Колонки

Почему среди инвесторов практически нет женщин?

Колонки
Данил Попов
Данил Попов

партнер креативного агентства Multiways, сооснователь Aktivo.ru

Данил Попов

Почему среди российских инвесторов почти нет женщин, рассказывает Данил Попов, партнер, директор по продажам и маркетингу площадки AKTIVO. Компания занимается коллективными инвестициями в коммерческую недвижимость, и именно на примере этой отрасли мы и разберем проблему.

Почему среди инвесторов практически нет женщин?
Присоединиться

В Европе женщин-инвесторов почти столько же, сколько мужчин. Об этом говорят результаты серии опросов, проведенных дочерней структурой одной из крупнейших страховых групп Центральной и Восточной Европы – инвестиционной компанией Generali PPF Invest в Чехии и Словакии. 

Выяснилось, что в качестве инвесторов выступают 49,5% европеек и 50,5% европейцев. При этом средний возраст женщин-инвесторов был выше, чем у мужчин. Объясняется это многими факторами.

Во-первых, у женщин на первом плане всегда вопросы создания семьи и материнства. Построение карьеры отходит у многих на второй план. Отсюда вытекает вторая причина, почему женщины начинают инвестировать в более зрелом возрасте: представительницы прекрасного пола дольше идут к достижению определенного уровня благосостояния, когда они уже могут позволить себе свободно распоряжаться деньгами.

Но вот в тактических вопросах женщины обыгрывают мужчин. Согласно утверждениям ученых Брэда Барбера и Одина Теренса из Калифорнийского университета, женщины чаще выбирают выжидательную тактику и вкладывают средства в безрисковые активы, тем самым переигрывая мужскую половину инвесторского сообщества. Так, по оценкам калифорнийских ученых, мужчины теряют в годовой прибыли от вложений как минимум на 1% больше, чем женщины.

Однако в России женщин-инвесторов пока единицы. Попробуем понять, почему?


Свое никому не отдам

Из различных финансовых инструментов для сохранения капитала женщины часто выбирают недвижимость. Но представительницы прекрасной половины человечества любят ощущать себя собственником жилья и самостоятельно им управлять. Когда же речь заходит о том, чтобы доверить управление своими активами, женщины начинают сильно задумываться.

Приведу пример из собственной практики. Сейчас я веду переговоры с владелицей дизайнерского дома, которая хотела инвестировать в недвижимость большую сумму – порядка 10-15 млн руб. Но в какой-то момент клиентка пришла к выводу, что хочет потратить имеющиеся у нее средства на приобретение инвестиционной квартиры.

Я пояснил, что инвестиционное жилье сегодня малорентабельно, максимальный доход составит 3% годовых, то есть в несколько раз ниже инфляции, а окупаемость вложений составит более 20 лет. Со всеми моими аргументами клиентка согласилась, но тем не менее отметила: «Все понимаю, но это будет моя квартира, которую я могу в любой момент продать».

Я, в свою очередь, подчеркнул, что срочная продажа недвижимости для клиента невыгодна. Учитывая колебания на валютном рынке, от которых напрямую зависит цена жилья, есть риск продать квартиру даже дешевле, чем приобрел. Действительно выгодны вложения в коммерческую недвижимость, которая работает, поскольку стоимость аренды таких площадей всегда превышает уровень инфляции.


Недоверие к доверительному управлению

У меня есть много знакомых женщин, которые сами играют на бирже, но не доверяют брокерам. Они опасаются отдавать деньги третьему лицу, даже если это профессионал, то есть срабатывает фактор недоверия к доверительному управлению.

Я же всегда подчеркиваю: доверять деньги управляющему намного безопаснее, чем самому ими распоряжаться. Доверенный управляющий не может действовать против интересов клиента. В противном случае Центральный банк РФ может отозвать лицензию у компании. Лицензия же стоит более 100 миллионов рублей. Это равносильно потере бизнеса.


Риск – мужское занятие

Мужчинам чисто психологически проще сделать инвестицию в продукт, который недавно на рынке и доходность по которому выше, чем в среднем на рынке инвестиций.

Для мужчины, например, паевой фонд – это просто форма владения определенным активом. Женщина же долго будет вникать, взвешивать, консультироваться, просить совета. В принципе, это правильный подход: как я отмечал выше, женщины чаще делают более выгодные вложения.

Но вот если у женщины был негативный опыт инвестирования, ей зачастую сложно его забыть и перебороть. Мужчины легче закрывают глаза на негативный опыт после изучения рациональных аргументов.


Инвестиции по рекомендации

Женщины чаще, чем мужчины, доверяют рекомендациям и советам. Поэтому сегодня нам, например, важна работа с женской аудиторией путем выстраивания многоступенчатых коммуникаций. Мы рассказываем людям, что в России уже есть современные финансовые инструменты, которые помогают формировать долгосрочные активы.


Взгляд в будущее

Но все больше женщин в России начинают использовать различные инвестиционные инструменты, чтобы обеспечить себе достойное будущее.

Наша история: Евгения, преподаватель научного института из подмосковной Дубны, попробовав разные способы сохранения капитала, решила вложить свои средства в коммерческую недвижимость.

«Я оценила инвестиции в недвижимость как менее рискованный инструмент, чем игра на бирже, – поясняет Евгения. – До этого предпочитала сохранять деньги, приобретая драгметаллы. Это такая инвестиция, которая начинает давать результаты лет через 20.

Полагаю, что, когда различных инструментов для инвестирования в нашей стране станет больше, число женщин-инвесторов резко возрастет. Женщины намного предприимчивее и расчетливее, чем мужчины, и чаще задумываются о завтрашнем дне».

 


Материалы по теме:

Поколение Y хочет освоить краудинвестинг

Клиенты доверяют вам только на третьей сделке

Мы поняли, что открыть секс-шоп в интернете очень просто – и открыли

50% женоненавистнических твиттов отправляют… женщины

Владелицы бизнеса – о самом вдохновляющем кино

Фото на обложке: Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Дело тонкое: как женщины-фаундеры ведут бизнес в религиозных странах
  2. 2 В технопарке «Сколково» предпринимательницы обсудят, как личный бренд влияет на бизнес
  3. 3 Открыт прием заявок в менторскую программу Collabroom для женщин, которые хотят запустить свой бизнес
  4. 4 «Масштаб твоих возможностей — в объеме ответственности»: история успеха основателя RADAR, Advance и MediaDesk
  5. 5 Успех в «мужском» бизнесе. Советы от женщины и личный опыт
Карта растительных продуктов России
Все российские производители растительных альтернатив продуктам животного происхождения
Узнать больше