Юлия Чухвичева

Этика копирайтеров – а существует ли она вообще?

Юлия Чухвичева, главный редактор Honestext, написала о профессиональной этике копирайтеров и о том, зачем это вообще нужно.


«Иваныч, почему у тебя станок простаивает?»

Профессиональная этика – свод чаще всего негласных, но интуитивно понятных и обусловленных здравым смыслом правил, которые здорово облегчают жизнь и заказчику, и исполнителю, и конечному потребителю (в нашем случае – читателю текстов).

Профессиональная этика настолько важна, что часто стоит выше регламента работы (то есть внутренних правил/указов/соглашений/директив руководства). Хорошим примером того, что бывает при нарушении этики взаимоотношений при соблюдении регламента, может быть итальянская забастовка. Это такой вид протеста, когда сотрудники безукоризненно исполняют свои служебные обязанности, ни на йоту от них не отходя.

– Иваныч, почему у тебя станок простаивает?!

– По служебной инструкции я не имею права приступать к работе, если руководство не обеспечило меня чистой ветошью для протирки деталей. А моей тряпочке уже два дня.

– Да мы ж обычно по две-три недели одну тряпку используем, и всегда все нормально было!

– Ничего не могу поделать…

Более того, в западной этике профессиональных взаимоотношений считается, что если один из партнеров (например, работодатель) нарушает законодательство, то второй должен эту информацию обнародовать. Такой подход вовсе не является «стукачеством», поскольку, с точки зрения этики, бизнес должен приносить пользу всему обществу, а не только непосредственно владельцам.




Профессиональная «копирайтерская» этика

Существуют этические принципы, общие для представителей любой профессии (нередко они совпадают с положениями общечеловеческой морали). Однако есть и специализированные этические кодексы – например, врачебная этика, педагогическая, журналистская.

Копирайтер, по сути, тот же журналист. Он популяризирует информацию и способствует распространению идей. А ведь немало людей слепо верят печатному слову и считают, что «в интернете врать не будут!». Поэтому на любом «вольном копейщике» лежит не меньшая ответственность, чем на корреспонденте BBC или представителе крупного медиахолдинга.

Мы составили этот список правил этики профессионального копирайтера, основываясь на принципах этики бизнеса вообще, собственном опыте и элементарной логике. Форму подачи мы позаимствовали у основателя пастафарианства Бобби Хендерса и представили базовые советы в виде заповедей «лучше бы тебе не».


1. Лучше бы тебе не врать


Не врать себе, заказчику и читателям. Себе – это когда думаешь: «Пффф, ядерная физика – погуглю и все напишу за пару часов, делов-то!». Заказчику – когда объявляешь: «Честно говоря, у меня тут очередь стоит, вообще времени на вас нет, но так и быть, распихаю всех и втисну ваш заказ. По двойному тарифу, разумеется».

Вранье читателям – это непроверенная информация, заказные отзывы, подставные комментарии на форумах и прочее из этой же серии. Отдельным пунктом можно вынести вранье «конечно, я справлюсь» при заведомо невыполнимой задаче («Семь красных линий»). Потому что вы не справитесь, а заказчик пойдет с таким же ТЗ к другим исполнителям и будет уверен, что они просто не хотят ему помочь, ведь кто-то уже попытался, просто оказался недостаточно компетентен.


2. Лучше бы тебе не демпинговать

Работая по ценам существенно ниже рыночных, вы способствуете общему снижению стоимости этой услуги. Тут слышны возражения «по хорошей цене заказчика можно год ждать, а деньги нужны уже сейчас. У меня пятеро детей, невоспитанная кошка и родители с синдромом гиперактивности. Я не гордый, поработаю и за копейки».

Здесь сложно что-то возразить: это тот самый случай, когда общественные интересы надо поставить выше личных – потому что в итоге это обернется вам же на пользу.

Чье-то «я не гордый» сегодня обернется кризисом для целого сегмента завтра. Было бы здорово, если бы все это понимали и чувствовали свою ответственность перед коллегами. Тем более, что демпинг – это процесс бесконечный. Всегда найдется кто-то с еще более сложной жизненной ситуацией, готовый писать еще дешевле. Конкурировать нужно качеством и ассортиментом услуг, а не снижением их стоимости.


3. Лучше бы тебе не работать кое-как

Удивительно, но факт: некоторые авторы умеют менять качество выдаваемого контента в зависимости от оплаты.

«За 5 рублей я только попой по клавиатуре попрыгаю, за 50 напишу что-то осмысленное на основе двух-трех источников, за 500 глубоко изучу тему и напишу оригинальный и полезный материал». Работать плохо нельзя, и цена здесь не играет ни малейшей роли. Если вам не нравится гонорар – не надо на него соглашаться. Если согласились – выкладывайтесь так, будто после сдачи заказа вас ждут сокровища Британской Империи, не меньше.


4. Лучше бы тебе не быть беспринципным

Всеядность убивает профессионализм, в то время как принципы вызывают уважение. Если автор берется за совершенно незнакомые темы, велика вероятность, что он выдаст низкокачественный контент – подпортив себе репутацию и уронив реноме профессии в целом. Особенно важно не писать на медицинские, юридические и психологические темы, если только у вас нет диплома по этим дисциплинам. Ошибка в любой из этих сфер может обернуться угрозой для жизни/здоровья/благосостояния читателя.

Случай из практики. У копирайтера заказывают рекламную статью для продвижения лекарства, снимающего только симптомы, но не устраняющего причину заболевания. Не разбирающийся в медицине автор расписывает чудо-свойства этой прекрасной панацеи, утверждая, что она «быстро и без побочных эффектов исцеляет пациента». Это способствует дезинформированию потребителей.


5. Лучше бы тебе не подводить заказчика


Опрометчиво пообещал выполнить заказ к концу рабочего дня, затем отвлекся на последний эпизод любимого сериала, вспомнил, что у ребенка важное выступление в детском саду, не отказал себе в удовольствии сходить в тренажерку вечером… А заказчик ведь и до утра подождать может, еще никто не умер от того, что получил тексты на несколько часов позже, правда?

Неправда. Не знаем, как там насчет летального исхода от сорванных сроков, но тысячные, а то и миллионные убытки понести – это уж будьте благонадежны. Например, если речь идет о срочном выпуске «горящей» новости или эксклюзивного материала. Или если заказчик сам является посредником, и вы сорвали его обязательства перед конечным клиентом.

Однажды нам заказали 10 статей для бортового журнала авиакомпании. Издание выходит на трех языках. Мы были ответственны за русскоязычную часть выпуска, которую после нас уже должны были перевести на английский и греческий.

Над номером работало несколько авторов, переводчиков, корректоров и редакторов, и мы были в самом основании этой пирамиды. Поэтому даже незначительное затягивание сроков могло привести к сорванным ко всем чертям планам и, натурально, серьезным убыткам для компании.


6. Лучше бы тебе не о(б)суждать коллег и заказчиков


– Мы тут заказали лендинг у одного автора, так он нам такой ужас сделал, вы не представляете…

– А позвольте-ка полюбопытствовать… дааа, редкая дрянь. А у кого заказывали? Муа-ха-ха, что ж вы к дилетантам-то ходите… ну ничего, спасу вас!

Вам кажется, что вы выглядите искушенным профессионалом, но на самом деле вы просто вволю сплетничаете и злословите за спиной человека. Ваш собеседник обязательно задумается, что же вы говорите о нем. Еще живо понятие цеховой солидарности (по отношению к коллегам) и неразглашения конфиденциальных сведений (то есть деталей вашей работы с заказчиком). Помните об этом.


7. Лучше бы тебе не нарушать законов той страны, где ты работаешь


Любой профессионал в ответе и за свои действия, и за свое бездействие. Понятное дело, что бежать в прокуратуру, милицию или службу безопасности каждый раз, когда кто-то не выдал вам чек – ноги можно стереть. Это как раз больше относится к регламенту и формалистике.

А вот что касается этики – это уважение к себе и согражданам: например, не оказывать услуги различного рода хайп-проектам, финансовым пирамидам, заведомо мошенническим сайтам, чудодейственным лекарям с внутривенными инъекциями водопроводной воды и прочим. Если вы – профессионал и пишете действительно ярко и убедительно, то обманываете людей своими текстами именно вы, а жар вашими руками загребают мошенники. Причем нет никаких гарантий, что в их сети не попадется ваш друг, сосед или родственник.

Другими словами, мысль «Конечно, это плохо, но ведь всё равно найдется кто-то, кто это сделает – так почему не я?» – не этична.




К чему это всё?

Соблюдение профессиональной этики – залог равноправных деловых отношений, когда автор не расценивает заказчика, как «кормильца и поильца, руку дающую» и не поступается общечеловеческой моралью и коллегиальными интересами ради сиюминутной выгоды. Принципы этики также защищают заказчика от чрезмерно «зазвездившихся» исполнителей и гарантируют высокое качество работы.


Материалы по теме:

Нужна ли этика в PR?

Как сделать корпоративный блог популярным: 10 идей

Как заработать в Сети? 10 советов копирайтеру

Биржа или бюро – где искать копирайтера?

Свяжись с героем материала
Юлия Чухвичева
Юлия Чухвичева
связаться
Rusbase Connect: медиа как сервис

comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно