Александр Чеботарь

VoIP и мессенджеры — как быть телекому?


Александр Чеботарь — основатель AVO — поделился своими мыслями о будущем телекома.

Сегодня индустрия телекоммуникаций переживает не лучшие времена. Ни для кого не секрет, что появившиеся в последние годы сервисы, позволяющие пользователям общаться через интернет, очень сильно снизили доходы от голосового трафика и SMS. Помимо этого есть еще и конкуренция между операторами, которые в борьбе за клиентов продолжают снижать цены. Операторы фактически находятся в тупиковой ситуации: они вынуждены жить за счет предоставления мобильного доступа в интернет, так как доходы от международных звонков съедают Skype, Viber и Whatsapp, а прибыль от местной связи ничтожна из-за демпинговой политики.

Правда, есть еще одна статья доходов — роуминг. Но и тут в последние годы наблюдается война цен. Начиная с 2011 года перед каждым сезоном отпусков операторы предлагают все более выгодные роуминговые опции. Но, несмотря на то что, по сравнению с 2010 годом, стоимость минуты разговора в роуминге сильно снизилась, большая часть абонентов предпочитает не пользоваться этой услугой в поездках. Очень часто от роуминга отказываются в пользу уже названных Skype, Viber и Whatsapp. Особенно это касается людей, которые часто бывают за границей — для них не проблема купить местную SIM-карту с дешевым интернетом. Единственное неудобство для пользователя в этом случае заключается во входящих вызовах: для того, чтобы принимать звонки на свой обычный мобильный номер, придется носить с собой второй телефон с подключенным роумингом или использовать аппарат с двумя сим-картами. Правда, появление таких сервисов, как AVOapp и YouRoam, решило и эту проблему — стало возможным принимать звонки на свой обычный номер, когда в телефоне стоит другая сим-карта.

В итоге операторы сотовой связи оказались в технологической ловушке, из которой они пытаются безуспешно выбраться. Запуск операторских VoIP-сервисов и мессенджеров ни к чему не привел. И это касается не только российского рынка. Приведу несколько примеров: AT&T — Call International app или T-Mobile — Clever connect. Недавно Orange выпустила приложение Libon, которое, остается надеяться, не повторит судьбу своих конкурентов.

Ожидается, что VoLTE (Voice over LTE) станет технологией, которая позволит операторам отыграть рынок у интернет-приложений. Но, по сути, для абонентов внедрение VoLTE не принесет ничего нового, так как не изменится главное — принцип работы операторов с пользователями. Будут те же абонементы, включающие определенное количество минут, разная цена для региональных и международных звонков, роуминг. Но все под новым модным названием — VoLTE.

Единственным стабильным источником доходов для операторов остается мобильный интернет, востребованность которого будет только расти. Если операторы сотовой связи не пересмотрят свою бизнес-модель и не начнут участвовать в развитии интернет-сервисов, они обречены стать всего лишь интернет-провайдерами для мобильных устройств. Согласитесь, если бы операторы инвестировали в Skype, Google, Yandex, Youtube, Instagram, Facebook, Vkontakte и т.п., то сегодня они не ощущали бы себя обделенными, и требования пользователей повысить качество мобильного интернета не воспринимались бы как каприз. Ведь чем лучше доступ в интернет, тем больше контента потребляет пользователь, и тем большим количеством сервисов он пользуется. А соответственно, тем больше он приносит дохода, часть которого могла бы оседать и на операторских счетах.

Подводя итог, можно отметить, что уже сейчас интернет-гиганты пишут правила игры, а операторы связи им следуют. И, чтобы в будущем не превратиться в «трубу», операторы должны сегодня же искать перспективные проекты, особенно в области телекоммуникаций, и покупать в них долю. Так можно сохранить свои рыночные позиции и обеспечить рост в дальнейшем.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно