Top.Mail.Ru
Колонки

Проверьте, все ли в порядке с вашим бизнесом. 4 главных показателя

Колонки
Анастасия Павлова
Анастасия Павлова

Финансовый директор компании «Нескучные Финансы»

Алина Алещенко

У одной компании с виду все было хорошо: заказы идут, деньги есть, собственники выводят себе хорошие дивиденды. Но хорошая жизнь быстро закончилась: бизнес попал в кассовый разрыв, образовались долги и, в итоге, банкротство. Уже потом задним числом стало понятно, что бизнес был убыточным и «шиковал» на авансы клиентов. Как только число заказов устаканилось, убыток всплыл и убил компанию.

История реальная и, что хуже, очень частая в российском бизнесе. Как убедиться, что с вашим бизнесом не произойдет вдруг что-то такое? Нужно отслеживать несколько финансовых показателей, которые объективно показывают состояние компании. Анастасия Павлова, финансовый директор компании «Нескучные Финансы», рассказала, что это за параметры.

Проверьте, все ли в порядке с вашим бизнесом. 4 главных показателя

1. Чистая прибыль

Точнее, правильно посчитанная чистая прибыль. Звучит дико, но наш опыт показывает, что больше половины предпринимателей не умеют правильно ее считать. Главная ошибка — в выручке.

Выручку нужно признавать по выполненным обязательствам — то есть, в тот момент, когда вы отработали свои деньги и они становятся вашими: отгрузили товар клиенту, сдали сайт, оказали услугу. 

Обратите внимание, что про деньги пока ни слова. Клиент перевел аванс? Хорошо, но это пока не ваша выручка. Заключили с клиентом договор и он перечислил полную предоплату? Еще лучше, но выручкой эти деньги станут только тогда, когда вы выполните свое обязательство.

Пока обязательство не выполнено, предоплата — это просто деньги клиента, которые лежат на вашем счете.

Именно из-за ошибок в выручке возникают ситуации подобные той, что выше — у компании вроде бы все хорошо с деньгами (из-за авансов и отсрочек), а прибыли на самом деле нет. В моменте такой расклад позволяет шиковать, но рано или поздно убыток даст о себе знать.

Дальше все проще: вычитаете из выручки все расходы компании и получаете чистую прибыль — это главный индикатор жизнеспособности компании.

График финансово здорового бизнеса: выручка растет, прибыль есть и тоже растет

 

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

2. Точка безубыточности

Точка безубыточности (ТБУ) — это та выручка или тот объем продаж, который позволяет компании выйти в ноль. Особенно важен этот показатель для развивающихся компаний, которые еще не вышли на стабильную прибыль.

  • Если компания еще не зарабатывает прибыль, то для нее точка безубыточности — это ближайшая цель. «Нужно выйти на миллион выручки в месяц, чтобы больше не получать убытки. Работаем!»
  • Если компания только-только вышла в плюс, то для нее ТБУ — это план-минимум. «Ребята, делаем что хотим, но ниже миллиона падать нельзя».

Развитые компании легко преодолевают точку безубыточности, поэтому цели ставят уже по размеру чистой прибыли. Они могут отслеживать, на какой день месяца удается достичь точки безубыточности. Если раньше ее достигали на пятнадцатый день, а теперь на двадцать первый, есть повод задуматься.

 

3. Оборотный капитал

Оборотный капитал — это замороженные деньги собственника: запасы и дебиторская задолженность. Если забыть про оборотный капитал, то даже прибыльная компания может остаться без денег.

Почему так происходит? Дело в том, что деньги имеют несколько агрегатных состояний — точно так же, как вода. 

  • Смотрите: у вас на счете лежит миллион рублей. Допустим, вы покупаете на этот миллион товарные запасы для последующей перепродажи. Что происходит в этот момент? Миллион рублей в виде денег превращается в миллион рублей в виде запасов.
  • Или другой пример: вы выполнили обязательство перед клиентом, но он платит с отсрочкой. До момента оплаты образуется дебиторская задолженность — деньги ваши, просто они пока у клиента.

