Сергей Ярцев

Зачем нужны корпоративные венчурные фонды

Руководитель направления венчурных инвестиций AYR Сергей Ярцев объясняет, что корпоративный венчурный фонд — это не «ещё один источник прибыли», а инструмент конкурентной борьбы, важный для долгосрочного развития корпорации.

Вот как компании-инвесторы могут распоряжаться своим капиталом.


Основная цель венчурного фонда — получать прибыль за счет инвестиций в быстрорастущие компании. Фонд входит в высокорисковый проект на ранней стадии и выходит из него, когда проект вырастет, окрепнет и значительно подорожает. Инвестиции могут быть направлены на строго определенную отрасль, регион или стадию проекта.

Венчурный фонд, единственным ограниченным партнёром которого выступает крупная корпорация, а инвестиции осуществляются в интересах этой компании, называется корпоративным. Корпоративные венчурные фонды не исключают прибыль из своих целей, но доходность фонда является только одним из показателей его эффективности.

Среди наиболее известных зарубежных фондов можно выделить Google Ventures, Intel Capital, Salesforce Ventures, Qualcomm Ventures, GE Ventures и другие. На американском рынке корпоративный венчурный капитал составляет в среднем 20% от всего объема венчурных инвестиций.

Российский рынок значительно скромнее, но тем не менее «Ростелеком», «Лаборатория Касперского» , Qiwi и другие компании всё больше вливаются в венчурный рынок и уже инвестируют.

В России очень часто используют термин «корпоративный венчурный фонд» — и есть разногласия в его понимании среди разных экспертов. В зарубежной практике этот сочетание не используется. Во всех источниках, будь то научная статья или издание CB Insights, применяют другие термины, например, corporate venture capital, или корпоративный венчурный капитал — предоставление капитала корпорации во внешние высокорисковые технологичные предприятия.

Существует большое разнообразие стратегий и целей предоставления corporate VC, и далеко не все из них напрямую связаны с получением прибыли через выход из проектов. В своей статье я остановлюсь на стратегиях в рамках парадигмы «Открытых инноваций» Генри Чесбро.

В упрощенном варианте открытые инновации — это идеология корпорации, когда новые технологии и продукты разрабатываются не только в собственных исследовательских подразделениях, но и привлекаются с рынка.

Чесбро выделяет 4 базовых стратегии:

  1. Стимулирующие инвестиции (driving investments) — характеризуются стратегическими целями инвестиций и сильной корреляцией между стартапом и инвестирующей компанией. Пример: некоторое время назад корпорация Microsoft выделила $980 млн для поддержки стартапов, использующих технологию .Net, что позволяло компании получить преимущество в конкурентной борьбе на нескольких рынках.
  2. Развивающие инвестиции (enabling investments) — также реализуются в рамках стратегических целей компании, но при этом основной бизнес инвестирующей компаний не имеет тесных связей со стартапом. Так, с 1990 года КВФ Intel активно инвестировал в компании, которые разрабатывали программные и аппаратные средства для видео, аудио и графических вычислений, скорость обработки данных коррелировала с вычислительными мощностями процессора. Покупка продукции этой компании приводила к сопутствующей покупке процессоров компании Intel, что является примером развивающих инвестиций.
  3. Потенциальные инвестиции (emergent investment) — осуществляются в те компании, чья деятельность не попадает под стратегические планы инвестирующей компании, но при этом их деятельность сильно связана. Пример: Berkeley Networks изначально появилась в портфеле Intel VC только за счет потенциала финансовой отдачи. Дальнейшее развитие сетевых технологий Berkley’s и Intel вынудило последнюю добавить поддержку сторонних протоколов в свои продукты, что оказалось правильным стратегическим решением.
  4. Пассивные инвестиции (passive investments) — инвестиции в компании, чья деятельность не связана со стратегией развития инвестора, а операционная деятельность связана лишь в малой степени. По факту, это классические инвестиции с целью получения прибыли.

Корпоративные венчурные фонды могут выполнять и другие значимые роли, например, заниматься технологическим скаутингом или блокировать развитие будущих конкурентов. Но на сегодняшний день важнее понять, что корпоративный венчурный фонд — это не «ещё один источник прибыли», а инструмент конкурентной борьбы, важный в долгосрочных перспективах корпорации.


Материалы по теме:

Зачем вам нужен корпоративный конкурс стартапов?

«Мы готовы инвестировать в ритейл». Четверо менеджеров ушли с работы и основали фонд

Кто раздает корпоративные инвестиции?

14 венчурных фондов, где можно получить деньги


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно