Top.Mail.Ru
Колонки

Грузоперевозки – это полный хаос!

Колонки
Вячеслав Перевалов
Вячеслав Перевалов

Руководитель ООО «Негабарит Онлайн»

Вячеслав Перевалов

Вячеслав Перевалов, руководитель ООО «Негабарит Онлайн» и основатель Gruzigruz, рассуждает о том, что ждет рынок автомобильных грузоперевозок и почему этому рынку придется выйти на новый этап развития.

Грузоперевозки – это полный хаос!

Характерная черта рынка автомобильных грузовых перевозок – это полный хаос! Там, где должен быть порядок.

Рынок перевозчиков

В настоящее время более 80% всех перевозчиков (по данным Госстата, 2014 г.) – индивидуальные предприниматели, у которых не более 5 транспортных средств. По разным источникам, это порядка 1,5 млн транспортных средств на всю страну. Остальные 20% – это перевозчики крупных федеральных ритейлеров (типа «Магнита», «Пятерочки»), транспортные компании («Деловые линии», «Желдорэкспедиция» и др.), которые владеют собственными автопарками с десятками и сотнями единиц техники. 

Между этими двумя группами перевозчиков – которых мы поделили на 80% от рынка и 20% соответственно – есть весомые ценовые отличия, причем без значительного ущерба в качестве услуг. Первые всегда лояльны с точки зрения формирования цены и могут позволить, скажем, обратный рейс забрать по себестоимости. Зато вторые четко работают по утвержденному прейскуранту компании. Разница в цене между этими группами перевозчиков может достигать 50-70%. И такая цена в большинстве случаев, конечно же, является основанием для выбора именно ИП или частника. Перевозчик ИП всегда работает на упрощенной системе налогообложения и не является плательщиком НДС – это, кстати, важный ценообразующий фактор. 

Все грузовладельцы, наоборот, – плательщики НДС. Трактаты Налогового кодекса не позволяют работать напрямую грузовладельцу с первой категорией перевозчиков – ведь грузовладелец не сможет поставить сумму НДС в зачет за перевозку. Выхода два: уходить в «серые» схемы либо оформлять перевозку через транспортную компанию, которая является плательщиком НДС. Раньше обе схемы шли «на ура». Пока не навис дамоклов меч со стороны банков, которые чтят 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов». От серых схем компании массово стали уходить.

Поэтому транспортные компании (ТК) снимают «сливки». Но и тут не все просто. Многие ТК не имеют своего автопарка и могут лишь организовать перевозку, привлекая подрядчика из таких сервисов, как АТИ или Avtodispetcher. 


И тут начинается хаос!

Из моей практики, этих перевозчиков диспетчер ТК в глаза не видел. В каком состоянии транспортное средство, есть ли необходимые для перевозки коники или стяжные ремни, какие габариты грузовой площадки перевозчика, сможет ли поместиться в них груз? Вся информация принимается исключительно на веру и исходит либо от самой информационной системы, либо от перевозчика, который в своем желании перевезти груз может наговорить все, что угодно. 

А груз может стоить миллионны рублей или того дороже. 

Так устроена модель выбора перевозчика сегодняшнего дня. Это система принята людьми и годами работает. 

И так же в течение многих лет есть зона риска, в которую попадает грузовладелец. Именно грузовладелец, потому что с транспортных компаний, у которых нет своего автопарка, в активе только стол – стул – компьютер, а уставного капитала – 10 000 руб (кстати, перевозчики так и называют диспетчеров – «табуретками»)... взять просто нечего! Перевозчик вообще является третьим лицом, с него и взятки гладки.

По данным Росавтодора, диспетчеры, которые на сегодняшний день загружают более половины всех транспортных средств, не могут гарантировать процесс перевозки и доставки на 100%. Они откровенно становятся лишними. 

В качестве возможного варианта вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев призвал перевозчиков перейти на прямую работу по договору с грузоотправителями, отказавшись от использования сторонних «прослоек» – диспетчерских служб, которые ранее поставляли им заказы, но при этом оставляли себе значительный процент прибыли. Отказ от посредников позволит увеличить доходы индивидуальных перевозчиков. Альтернативой внедрения такой службы должен быть сервис, который поможет не только найти и получить заказы на перевозку от конечного грузоотправителя, но и вести документооборот по заключаемым заявкам. А что более важно для перевозчиков – это получение предоплаты, процента от стоимости перевозки, в день погрузки отправления.

Говорить о совершенстве системы между участниками рынка автоперевозок не приходится. Система работы откровенно гнилая и морально устарела. Нужно ее менять в глобальном ключе, основываясь на решении рисков, которые возложены на грузовладельца. Также важно принимать в расчет и предпочтения перевозчиков, ведь именно от них зависит срок доставки груза и его целостность. 

Какой выход найдут перевозчики и грузовладельцы – покажет время. Понятно одно: настал момент, когда рынок должен трансформироваться. И я считаю, что изменения пойдут в сторону онлайн-сервисов.


Материалы по теме:

6 сервисов для транспортных перевозок

Какие технологии нужны в логистике?

Что интернет-магазину делать с логистикой?

Где больше всего нужны облачные технологии?

Платные дороги ударят по малому бизнесу

Видео по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Торговля с Индией: как наладить поставки в 2024 году
  2. 2 Тренд на эффективные коммуникации в логистике: почему важно держать клиента в курсе доставки
  3. 3 В 2024 году объемы белой доставки из Китая превысят карго: цифровой рубль, «Честный знак» и еще пять предпосылок
  4. 4 Топливный кризис — как работать? Опыт транспортной компании
  5. 5 Высокая конкуренция, низкий чек. Что будет с рынком доставки во второй половине 2023 года