У денег, запасов и дебиторской задолженности — это по своей сути одно и то же. Но так же, как нельзя выпить лед, нельзя и заплатить зарплату товаром или рассчитаться по аренде дебиторкой. Поэтому нужно отслеживать размер оборотного капитала и не допускать, чтобы он разрастался и создавал тем самым проблемы компании.

Как из-за дебиторки чуть не закрылся прибыльный бизнес
У нас была история: пришла предпринимательница, которая делала косметику на заказ. Она была в отчаянии: денег постоянно не хватало, приходилось залезать в долги. Казалось, что бизнес убыточный и пора его закрывать.
Когда мы разобрались в ситуации, увидели: компания на самом деле прибыльная, но дает слишком большие отсрочки. Другими словами: приходит заказ → компания делает его на свои деньги → ждет оплату. А пока ждет оплату, приходит другой заказ, денег на который нет. Отсюда и все проблемы.

 

4. Рентабельность собственного капитала (ROE)

Если убрать всю лирику, то любой бизнес — это коробочка по производству денег. Предприниматель загружает туда капитал, в течение года происходят маркетинг, переговоры, продажи, производство, лиды, конверсии — чтобы в конце года вернуть капитал с процентами.

Рентабельность собственного капитала показывает, сколько процентов годовых дают вложенные предпринимателем деньги. Посчитать ROE легко: (Чистая прибыль / Собственный капитал) * 100%.

Собственный капитал — это все активы бизнеса за вычетом обязательств перед клиентами, поставщиками, кредиторами, сотрудниками. В общем, то, что принадлежит именно бизнесу, а не кому-то еще. Другими словами, если продать бизнес и раздать все долги, то у собственника останется собственный капитал.

Рентабельность собственного капитала помогает собственнику понять две вещи:

  • 1. Что происходит с эффективностью его бизнеса

Если ROE падает (даже при растущей прибыли) — значит, вложенный капитал работает менее эффективно, чем раньше. Такое часто происходит со зрелыми компаниями, когда они обрастают лишними активами и расходами.

  • 2. Не занимается ли он дешевым кипишем

Допустим, предприниматель посчитал ROE и получил 8%. Если бы он положил эти же деньги на банковский депозит, то получал бы 5% — чуть меньше, но зато вообще делать ничего не надо.

А если он умеет инвестировать, то может сформировать безопасный инвестпортфель, который будет давать даже больше, 10-15% годовых. Риски будут, но меньше, чем в бизнесе. Бизнес, доходность которого мала несоразмерно усилиям и рискам — это и есть дешевый кипиш.


Читайте также:
Прибыль в бизнесе

Меньше цена – больше денег. Как увеличить прибыльность компании?

Выручка и оборот — это одно и то же? Разбираемся в финансовых показателях компании

Итак, как убедиться, что с бизнесом все в порядке 

  1. Проверьте, правильно ли вы считаете чистую прибыль и есть ли она у компании вообще.
  2. Посчитайте свою точку безубыточности и убедитесь, что можете ее стабильно преодолевать.
  3. Отслеживайте, сколько денег заморожено в оборотном капитале — не допускайте, чтобы количество «заморозки» беспричинно росло.
  4. Отслеживайте рентабельность собственного капитала — не теряет ли бизнес в эффективности?

Фото на обложке: unsplash.com

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как с налоговой запросить и получить акт сверки в 2024 году
  2. 2 Как выставить, проверить и оплатить инвойс
  3. 3 Бухгалтерская экспертиза для бизнеса
  4. 4 В апреле истекает срок сдачи отчетности по МСФО: вот что нужно знать, чтобы все сделать правильно
  5. 5 Прибыль в бизнесе: основные виды и типы
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!