Артем Назаров

Чему учат в корпоративных университетах?

Высшее образование при своих очевидных плюсах не всегда удовлетворяет насущным потребностям бизнеса, поэтому крупные компании открывают собственные корпоративные университеты. Такие учебные центры позволяют сотрудникам получить более углубленные, экспертные знания в той или иной сфере бизнеса, а затем успешно применять их на практике.

Кроме того, все больше компаний используют собственную экспертизу для того, чтобы обучать клиентов, подрядчиков, франчайзи и других заинтересованных людей со стороны.

Артем Назаров, директор корпоративного университета «Связного», и представители других крупных компаний рассказывают о том, как организовано корпоративное обучение в разных отраслях бизнеса.


1. «Связной»
1. «Связной»

Сфера деятельности: ритейл

В нашей компании около 15 тысяч сотрудников, львиную долю которых составляют менеджеры по продажам в нашей розничной сети. Они чаще всего приходят сюда без опыта работы, со школьной или институтской скамьи, и должны сразу же представлять компанию перед покупателями. Поэтому их нужно учить практически всему.

Для этого в «Связном» и создали корпоративный университет, который включает более 50 учебных центров по всей стране. Все продавцы обязательно проходят здесь первичное обучение и стажировку – от 2 до 3 недель, в зависимости от региона и опыта кандидата. Далее можно посещать разнообразные тренинги, обязательные и по желанию.

Для быстрого обучения новым продуктам и услугам очень активно используется система дистанционного обучения. Её главное достоинство — оперативность. Если несколько лет назад продавцу из маленького городка в Сибири для прохождения тренинга нужно было ехать в Красноярск или другой крупный город, сегодня он может проходить онлайн более половины обучающих программ. В системе дистанционного обучения больше сотни подобных тренингов по продуктам и услугам. Но все обучение, связанное с коммуникацией, всё равно проводится при личном присутствии кандидатов. Практика показывает, что это эффективнее.

В «Связном» прозрачная система карьерного роста, и корпоративный университет – хороший инструмент продвижения по карьерной лестнице. Например, чтобы стать руководителем торговой точки, а потом — менеджером, отвечающим за регион, нужно пройти определённые курсы, потом аттестацию и экзамены, а также показывать хорошие результаты продаж.

Для офисных должностей в «Связном» обучение более индивидуально и привязано к специфике работы каждого сотрудника. Тем не менее здесь также существует базовый набор тренингов — например, по коммуникациям и управленческим навыкам. С 2015 года в «Связном» стартовала программа развития высокопотенциальных сотрудников – HiPo. Это модульная система тренингов, которая направлена на развитие коммуникационных навыков, навыков принятия решений и креативного мышления. Тренинги HiPo разделены на 3 уровня подготовки. Пройдя тренинги одного уровня, сотрудники могут перейти на следующий.

2. «Ашманов и партнеры»
2. «Ашманов и партнеры»

Сфера деятельности: интернет-маркетинг

«У нас есть несколько типов обучающих программ. Это курсы по продуктам, которые проходят в обязательном порядке некоторые из сотрудников (в первую очередь — менеджеры по продажам) и образование в Академии интернет-маркетинга, которое сотрудники по своему желанию могут получить бесплатно», — рассказывает Юлия Солодянникова, руководитель Академии интернет-маркетинга «Ашманов и партнеры». Кроме того, по собственной инициативе или рекомендации руководителя можно пройти внешнее обучение, с частичной или полной компенсацией. Подобные случаи рассматриваются частным образом, здесь все зависит от заинтересованности руководителя, стажа сотрудника, его профессиональных достижений.

По словам Юлии, обучение почти всегда положительно влияет на карьерный рост. Благодаря внутренним курсам, у сотрудников всегда есть возможность расширить свои знания в разных областях интернет-маркетинга.

Так, например, аккаунт по SEO может пройти обучение работе с контекстной рекламой, а SEO-специалист — познакомиться ближе с SMM. На занятиях разбираются учебные кейсы — реальные клиентские проекты. Обязательно проводится тестирование, защита проекта или любая другая форма контроля пройденного материала.

«Стремление сотрудника углубляться в специфику его продукта или расширять знания по всему интернет-маркетингу действует на его карьерный рост, как хорошее SEO – плавно, постепенно и органично, — говорит Юлия. — Внешнее обучение в нашем случае — скорее редкая практика, нежели частая. У нас бывают покупные тренинги для отдела продаж или иных «немаркетинговых» специалистов. Интернет-маркетингу мы можем научить внутри компании, так как наша экспертиза позволяет нам давать все необходимые навыки нашим сотрудникам. Еще одно, совершенно отдельное обучающее направление — наша Академия интернет-маркетинга. Она ориентирована в первую очередь на студентов со стороны: менеджеров по маркетингу крупных компаний, представителей eсommerce-проектов и владельцев малого бизнеса. Но мы только приветствуем интерес со стороны сотрудников: для них обучение бесплатно. Правда, и поблажек не даем: чтобы получить сертификат, нужно выполнить домашние задания, а в конце обучения подготовить и успешно защитить итоговую работу». 

3. Bosch, департамент автомобильных запчастей и оборудования
3. Bosch, департамент автомобильных запчастей и оборудования

Сфера деятельности компании: автомобильные запчасти, диагностическое оборудование и сервис

Одно из многочисленных подразделений компании Bosch предлагает полный ассортимент автомобильных запчастей для магазинов и СТО по всему миру, а также автосервисное диагностическое оборудование.

Для того, чтобы сотрудники автосервисов обладали должной квалификацией, в Москве был открыт учебный центр подразделения автомобильных запчастей и диагностического оборудования компании Bosch, филиалы которого располагаются в Санкт-Петербурге, Орле, Астрахани и других городах. Он находится в новом здании в Химках, которое оснащено всем необходимым для автосервисов оборудованием — диагностическими стендами, подъемниками, шиномонтажной техникой.

Программа курсов ежегодно обновляется, проводится регулярная адаптация новых программ, разработанных в Германии. Учебный центр предлагает не только технические курсы по диагностике и ремонту легковых и коммерческих автомобилей всех автопроизводителей, но и курсы по управлению автосервисом для менеджеров. Для удаленных регионов Bosch предлагает вебинары Regionet и программы электронного обучения (e-learning). Общее число учебных программ — около 60.

Каждая ступень обучения заканчивается проверочным тестом с выдачей соответствующего международного сертификата Bosch и паспорта участника обучения. Курсы доступны не только для сотрудников сервисов Bosch, но и для специалистов обычных автосервисов, которые желают повысить квалификацию.

4. «Тинькофф Банк»
4. «Тинькофф Банк»

Сфера деятельности: банковское дело

Работа «Тинькофф Банка» строится на двух основных принципах: это клиентоориентированность и технологичность процессов.

«Чтобы построить команду, воплощающую эти принципы, мы уделяем особое внимание подбору персонала и обучению. Для нас важен не столько опыт работы в банковской сфере, сколько личные качества сотрудника. Мы организовали настолько сильную систему обучения, что можем себе позволить нанимать людей без опыта работы в банках, а также людей вообще без опыта работы — студентов и выпускников», —  рассказывает Дарья Ермолина, PR-директор банка.

Для того, чтобы сотрудники предоставляли качественный сервис, они проходят три недели обучения. В первую неделю ученик проходит теорию, во вторую — практику. В это время он сдает несколько тестов и опросов на знание продуктов банка. По результатам тестирования ученика принимают в штат компании и переводят его на третью неделю обучения, когда он начинает самостоятельно работать под наблюдением наставника. Все материалы готовят внутренние тренеры банка.

Первичным обучением дело не ограничивается: в процессе работы все сотрудники поэтапно проходят тренинги по hard и soft skills в корпоративном университете.

5. «РусГидро»
5. «РусГидро»

Сфера деятельности: гидроэнергетика

В крупнейшем российском энергетическом холдинге «РусГидро», который владеет большинством гидроэлектростанций России, 8 лет назад был создан собственный корпоративный университет гидроэнергетики, сокращенно КорУнГ.

Университет поддерживает ключевые компетенции компании и специалистов, связывает филиалы компании «РусГидро», развивает корпоративную культуру. По итогам обучения в нем возможен карьерный рост.

Лекции тут читают сотрудники компании, которые обмениваются опытом с коллегами, а также приглашенные преподаватели профильных вузов страны, проектных и научно-исследовательских институтов, сотрудники конструкторских бюро, специалисты организаций, поставляющих оборудование.

Программы университета затрагивают не только ключевые технические компетенции персонала электростанций, но и разработку новых технологий, управленческие навыки и делятся на несколько направлений:

  • Нормативное обучение (необходимые по закону сертификаты, допуски);
  • Технологическое обучение (обязанности на рабочем месте, включая специфические навыки, умения и знания о «РусГидро»);
  • Инновационное обучение (создание новых направлений деятельности, освоение новых технологий);
  • Организационно-управленческая работа и управление ресурсами (деньги, люди, активы);
  • Проектная деятельность.

В университете используется как очное, так и заочное обучение: дистанционные курсы, практикумы и лабораторные работы, видеоконференции, видео-уроки и онлайн-библиотеки, компьютерные тренажеры, макетные классы и полигоны. Очные и практические занятия проходят в двух учебных центрах: на Волжской (Волгоград) и Саяно-Шушенской (Республика Хакасия) ГЭС, а также в московском учебном центре, городе Углич и на других объектах компании.

6. Логистическое агентство «20А»
6. Логистическое агентство «20А»

Сфера деятельности: грузоперевозки, склады

Специалисты HR-отдела логистического агентства «20A» разработали систему прохождения испытательного срока, включающую обучение и тестирование. При успешной сдаче вступительных тестов человек принимается на работу, получает план прохождения испытательного срока и отдельный план развития и адаптации в течение этого периода (тестирование и обучение в виртуальной среде Moodle).

Компания стремится адаптировать сотрудника к работе в течение 3 месяцев. Когда в штат принимаются операторы склада или администраторы, за ними закрепляются наставники. Сотрудник проходит обучение на управление спецтехникой и сдает в Moodle экзамен.

Особое внимание в программе адаптации новичков отдается навыкам общекорпоративной культуры: уважительное отношение друг к другу, соблюдение правил проведения совещаний, процедур управления документацией, уважение времени друг друга, непрерывное обучение и развитие, поддержание общих проектов...

К моменту окончания первых 3 месяцев испытательного срока сотрудник также проходит тестирование по своей должности. Если сотрудник не добирает баллы до проходного, ему дается срок для переподготовки и повторной сдачи теста. С непрошедшими повторное тестирование сотрудниками приходится проститься.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно