработки визиток и т.д. Поиски исполнителей занимали немало времени и несли в себе множество рисков: сроки и уровень качества услуг оставляли желать лучшего, а их стоимость часто была завышена. Так появилась идея создать сервис, в котором легко можно найти исполнителя-фрилансера с гарантированным контролем качества услуг и минимальной стоимостью заказа. Наша фишка – фиксированная стоимость сделки и портфолио исполнителя, что позволяет сразу определить уровень исполнителя и бюджет проекта.

О гендерных стереотипах

Вообще не важно, кто в бизнесе – мужчина или женщина, все определяется поведением, стратегией, результатом. Важна уверенность в себе, способность принимать правильные решения и вести за собой команду.

Правила ведения бизнеса

  • Креативный подход к любой задаче, нужно делать так, как никто еще не делал.
  • Любовь к своему делу. Бизнес должен приносить положительные эмоции тебе и твоим клиентам.
  • Быть порядочным, всегда выполнять свои обязательства перед партнерами и клиентами. 
Людмила Павлова и Дарья Устюжанина, TimePad
Людмила Павлова и Дарья Устюжанина, TimePad

О проекте

TimePad – сервис для продажи билетов и продвижения событий. TimePad помогает организаторам продавать электронные билеты и регистрировать участников онлайн, анонсировать предстоящие мероприятия, привлекать аудиторию и взаимодействовать с ней на всех этапах. Проект мы основали втроем – Людмила Павлова, Дарья Устюжанина и Артем Киселев – в 2008 году.

Идея

TimePad появился как проект, который решил нашу собственную потребность. На тот момент мы работали в бизнес-инкубаторе Высшей школы экономики, организовывали мероприятия для предпринимателей: разные курсы, лекции, тренинги и так далее. В какой-то момент событий стало слишком много, мы поняли, что зашиваемся в появившемся объеме чисто административной работы. Поискав решения для возникшей проблемы на рынке, ничего хорошего мы не обнаружили – и решили сделать небольшую утилиту под собственные задачи. Сделали, порадовались, показали друзьям и коллегам, всем понравилось – и инструментом стали пользоваться.

О гендерных стереотипах

Про гендерные стереотипы – нельзя сказать ничего определенного. Возможно, главный стереотип именно в том, что нас часто приглашают выступать на конференции про женщин в бизнесе, да журналисты задают вопросы на эту тему. Спрашивают в основном том, как удается одновременно вести дела, растить детей и все успевать.

Правила ведения бизнеса

  • Важно, чтобы нравилось то, что делаешь.
  • Есть слона по кусочкам, то есть думать о большом, но подступать к реализации постепенно, разделяя сложную задачку на части.
  • Периодически смотреть на бизнес с нового ракурса, чтобы увидеть больше.
  • Быть честным и соблюдать закон.
Елена Шифрина, батончики Bite
Елена Шифрина, батончики Bite

О проекте

BioFoodLab – российская компания, которая ведет разработку натуральных продуктов питания на базе уникальной технологии бережного производства Gentle Processing. Основана в 2011 году. На данный момент продукция компании представлена более чем в 4000 точках продаж по всей России, а также на Украине, Казахстане и Белоруссии, Канаде, Китае, Кувейте и ОАЭ. У нас есть собственная производственная площадка в Москве.

Идея

Идея заниматься продуктами здорового питания пришла мне во время стажировки в Бостоне. Изучив международный опыт, я захотела создать и продвинуть на рынок натуральный продукт, который всегда было бы удобно взять с собой. Формат батончика идеально подходил для этих целей – его можно просто открыть и съесть. Самые первые образцы были сделаны у меня на кухне.

К выбору ингредиентов мы с самого начала подходили очень тщательно: батончики делали из сырья высшего качества. Этот принцип и по сегодняшний день основополагающий для компании. С рецептурой помогал технолог. Совместно было разработано 5 вкусов, которые мы и начали производить. Сегодня в линейке Bite 11 вкусов.

О гендерных стереотипах

Я считаю, что людей все-таки больше волнует вопрос исполнения задач: если ты справляешься, то тебя ценят – вне зависимости от пола. Более того, мне кажется, что женщины во многих делах справляются лучше мужчин: например, мы можем делать несколько дел одновременно. Женщины более предприимчивы, им легче мыслить абстрактно и решать неординарные задачи.

Но на своем опыте я все-таки сталкивалась с проблей стереотипов. После карьеры модели я решила работать в нефтяной сфере и устроилась в TNK-BP. Я работала в департаменте продаж и логистики, а это практически на 100% – man’s world. Мне приходилось бороться с мужчинами за свое место под солнцем. Девушек далеко не всегда  воспринимают как равных. Однако к тебе перестают так относиться, когда ты становишься для них конкурентом.

Правила ведения бизнеса

  • Самое важное – помнить о смысле того, чем ты занимаешься. Перед нами стоит большая цель –  мы стремимся сделать полезные и качественные продукты доступными для всех. Это очень мотивирует всю команду на хорошую работу.
  • К созданию новых продуктов нужно подходить с перфекционизмом. Превосходное качество должно быть на всех этапах работы.
  • Выполняйте свои обязательства и соблюдайте сроки. Это базис хорошей репутации компании.
Мария Левина, интернет-магазин The Furnish
Мария Левина, интернет-магазин The Furnish

О проекте

The Furnish – интернет-магазин дизайнерской мебели и аксессуаров для дома с более чем 30 000 товаров в ассортименте. The Furnish стал первым из онлайн-ритейлеров в сегменте дизайнерской мебели, запустившим линейку товаров собственного производства. 

Идея

Идея бизнеса нам с партнером пришла, когда мы столкнулись на собственном опыте с тем, что вопрос обстановки квартир и домов в России остается нерешенным. Не было единого формата в сегментах «средний» и «выше среднего», где можно было заказать все в едином стиле и получить профессиональную рекомендацию. Тогда мы решили создать собственный интернет-магазин.

О гендерных стереотипах

Я никогда на чувствовала гендерных стереотипов. Возможно, мне везет, но мне всегда приятно иметь дело с мужчинами.

Принципы ведения бизнеса

Сервис – это святое. Это значит, что, если что-то пошло не так, я настаиваю, чтобы менеджеры компании решали проблему с клиентом до финала. Мы не обманываем наших клиентов. Если товар чем-то не устроил – стараемся поменять. И не завышаем цен. Глобально, я верю в то, что в мире в 21 веке выживут и выиграют только те компании, которые любят своих клиентов, а управленческой команде должно быть небезразлично качество сервиса и клиентский опыт. Просто сейчас слишком велика степень прозрачности информации.

Бизнес-стратегию нужно уметь быстро адаптировать в соответствии с реалиями рынка. Она не должна быть мертвой или железобетонной. Сейчас есть множество примеров компаний, которые не выжили, потому что мир вокруг изменился, а они – нет. Помню это по бизнес-школе, мы такие кейсы разбирали подробно и впоследствии это оказалось полезным в практике.

Я считаю, что принцип быстрого реагирования – один из важнейших. И это касается всех областей бизнеса – от продукта до персонала. Например, за последний год мы круто изменили ассортимент в соответствии с курсом валют.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно