Павел Черкашин

Как написать письмо инвестору. 5 пунктов

Павел Черкашин — партнер российско-американского фонда Vestor.In — поделился мыслями о том, что должно содержать письмо предпринимателя инвестору.


Не секрет, что инвесторы ежедневно получают письма от стартаперов. Часто среди них попадаются презентации достаточно интересных проектов. И вроде бы и команда проекта заинтересована в успехе, и бизнес-план выполнен аккуратно, и возможности рынка позволяют запустить продукт... но инвестиции предприниматели все равно не получат. Почему так происходит? И какими вопросами задается инвестор, когда смотрит на новый для него проект?

Когда вы отправляете письмо инвестору, то, очевидно, хотите привлечь его внимание, чтобы потом заинтересовать участием в стартапе. Обычно у инвестора при знакомстве с проектом возникает несколько ключевых вопросов.

По теме: Почему вам никто не даст

1. С кем я имею дело и насколько адекватны эти люди?

На странице, где описывается команда создателей, должна быть информация, за которую можно зацепиться. Кто чем занимается, что хорошего сделал. Успешные люди пишут про свои победы, неудачники — про опыт. Достижения бывают разными: даже студент первого курса мог занять первое место в какой-то олимпиаде, побороть друга в армреслинге, написать компьютерную программу и т.д. Человек, который к 20 годам ничего не добился (или не способен перечислить свои триумфы), в бизнесе не преуспеет.

Кроме того, письмо-анонимка может сильно оскорбить любого человека, в том числе и инвестора. Пишите: «Здравствуйте, Павел! Меня зовут Вася Пупкин, я являюсь одним из основателей проекта N».

2. Понимают ли они свой рынок лучше, чем я?

Когда создаешь проект, нужно оценивать ситуацию вокруг и постоянно следить за изменениями в сфере. Новички часто этим пренебрегают.

3. Могут ли они предложить интересную инновацию и способны ли из нее сделать продукт?

Инновация — то, что заставит потребителя использовать именно эту разработку, а не уйти к конкурентам (которые наверняка будут). Это «изюминка» проекта.

Письмо должно максимально отражать смысл и цель стартапа. Текст часто выглядят примерно так: «Мы предлагаем рынку настолько инновационный продукт, что даже забыли включить в презентацию слайд с описанием, пусть инвесторы сами додумаются». Это основная ошибка молодых предпринимателей (и причина отказа в 90% случаев) — нет определения самого «продукта». Может показаться, что описание проблемы и есть ее решение: если никто еще не построил лифт на Луну, то давайте его построим. Начнем со сбора денег, а потом уже будем голову ломать, как его сделать…

Продукт — основа бизнеса, и именно он должен быть во главе в презентации для инвесторов.

4. Способны ли они из продукта сделать бизнес?

Для ряда инвесторов, включая меня, это не самый критичный вопрос на старте, если на предыдущий вопрос (про продукт) есть качественный ответ, который вызывает интерес. Но всё же для большинства это важный момент, и здесь недостаточно нарисовать ценник — вы должны продемонстрировать свою способность продавать.

Например, для стартап-сайта по поиску работы можно привести статистику: «Мы опросили 300 компаний, 200 из них подтвердили интерес, 30 предоставили запрашиваемую нами информацию (вот иллюстрация). Мы также показали эту информацию 300 соискателям, и 80% из них захотели пройти собеседование в одной из этих компаний».

Опыт показывает, что успеха достигают предприниматели, которые:

  • Очень любят цифры, просто балдеют от цифр

  • Очень любят проверять цифры через А/В-тестирование и анализировать результаты.


5. Чего они ждут от меня?

Хорошо, если в письме будет призыв к действию, вопросы или хотя бы уточнение, зачем оно вообще было написано. Начиная составление e-mail'а, помните: чтобы получить инвестиции, нужно предложить что-то на 5+ – и еще немного больше (не потому что инвесторы вредные, а потому что иначе не выжить в конкурентной борьбе на рынке).

Удачи!


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно