Николай Пузырев

Как получить бизнес-опыт без собственного бизнеса

В рубрике «Дневник ЕВА»Евразийской Венчурной Академии, на Rusbase приглашенные спикеры рассказывают о своем опыте, делятся кейсами и дают советы начинающим.

Сегодня в «Дневнике» мы поговорим об одной из актуальных проблем молодых предпринимателей — недостатке практических навыков и непонимании взаимосвязей, пронизывающих компанию в ее реальной деятельности. В понимании процессов помогут кейсы.


Одним из наиболее эффективных способов выхода из этой ситуации является обретение опыта путем решения бизнес-кейсов и участия в хакатонах. Это как раз то, что нужно, если вы пока еще не чувствуете себя достаточно подготовленным для запуска своего стартапа.


Что такое кейсы?

Впервые метод обучения через бизнес-кейсы был применен в Harvard Business School в 1924 году по причине недостатка теоретической базы, способной обучить студентов актуальным методикам ведения бизнеса.

Как правило, кейс содержит подробное описание конкретной проблемной бизнес-ситуации, составляется совместно с менеджером компании и не предполагает единственно верного решения.

На кейс-чемпионатах вы сможете серьезно прокачать навыки управления бизнесом, работы с информацией и свои soft skills. Одним словом, научитесь расчленять бизнес на составные части и собирать обратно в единый организм. Возможно, вам удастся поработать с данными крупных компаний из сферы, схожей с областью вашего продукта, для более глубокого погружения в тему. И все это – в команде единомышленников на реальных примерах.


Чем хакатоны отличаются от кейс-чемпионатов?

Хакатон (от англ. hack – взлом и marathon – марафон) – это мероприятие, во время которого специалисты из разных областей (программисты, дизайнеры, менеджеры и другие) сообща работают над решением какой-либо проблемы. Понятие появилось в 1999 году, когда его одновременно стали использовать для своих встреч разработчики OpenBSD и Sun Microsystems.



По теме: Выживаемость проектов хакатона. Опыт HackDay



Целью хакатона обычно является командная разработка минимально жизнеспособного продукта. Для победы в хакатоне вам с командой также придется подумать и о позиционировании вашего продукта, стратегии вывода его на рынок, финансовом планировании и многих других интересных вещах. В отличие от кейс-чемпионатов, хакатоны часто не имеют глубокого описания проблемной ситуации и предоставляют максимальную свободу для творчества.

На хакатонах вы сможете попробовать себя в процессе разработки продукта, реализовать свои давние идеи, познакомиться с большим количеством интересных людей и, возможно, найдете команду для проекта своей мечты.


Эффективная методика решения кейса

Рассмотрим вкратце пошаговый алгоритм решения кейсов, придерживаясь которого вы сможете решить большинство стоящих перед вами задач на чемпионатах по кейсам.

1. Понять задачу

Для начала необходимо четко понять, что вообще от вас требуется. Какого результата от вас ждут? Кто и как будет его оценивать? Какой должна быть форма презентации и каковы ограничения по времени?

2. Прочтение кейса

Лучше изучать кейс в 2 подхода: сначала постарайтесь быстро просмотреть его — это поможет вам понять основную идею. После этого еще раз внимательно прочитайте текст, выписывая ключевые слова, цифры и другие вещи, которые кажутся важными.

3. Структурирование и постановка диагноза

Очень важный этап, поскольку без правильно поставленного диагноза не получится верного решения. На этом этапе вам будет необходимо приступить к структурированию информации по кейсу. Существует множество моделей, которыми можно воспользоваться: STEP, модель пяти сил М. Портера, SWOT-анализ и другие. Лучше использовать известные вам модели.

4. Формулировка проблем

Письменно сформулируйте основные проблемы и старайтесь с этого момента не отклоняться в другие стороны. При наличии нескольких проблем важно установить приоритеты. Если времени будет недостаточно, сконцентрируйтесь на решении наиболее приоритетных проблем. Также чрезвычайно важно сразу определить критерии их решения.

5. Генерация альтернатив

Обдумайте возможные пути решения поставленных проблем. Опять же, на этом этапе лучше опираться на наиболее известные вам методики: мозговой штурм, метод номинальной группы, Harvey Balls и другие. Важно разработать достаточно широкий круг вариантов, чтобы решение было творческим. Здесь очень важно по максимуму использовать предыдущий опыт участников команды.

6. Оценка вариантов и выбор наиболее подходящего

Подобно тому, как вы выбирали критерии решения проблем, определите критерии предпочтительности вариантов. Во время оценки вариантов не забывайте думать о том, как они могут повлиять не только на центральную проблему, но и на всю ситуацию. Проставьте вариантам решения баллы по заданным критериям и проранжируйте их.

7. Презентация выводов

Конечная цель вашей презентации — убедить аудиторию в том, что вы всесторонне поняли проблему, качественно проанализировали всю информацию и приняли осознанное и взвешенное решение. Старайтесь больше визуализировать количественную информацию, использовать гармоничную цветовую схему, горизонтальную логику заголовков. И не забудьте про краткое резюме в конце!  

Если вы заинтересовались и хотите развиваться в этих направлениях, рекомендую ознакомиться со следующей литературой:

  • «Решаем кейсы», Дэвид Орвал.

  • «Инструменты McKinsey. Лучшая практика решения бизнес-проблем», Расиел И., Фрига П.

  • «Мастерство презентации», Алексей Каптеров.


Кейс-чемпионаты и хакатоны дадут вам ценный практический опыт командного анализа бизнеса и создания продукта, а в итоге вы сможете значительно шире и глубже взглянуть на свой собственный проект. 



По теме: Могут ли бизнес-блоги сделать из вас предпринимателя? 



comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно