Top.Mail.Ru
Колонки

Синергия, господдержка и лояльность: как удержать креативные кадры в регионах

Колонки
Мария Матвеева
Мария Матвеева

Директор «Школы глобального бизнеса»

Анастасия Удальцова

Креативными индустриями называют сектор экономики, который формируется и развивается за счет интеллектуальной деятельности, идей и технологий. Борьба за креативные кадры — разработчиков, дизайнеров и маркетологов — особенно активно идет в регионах и сегодня усугубляется из-за кризиса. 

Как бизнесу удержать талантливых представителей креативных индустрий, рассказывает Мария Матвеева, директор «Школы глобального бизнеса», которая предлагает дополнительное образование для предпринимателей и топ-менеджеров.

Синергия, господдержка и лояльность: как удержать креативные кадры в регионах

Вакансии креаторов — IT-специалистов, дизайнеров, маркетологов — одни из самых высокооплачиваемых и востребованных. Именно эти люди помогают создать дополнительную стоимость продукта — упаковать его, сделать ближе к потребителю, продвинуть на рынке.

Без них не обходится технологичный и более традиционный бизнес: промышленность, торговля, сфера услуг и другие индустрии.

В России, особенно в удаленных от центральной части регионах, таких кадров не хватает. Люди стараются переехать поближе к центру.

Чтобы удержать их, бизнесу необходимо вкладываться в креативную экономику. От этого выиграют все участники процесса: и предприниматели, и специалисты, и государство.

 

3 стратегии для удержания креативных кадров

Специалисты не просто так стремятся уехать в столицу и за рубеж — именно там сосредоточены интересные проекты и современные знания, которые можно применить сразу, на месте.

Чтобы такие ценные кадры оставались в регионах и помогали местному бизнесу развиваться, нужно:

 

1. Обучать креативные кадры

  • Запустить собственный акселератор или курс 

Используйте кастомизированные курсы и акселераторы, чтобы ваши сотрудники могли расти профессионально.

В Якутии мы запустили «В8.Медиа-акселератор» для республиканских СМИ. В процессе обучения участники повышают насмотренность, наблюдая, как работают другие, какие подходы используют.

В проекте можно детально рассмотреть свой продукт через призму маркетинга и брендинга — как правило, ответ, почему разные издания запускаются по-разному и от чего это зависит, лежит здесь. 

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Бизнес может самостоятельно создать курс или акселератор, однако ему придется проводить исследование рынка, анализировать тренды, составлять методику, искать и привлекать экспертов и выстраивать образовательные процессы.

С экономической точки зрения проще обратиться за помощью к организации, которая на этом специализируется.

Если компания все же решила реализовать такой проект самостоятельно, вот несколько советов, которые помогут сэкономить: 

  1. Закрывать разные процессы с помощью одних и тех же поставщиков;
  2. Привлекать стажеров и волонтеров;

    Например, учеников из крупных онлайн-школ вроде Skillbox, которые проходят или уже закончили обучение и хотят получить опыт на практике.
  3. Проводить занятия в онлайне, приглашая интересных спикеров, — в том числе из других регионов;

    Имеет смысл готовить сотрудников к мероприятию, чтобы они задавали эксперту конкретные вопросы, а также геймифицировать обучение (например, добавлять викторины).
  4. Максимально использовать местные ресурсы при организации очного обучения.

    Можно снизить стоимость выступления интересного спикера, предложив ему экскурсию по городу, познакомив с культурой или местной кухней. Каждому региону есть что предложить. 

Также можно привлечь эксперта на другие мероприятия: местные конференции, консультации, мастер-классы. Зачастую специалисты согласны выступить перед большой аудиторией за меньшие деньги для своей «раскрутки». 


Больше возможностей для специалистов — в подборке «Город для бизнеса»


Начните работу с создания команды и определения методики, по которой будете работать. Мы, например, выбрали методику управления проектами Agile Scrum. И только потом переходите к поиску менторов и преподавателей.

Совет: заранее опишите характеристики менторов — опыт работы, наставничества, сфера деятельности, рекомендации. Найти их можно через поисковые системы по участию в конференциях, статьям, курсам (где они были экспертами), рекомендациям и Telegram-каналам.

  • Использовать малобюджетные способы обучения

Компании, у которых нет возможности создать собственный курс или акселератор, могут:

  • внедрить системы наставничества
  • организовывать регулярные встречи с экспертами
  • заказывать образовательные треки со стороны
  • просить сотрудников, которые отучились на какой-либо программе, делиться знаниями с остальным коллективом.
Другой вариант — систематизировать базу открытых уроков из интернета и предоставить сотрудникам доступ к ней. 

Читайте также:

Компания остается в России: как вести наем и сохранить персонал?

Исследование рынка российского корпоративного обучения: пандемия оказалась сильнее тысяч санкций


Но образовательные проекты в любом случае будут неэффективны без мотивации сотрудников.

Такую мотивацию могут вызывать, например: 

  • «Плюшки»
Сотрудник, которые прошел образовательные курсы и показал, как они помогают ему в работе, получает дополнительный выходной, премию или даже повышение. Самый простой и действенный способ.
  • Нетворкинг, когда образовательные треки дают социальные связи
Причем такие связи можно приобрести как при прохождении внешнего курса, так и принимая участие в программе менторства внутри компании.
  • Конкуренция

Создание конкуренции на рабочем месте может стать отличным катализатором для повышения мотивации.

Пытаясь вызывать чувство соперничества, многие руководители отмечают конкретных работников или команды за достижения. Однако возможен обратный эффект, если сотрудники чувствуют, что похвалы неискренни или что получатели выбраны несправедливо.

Главное — понимать, что именно важно для конкретного сотрудника. Одни хотят продвигаться по службе и становиться лидерами коллектива, другие — расширять свой круг общения, третьим процесс обучения интересен сам по себе, без дополнительных стимулов.

Когда мы организовываем курсы, мы проводим интервью с каждым студентом, чтобы понять систему мотивации и добавить нужные элементы в обучение.

 

2. Сосредоточиться на развитии и масштабировании собственного бизнеса

Креативные кадры сможет удержать только та компания, которая предложит им интересные задачи.

Так что самое главное для бизнеса — не стоять на месте, масштабироваться, в том числе за пределы своего региона, запускать новые продукты и направления, улучшать уже существующие решения и развивать клиентский сервис. 

Помочь в этом может государственная поддержка. В любом регионе есть спрос на поддержку компаний, которые уже занимаются креативной экономикой.

Можно даже отслеживать задачи, которые стоят перед государственными структурами, и анализировать, может ли ваш бизнес предложить что-то для их решения. 

Представители компаний могут участвовать в мастер-классах и интенсивах, чтобы по-новому взглянуть на свои бизнес-модели.

Например, в Якутии мы делали интенсив по креативному мышлению для членов Ассоциации «Народные художественные промыслы России» — тренинг с разными креативными методиками для продвижения продукта.

Его задачей было поднять сферу традиционного творчества на новый уровень, который бы соответствовал требованиям современности и международным стандартов.

В процессе сотрудники ассоциации нагенерировали много нестандартных решений и увидели свой традиционный бизнес с другой точки зрения.

 

3. Объединяться с другими предпринимателями

Предприниматели часто конкурируют за внутренний рынок вместо того, чтобы через сотрудничество увеличить свое влияние и выйти на внешние рынки.

Эта проблема есть во всех отдаленных регионах.

Основатели стараются лишний раз не делиться информацией друг с другом, даже если работают в разных нишах. Хотя именно через сотрудничество можно находить новые идеи для развития собственных компаний. 

Если делиться на широкую аудиторию информацией не хочется, можно организовывать приватные мастермайнды, круглые столы для непосредственных партнеров.

Многие интересные ниши рынка открываются на стыке разных сфер.

Синергия приводит к появлению проектов, в которых могут быть заинтересованы креативные специалисты.

Вот пример из нашего опыта: хлебокомбинат и PR-проекты для поддержки здоровых хлебов или традиционные медиа с цифровым продуктом для размещения рекламы.

 

Заключение

Важно не только обучать и развивать сотрудников креативных индустрий, но и создавать для них новые рабочие места.

Например, после обучения у нас руководители хлебокомбината заложили в стратегию развития штат маркетологов и пригласили на работу тех, кто учился вместе с ними. Такая практика помогает масштабировать бизнес с помощью людей на местах, не закладывая бюджет на специалистов, приглашенных из центральной части России. 

Росту креативных талантов поспособствуют и совместные программы бизнеса и государства.

Такое взаимодействие позитивно скажется на качестве программ: они будут опираться на нужды рынка в моменте.

Совместная слаженная работа поможет постепенно сократить отток молодых креативных кадров из регионов, усилит производственный потенциал местного бизнеса и повысит уровень занятости в регионе.

 

Конкретные советы, чтобы удержать креативных специалистов

  • Провести team assessment (оценку команды)
Такая услуга поможет проанализировать состояние команды и оценить потенциал каждого сотрудника. И как минимум позволит обратить внимание на креативных специалистов и их задачи, а еще сформирует более полную картину.
  • Транслировать цели и задачи компании на всех уровнях
Важно выражать благодарность сотрудникам и подчеркивать командные ценности (их нужно прописать заранее). Как правило, это добавляет работникам мотивации. 
  • Дать свободу креативным сотрудникам в некоторых аспектах
Например, 10% рабочего времени они могут тратить на изучение нового. Это позитивно скажется на их продуктивности и лояльности компании. 
  • Устраивать встречи, где они будут делиться знаниями и идеями

Такая практика поможет выделить наиболее активных сотрудников и оценить их soft skills, а также даст команде понимание, что их не ограничивают.

Для креативных специалистов очень важна возможность проявлять инициативу.

  • Проводить внутренние конкурсы
Например, конкурс на поиск лучшего решения, чтобы собрать тысячу подписчиков в сообществе за короткий срок или сократить расходы на дистрибуцию. Здоровая конкуренция может хорошо мотивировать людей. 
  • Приглашать экспертов на лекции и мастер-классы

Можно — из совершенно другой сферы (актеров, художников).Или подключать звезд вашего рынка онлайн из любых регионов.

Многие готовы потратить 15-20 минут на выступление перед коллегами. Это позволит расширить кругозор специалистам вашей компании и покажет вашу заинтересованность в их развитии.

  • Постоянно обучать команду

Например, при создании сайта или приложения вы поняли, что вам необходим UX-специалист. Необязательно искать его вне компании и вводить в курс дела, объяснять специфику продукта.

Дешевле и проще обучить сотрудника с хорошим потенциалом и подходящим бэкграундом, чтобы закрыть задачи по UX. Это также даст позитивный сигнал остальным членам вашей команды.

  • Дать возможность ошибаться

Каждая ошибка стоит денег, но это путь к развитию команды и компании.

Позвольте креативным сотрудникам вынести из их ошибок что-то полезное, дайте им понять, что вы поддерживаете их на этом пути.


Фото на обложке: PhotoByToR/Shutterstock

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Школьники из Якутии создают приложение для формирования рациона питания людей с болезнями почек
  2. 2 Школьники из Якутии начали разрабатывать пуховик с подогревом и Bluеtooth
  3. 3 13 сентября ва ВЭФ-2023 стартует «Арктическая стартап-экспедиция: Дальний Восток и Арктика России»
  4. 4 Реклама будущего: 5 трендов, которые могут полностью изменить рынок
  5. 5 Как начать свое дело в креативных индустриях — инсайты творческих предпринимателей
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти