«Зарцын, Янковский и партнеры»

Кэшбэк – лишняя головная боль?

В рубрике «Дневник ЕВА» – юридическая фирма «Зарцын и партнеры». Сегодня поговорим о кэшбэке – его юридической стороне и опасностях, которые он несет для клиента и компании.


Все больше и больше появляется сервисов с экзотическими для русского уха названиями: «кэшбэк», «каршеринг». Все кругом обсуждают «уберизацию» всего, что только возможно.

Большинство потребителей таким новшеством только радуются, а вот юристам все это несет головную боль и вызывает множество вопросов. И не потому, что юристы – славянофилы и любые иностранные слова вызывают у них отрицательные эмоции. А потому что новые сервисы так или иначе должны вписываться в рамки существующего законодательства, и не всегда это бывает легко.


Для примера рассмотрим кэшбэк (cashback)

Такой сервис предлагают как банки, так и отдельные компании. Он предполагает возврат на карту клиента денежных сумм в зависимости от количества покупок. Казалось бы, ничего сложного, но это только на первый взгляд. На данный момент закон никак не регулирует это явление и судебная практика по этому вопросу отсутствует. 

Компаний, которые предоставляют такой сервис, достаточно много – это и банки, и простые коммерческие проекты. При этом, в связи с пробелами законодательства, все компании очень по-разному подходят к определению, что же это такое. Коммерческие сервисы используют очень общие формулировки, определяя сервис как сайт, а не как отдельное явление.

Для примера рассмотрим определения, которые дают сами проекты:

Cashback-market.com – это интернет-ресурс, который представлен пользователю в виде веб-сайта, различных приложений или партнерских витрин, где покупатели получают возврат части потраченных средств за приобретенный Товар на свой личный счет – специальный персональный раздел Клиента в Системе, на котором Провайдер учитывает информацию о количестве возвращенных Клиенту денежных средств (далее – Бонусный балл).

ИЛИ

Кэшбэк – денежная сумма, которая поступает в аккаунт пользователя cash4brands.ru после совершенной покупки.

Банки явно проработали этот вопрос несколько лучше. Вот, например, как определяет это «Альфа-Банк»:

Выплата производится Банком ежемесячно на Текущий счет Клиента в течение срока действия Карты в зависимости от категории ТСП, исходя из следующих ставок:

– ставка Выплаты 10% от общей суммы Расходных операций, совершенных в ТСП категории «АЗС»;

– ставка Выплаты 5 % от общей суммы Расходных операций, совершенных в ТСП категории «Рестораны/Бары/Кафе».

Выплата при совершении Расходных операций в прочих ТСП, не поименованных в настоящем пункте Правил, не предусмотрена.

В это же время банк «Тинькофф» считает кэшбэк рекламным мероприятием, не являющимся лотереей:

Акция носит рекламный характер (является рекламной акцией) и направлена на повышение использования Карт и продвижение инновационной технологии MasterCard PayPass, а также сохранение лояльности Держателей.

QIWI, в свою очередь, определяет кэшбэк как стимулирующее мероприятие:

Стимулирующее мероприятие «Кэшбэк на VISA QIWI Wallet» (далее по тексту настоящих Правил – «Мероприятие») проводится с целью продвижения на рынке безналичных расчетов, предоставляемого «КИВИ Банк» (закрытое акционерное общество) (далее – «Организатор) Платежного сервиса «Visa QIWI Wallet», привлечения пользователей и увеличения оборота по категории Интернет-магазины.

Соответственно, перечисление денег определяется как поощрение за покупки в конкретном интернет-магазине. Тут следует заметить, что под стимулирующим мероприятием закон понимает мероприятие, условием которого является приобритение определенного вида товара (ФЗ «О рекламе» ст. 9).

Из всех этих примеров видно, как по-разному подошли компании к определению сервиса. Это следствие неурегулированности такого рода услуг в нашем законодательстве.


Проанализируем плюсы и минусы этих подходов

В целом четкий подход банков позволяет избежать различных вариантов толкования (в том числе со стороны налоговых органов). Из всех приведенных примеров именно QIWI, на наш взгляд, нашло самые удачные формулировки, которые вызовут минимум вопросов у налоговой и защитят интересы компании.

Если считать кэшбэк стимулирующим мероприятием, то необходимо учитывать требования закона о рекламе, который указывает, что «в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны:

  1. сроки проведения такого мероприятия;
  2. источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения».

OIWI указывает это следующим образом:

В целях участия в Мероприятии в соответствии с настоящими Правилами по «Механике-2» Участник должен:

11 ноября 2014 года (с 00 часов 00 минут по московскому времени по 23 часа 59 минут по московскому времени) совершить платеж на сайте Интернет-магазина www.aliexpress.com в пользу Поставщиков услуг посредством Учетной записи в Сервисе.

Сайт в сети Интернет, на котором в течение периода проведения Мероприятия можно ознакомиться с информацией о проводимом Мероприятии, – www.qiwi.com (далее по тексту настоящих Правил — «Сайт Мероприятия»).

Плюсом стимулирующего мероприятия является и возможность прекратить выплаты, если их размер превышает планируемый.

В случае если общий объем Денежных выплат будет исчерпан ранее даты, обозначенной в настоящем разделе в качестве даты завершения периода проведения Мероприятия, Мероприятие прекращается в дату выдачи последней Денежной выплаты из общего объема.


Кто должен платить налог

Это еще один важный и до сих пор не решенный вопрос, связанный с кэшбэк. Должен ли покупатель платить налог с перечисленных в рамках сервиса средств? И если должен, то является ли сервис/банк налоговым агентом?

Ответы на такие вопросы можно получить только путем обращения к законодательству. Поэтому мы с вами на миг окунемся в увлекательный мир кодексов и пояснений государственных органов.

Обратимся сначала к Налоговому кодексу. Пункт 1 статьи 210 предусматривает, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные в денежной и натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды».

Поясним, что, в соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 211, к доходам, полученным в натуральной форме, относятся полученные налогоплательщиком товары, работы, услуги на безвозмездной основе.

Минфин в письме от 30 декабря 2014 г. № 03-04-06/68714 указал, что такие выплаты образуют для физических лиц экономическую выгоду, квалифицируемую в соответствии со статьей 41 Кодекса как доход в денежной форме. А значит, денежные средства, зачисленные на карточки участников программы лояльности банка, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Но, как водится, в другом письме – от 19 апреля 2012 г. №03-04-08/0-78 – Минфин излагает противоположную позицию: «…возврат физическому лицу части средств от суммы произведенных операций с использованием банковских (платежных) карт можно рассматривать как скидку, предоставляемую физическим лицам со стоимости услуг банка, которая не приводит к возникновению объекта налогообложения налогом на доходы физических лиц».

Аналогичный подход Минфин России высказал и в письмах от 04.05.2010 № 03-02-07/1-213, от 08.11.2011 № 03-03-06/2/169. В них указано, что «начисляемые за пользование услугами банка бонусные баллы, равные определенному денежному вознаграждению, можно рассматривать как авансовую оплату физическим лицом стоимости товаров, услуг. Учитывая изложенное, при приобретении товаров (услуг) с учетом скидок, эквивалентных сумме бонусных баллов, дохода, подлежащего налогообложению, у физического лица не возникает».

Такие полярные мнения еще раз подтверждают, что очень важно правильно сформулировать в договоре условия предоставления кэшбэка и его правовую природу. В случае конфликта точность формулировок поможет отсечь нежелательные варианты трактовок вашего договора.


Отношения между сервисом и интернет-магазинами (поставщиками услуг)

Очевидно, что во всех этих отношениях есть еще один субъект – интернет-магазин, за покупки в котором покупателю возвращаются средства.

Между сервисом и интернет-магазином логично заключить агентский договор. Для целей налогового учета из данного договора вытекает два вида расходов: кэшбэк (скидка) и агентское вознаграждение аффилиата.

Как указано в письме Минфина от 02.04.2012 № 03-04-06/6-84, затраты организации, связанные с программами лояльности и стимулированием клиентов, следует рассматривать как направленные на получение дохода и учитывать в том случае, если эта деятельность направлена на привлечение в организацию большего числа клиентов, а также на удержание уже имеющихся.

Таким образом, для интернет-магазина (поставщика услуг) предоставляемую скидку целесообразно включать во внереализационные расходы на основании подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ. Стоит обратить внимание, что признаваться расходы будут в том периоде, в котором была предоставлена скидка или фактически выплачена премия.

Агентское вознаграждение сервиса/банка включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 264 НК РФ. Так как агентский договор – конструкция традиционная, то проблем с этим возникнуть не должно.


Три правила кэшбэка

Из всего, что мы тут написали, можно вывести три простых правила, необходимых для корректной деятельности сервиса. Сколь бы экзотичны и новы ни были ваши услуги, следует:

  • Разработать под себя публичную оферту и правила деятельности сервиса.
  • Получить согласие на обработку ПДН пользователей.
  • Получить и хранить индивидуальное разъяснение от ФНС/Минфина о начислении и уплате НДФЛ за пользователей (в противном случае велик риск признания сервиса налоговым агентом). 


 

Материалы по теме:

Илья Айзен: «Слушая клиента, ты никогда продукт не получишь»

Тинькофф Банк запускает бесплатную летнюю школу по финтеху

Тинькофф Банк создал МФО для тех, кому решено отказать в кредите

Как выбрать правильный стартап для работы?


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно