Иева Собликайте

Когда ваш сайт скопировали: 6 советов потерпевшему


В Сети появился клон Вашего стартапа или же вы узнали о том, что ваш контент был скопирован? Соучредитель и директор по разработке сайта международной медицинской платформы MEDIGO Иева Собликайте и ее коллега, директор по контенту, Флоренс Коллинс, рассказывают читателям Rusbase, как защитить свой сайт от случаев копикэтаКопикэт — термин, употребляемый для обозначения копирования манеры поведения..


Вот уже 2 года мы разрабатываем сайт, аналогов которого до этого момента не было. MEDIGO, глобальная платформа по поиску и организации лечения по всему миру, развивается  за счет уникальной идеи, дизайна, контента и, конечно, большой любви к нашим пользователям. Но с тех пор, как медицина и здоровье стали популярными темами в сфере стартапов, все больше компаний пытаются скопировать чужую бизнес-модель. Мы задались вопросом: «Как правильно взаимодействовать с сайтами, которые не брезгуют тем, чтобы взять чужую идею?». В итоге пришли к 6 выводам, которые могут помочь стартапам бороться с незаконным копированием.

1. Убедитесь, действительно ли ваш сайт кем-то скопирован

В мире существует много вещей, которые не являются нашей собственностью. Хорошие идеи – это как раз такой случай. Стиль, web-элементы и содержание сайта – вот основные проблемные объекты, копирование которых очень сложно отследить, сложно доказать право на владение ими, сложно сравнивать их с изображениями и содержанием на собственном сайте.

Самый простой путь узнать, украден ли ваш контент – поискать уникальную копию в Google и проверить точные совпадения. Вы можете использовать такие инструменты, как поиск Google по изображениям или же TinEye Reverse Image Search, который поможет выявить даже сильно отредактированные версии ваших изображений. Если вы нашли в итоге сайт-«подражатель», то обязательно задокументируйте найденное (соберите максимальное количество информации, сделайте скриншоты с указанием даты, сохраните логи страниц).

2. Не паникуйте!

Копирование сайтов происходит с завидной регулярностью. Google знает о плагиате и будет наказывать подражателей индексированием продублированного контента более поздней датой. Многие «дубли» на первый взгляд абсолютно безвредны, однако всегда есть риск того, что пользователь, который пришел на сайт-подражатель, поверит, что этот сайт и есть настоящий. Разумеется, это может повредить имиджу вашего бренда. Мы советуем постоянно анализировать уровень угрозы, исходящей от подражателей, и принимать меры в случае необходимости.

3. Выясните, кто и почему копирует вас

В основном копикэты подразделяются на 2 группы – «авантюристов» и «обычных негодяев».

Команда авантюристов состоит обычно из 1-2 человек, которые даже не имеют представления о том, во что ввязались. Они не исследуют рынок, делают копию вашего сайта и ждут, что пользователи сами найдут их. Как правило, авантюристы создают видимость весьма внушительного MVP в поисках финансирования, но при этом им не хватает навыков, партнерской сети и опыта, чтобы сделать что-либо действительно серьезное.

У любого инновационного сайта (хороший пример – сайт Airbnb) есть сотни «авантюрных» копий.

«Обычных негодяев» меньше, но, тем не менее, это наиболее опасная группа «подражателей». У такой группы есть тенденция к тому, чтобы прорабатывать свою стратегию, детально анализировать разные стартапы, проводить оценку рыночной стоимости и даже порой собирать инсайдерскую информацию прежде, чем принять решение о копировании того или иного стартапа.

Печальная и довольно распространенная ситуация – в компании стартапа есть менеджер- инсайдер, который анализирует пользовательские воронки и отправляет информацию сторонней компании. Она, в свою очередь, делает копикэт стартапа на основе полученной информации. Конечный продукт может визуально отличаться, однако вы сразу распознаете свои идеи, определенные элементы и сервисы.

Такие сторонние компании, как правило, уже имеют договоренности о посевных инвестициях и имеют все шансы получить финансирование в раунде А.

4. Попробуйте наладить контакт

Мы советуем попытаться наладить контакт с сайтом-копикэтом и тактично попросить убрать принадлежащий вам контент. В некоторых случаях такие сайты извиняются или делают вид, что они не знают, как это получилось. Один владелец подобного сайта, с которым мы связывались, начал винить своего разработчика в краже контента. Однако разработчик рассказал нам, что он в принципе был не в курсе того, что на сайте планируется размещать какой-либо контент!

Если владельцы сайтов не отвечают, то вы можете связаться с хостингом этих сайтов и попросить удалить их. Проблема все еще не решена? Вы можете написать жалобу в DMCA (Digital Millenium Copyright Act) или в EUCD (European Union Copyright Directive). Обычно такой метод используют большие компании в случае с незаконным распространением и скачиванием авторского контента, но это может сработать и в вашем случае.

5. Веселитесь вместе со скраперамиScraper – программа, которая копирует посты из других источников и публикует их на собственном сайте без разрешения автора, автоматически или вручную.

Если вы боитесь, что контент вашего стартапа станет жертвой скрапера, вы можете найти софт, который поможет своевременно смягчить угрозу и обеспечить защиту проекта. Например, такой софт есть у компании Cloudflare’s Scrape Shield, но также есть и другие разработчики, которые предлагают не только похожие софты, но и различные технические инструменты для защиты от ботов-скраперов.

6. Работайте на опережение

Изучите, есть ли у ваших «подражателей» конкурентные преимущества и убедитесь в том, что находитесь на несколько шагов впереди.

Мы рекомендуем в обязательном порядке мониторить ваш стартап в случае аномального всплеска трафика: скраперы используют прокси и режимы «инкогнито», чтобы заполучить контент. Вы всегда можете держать руку на пульсе при помощи Google Analytics: отслеживать трафик страниц, повышенную активность по запросам и логи. При желании вы даже сможете узнать с высокой точностью, кто именно скрапит ваш сайт, если изучите, где зарегистрированы IP-адреса посетителей (некоторые скраперы удивительно недальновидны).

Также можно отдать прерогативу отслеживания копикэтов на аутсорс: например, компания Copyscape предлагает сервис под названием Copysentry, который ежедневно сканирует интернет на предмет скопированного контента.

Для отслеживания тех новых копикэтов, которые крадут вашу концепцию и стиль (прежде всего – изображения и контент), можно установить оповещения Google Alerts по топу ваших ключевых слов.

Наконец, необходимо помнить, что любая компания – больше, чем просто сайт. Ваша команда, отношения с пользователями, ваша партнерская сеть и те уроки, которые вы вынесли на пути создания необычного и уникального стартапа, – это бесценно. Элементы, которые кто-то может скопировать – это всего лишь верхушка айсберга, а без «подводного» течения, без команды, без поддержки и структуры, без должного опыта такие копикэты, скорее всего, быстро исчезнут.


Материалы по теме:

Давайте копировать идеи!

18 фатальных ошибок для стартапа

Какие выводы я сделал за 7 лет в бизнесе

Как американский технологический стартап соперничал с китайскими фабриками живописи

CarPrice: «Пусть конкуренты приходят к нам — может, проинвестируем»

Зашифровать смартфон и ноутбук: пошаговая инструкция

Видео по теме:


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно